Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А32-14209/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А32-14209/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" (ИНН 2315026172, ОГРН 1022302388184) - Москаленко И.А. (приказ от 27.08.1999), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Карповой А.Л. (доверенность от 22.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2013 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 (судьи Стрекачев А.Н., Николаева Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А32-14209/2013, установил следующее.
ООО "Мехавтотранс" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений инспекции от 31.02.2013 N 79985, 79992, 79995 и 79997 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании устранить допущенные нарушения прав общества.
Решением суда от 13.09.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2014, обществу отказано в удовлетворении требований.
Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган начислил налог исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности. Довод о неприменении для целей налогообложения в 2010 году распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) является ошибочным. Применение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в распоряжении N 1202-р.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, требования общества удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что по состоянию на 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка общества нельзя признать установленной в сумме 28 832 295 рублей. Постановление N 58 опубликовано 08.02.2010 и не может быть применено к налоговому периоду 2010 года. На 01.01.2010 кадастровая стоимость участка законодательно не установлена.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером: 23:47:0114003:0003, расположенный по адресу: г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией земли поселений и целевым использованием для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м.
Инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом уточненных налоговых декларации по земельному налогу за I - III кварталы 2010 года и за 2010 год, по результатам которых составила акты от 13.12.2012 N 46653, от 14.12.2012 N 46661, от 14.12.2012 N 46663, от 14.12.2013 N 46665, где зафиксировала неполную уплату земельного налога в размере 89 580 рублей.
Решениями инспекции от 31.02.2013 N 79985, 79992, 79995 и 79997 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу предложено уплатить земельный налог за 2010 год в указанной сумме.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 21.03.2013 N 20-12-207 оспариваемые решения инспекции оставлены в силе.
Не согласившись с указанными решениями, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, обоснованно руководствуясь при этом следующим.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики -организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей Кодекса. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ). В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет". Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии со статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения земельным налогом распоряжение N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57 отменено распоряжение N 1202-р, а постановлением N 58 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, которое содержит такой же перечень видов разрешенного использования и кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и распоряжение N 1202-р.
Суд правильно посчитал, что постановление N 58 не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению его обязанностей по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые установлены в распоряжении N 1202-р. Отмена распоряжения N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности по уплате земельного налога или ее изменении.
Распоряжение N 1202-р надлежаще доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имело реальную возможность и законную обязанность самостоятельно определить свои налоговые обязательства по уплате земельного налога за 2010 год.
Судебные инстанции отметили, что удельный показатель кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 23:47:01 14 003 определялся в размере 11 514 рублей 01 копейка как за земли, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Общество необоснованно в уточненных декларациях определило кадастровую стоимость в размере 6 437 146 рублей, действовавшую на 01.01.2008, и исчислило налог на землю за 2010 год исходя из этой кадастровой стоимости.
Суд проверил произведенный инспекцией расчет земельного налога за 2010 год и сделал вывод о том, что сумма налога исчислена инспекцией правильно.
Доводы общества исследованы судебными инстанциями и им дана правильная правовая оценка.
Нормы права применены судом правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой и постановления апелляционной инстанций отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 по делу N А32-14209/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)