Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.05.2007 N 11АП-2311/2007 ПО ДЕЛУ N А65-22826/2006

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2007 г. по делу N А65-22826/2006


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И.,
Судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С., с участием:
От заявителя - представитель Семенова Ю.Е. (доверенность от 10.01.2007 г.. N 16/11-07).
От ответчика - не явился (надлежаще извещен),
От третьего лица - не явился (надлежаще извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2007 г., в помещении суда, в зале N 1, апелляционную жалобу Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2007 г. по делу N А65-22826/2006, (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", Республика Татарстан, г. Казань, к Комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьего лица - Территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго" (Далее - МУП "ПО "Казэнерго"), Республика Татарстан, г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением с учетом уточнения (т. 3, л.д. 127) о признании действий Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань, выразившихся в применении при расчете арендной платы ставки земельного налога в размере 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка по всем арендованным земельным участкам, на которых расположены котельные, центральные тепловые сети, переданные заявителю Комитетом в хозяйственное ведение, незаконными.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2007 г. заявление удовлетворено в полном объеме.
Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Муниципального образования города Казани обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.02.2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Муниципального образования города Казани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, дает суду право рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель МУП "ПО "Казэнерго" в судебном заседании просил решение суда от 26.02.2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, дает суду право рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 26.02.2007 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ответчиком в адрес заявителя направлены уведомления N N 9194-9208, 9218-9221, 9223-9231 от 11.07.2006, N 10376 от 17.07.2006 об изменении с 1.01.2006 года суммы арендной платы за земельные участки в соответствии с Решением представительного органа муниципального образования г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 года, согласно которому ставка земельного налога для расчета арендной платы составляет 0,4%, соответственно, увеличивается сумма арендной платы за каждый объект по заключенным договорам с ответчиком. Поскольку согласно п. 2.1 Положения о порядке определения размеров арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, утв. в новой редакции постановлением КМ РТ от 27.04.06 N 211 в расчет арендной платы земельного участка входит размер ставки земельного налога, исчисленного по 0,4% ставки земельного налога, то заявитель считает, что данными действиями ответчика нарушены права и законные интересы заявителя.
Заявитель, считая действия ответчика незаконными и несоответствующими Налоговому кодексу РФ и решению представительного органа муниципального образования города Казани, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (субъектов Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 4. ст. 12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В соответствие с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе -налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно абз. 2 п. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
В соответствие с п. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 ст. 84 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 2 Закона РТ от 15.09.2004 N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", муниципальное образование город Казань наделен статусом городского округа.
В соответствие п. п. 2 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования города Казани к вопросам местного значения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 38 указанного Устава в городе Казани исполнение отдельных государственных полномочий осуществляется Исполнительным комитетом. Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан, в порядке п. п. 2, 3 ст. 40 Устава осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; В сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства: организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение как путем создания муниципальных предприятий, так и путем заключения договоров с частными предприятиями и муниципальными предприятиями других муниципальных образований; осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечивает устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-. энергоснабжения. Согласно Положению о Комитете земельных и имущественных отношений Исполнительного муниципального образования города Казани, утвержденному решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 24.12.2005 N 11-5 с 1 января 2006 ответчик выступает Арендодателем земель от имени Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Как видно из материалов дела, 11 и 17.07.06 г. заявителю ответчиком направлены уведомления N 9194-9208.9218-9221,9223-9231,10376, в которых сообщалось, что в соответствии с постановлением Руководителя исполнительного комитета г. Казани от 22.06.06 N 1198, решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.05 N 2-3 и пунктов 2.3 договоров аренды земельного участка NN 3006.3327-3329,3313-3340-3349,3351-3354,3523,4320. 4740,4753, 4743,919, 4319 с 1.01.2006 годовая сумма арендной платы за земли, указанные в договорах, предоставленные под размещение котельных, центральных тепловых пунктов рассчитаны с применением 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка, (л.д. 22-49 т. 1).
Судом установлено, что в уведомлениях об изменении арендной платы с применением 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка, направленных заявителю не учтено, что котельные и центральные тепловые сети, переданные заявителю на праве хозяйственного ведения являются инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса, потребителями объектов заявителя являются жилые дома, размер ставки для которых по решению представительного органа муниципального района г. Казани установлен - 0,1%, также и бюджетные учреждения, органы власти и управления (судмедэкспертиза, больницы, поликлиники, детские сады и ясли, школы, прокуратура, пожарная часть, библиотека для слепых, учебный корпус школы-интернат N 6 для глухих детей, здание пенсионного отдела Советского района, УВД Советского района и др.)- размер ставки -0,123%, наряду с указанными потребителями имеется обеспечение теплом иных категорий, подпадающих под ставку 0,4%, что подтверждается договорами аренды земельных участков (л.д. 56-146 т. 1, л.д. 1-141 т. 2), договорами на потребление услуг и перечнем объектов, являющимися потребителями услуг заявителя (л.д. 102-126 т. 3).
На территории Казани с 1 января 2006 года налогообложение земельных участков осуществляется на основании решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге". В соответствии с указанным решением установлена ставка земельного налога в размере 0,1% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых:
- - жилищным фондом (домами многоэтажной застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
- 0,2% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (домами индивидуальной застройки), садоводческими и дачными объединениями;
- 0,4% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса;
- 0,4% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства: объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи;
- 0,3% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков;
- 0,123 - в отношении земельных участков бюджетных учреждений, органов власти, управления.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ. При этом представительные органы муниципальных образований вправе принимать решения об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.04 N 188-ФЗ недвижимость в жилищной сфере - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее, в том числе: сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы. Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, а также иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в понятие инженерная инфраструктура включается комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования. Следовательно, под инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса следует понимать комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования, используемый для оказания жилищно-коммунальных услуг.
В соответствие с п. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, действия ответчика не соответствуют принятому решению представительного органа МО г. Казани, в котором дифференцированы ставки земельного налога в зависимости от объектов, находящихся на земельном участке.
Минфином РФ дано разъяснение в письме от 26 июля 2006 г. N 02-03-09/2027, что согласно статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в частности, 0, 3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 сентября 2006 г. N 03-06-02-06/89 указано, что в том случае, если земельный участок, на котором находятся объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также и иные объекты, является неделимым многофункциональным земельным участком, то исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться отдельно исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости), рассчитанной в отношении площади земельного участка, приходящейся на объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и налоговой базы (кадастровой стоимости), рассчитанной в отношении остальной площади земельного участка, определенной как разница площади всего земельного участка и площади, занятой жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
При этом при исчислении земельного налога к налоговой базе (кадастровой стоимости), рассчитанной в отношении площади земельного участка, занимаемой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка, установленная в пределах 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, а к налоговой базе, рассчитанной для остальной площади земельного участка, должна применяться налоговая ставка, установленная исходя из целевого назначения, указанного в правоустанавливающем документе на земельный участок.
Доводы представителя ответчика, что котельные и ЦТП заявителя находятся под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства и иными объектами, предусмотренными абз.6,7 п. 2 решения Представительного органа муниципального образования города Казани от 28.11.05 N 2-3 "О земельном налоге" и поэтому действия ответчика, выраженные в уведомлениях об изменении арендной платы с применением 0,4% ставки от кадастровой стоимости земельного участка правомерны, судом первой инстанции правомерно не были приняты, поскольку опровергаются материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия ответчика, выраженные в уведомлениях N 9194-9208, 9218-9221, 9223-9231,10376 от 11.07.06, 17.07.06 о применении в расчете арендной платы ставки земельного налога в размере 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка по арендованным земельным участкам, на которых расположены котельные и центральные тепловые сети, являющиеся объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, бюджетных учреждений, органов власти и управления, не соответствуют решению Представительного органа муниципального образования города Казани от 28.11.2006 N 2-3, Налоговому кодексу РФ и нарушающими права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемых действий незаконными, в связи с чем, решение суда от 26.02.2007 года законно и его следует оставить без изменения.
Доводы, приведенные Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Муниципального образования города Казани в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы, но не взыскиваются, в связи с освобождением Комитета от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2007 года по делу N А65-22826/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)