Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление": представитель не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска: Морозов В.Е, представитель по доверенности от 09.01.2014 N 04/09; Козачек Н.А., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 04/10;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
на решение от 21.04.2014
по делу N А73-1017/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 21.04.2014 суд заявление удовлетворил частично. Признал незаконным решение Инспекции в части применения налоговых санкций по статье 123 НК РФ в сумме, превышающей 25 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кроме этого, суд взыскал с Инспекции в пользу МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с решением суда в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" заявило апелляционную жалобу в которой просит изменить решение суда первой инстанции ввиду отсутствия вины предприятия в совершении налогового правонарушения.
МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Инспекция в представленном отзыве, ее представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лица, участвующего в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд, не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за период с 01.05.2011 по 31.07.2013.
Выводы выездной налоговой проверки были зафиксированы в акте от 19.09.2013 N 71.
Решением Инспекции N 16-15/71 от 31.10.2013 МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" было привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. с учетом уменьшения налоговых санкций.
Кроме того, решением от 31.10.2013 N 16-15/71 предприятию были начислены пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 5321347 руб., а также было предложено перечислить сумму удержанного, но не перечисленного налога на доходы физических лиц, в размере 50 476 526 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 13.01.2014 N 13-10/332/00164, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 было оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд, который частично удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период с 01.05.2011 по 31.07.2013 МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", являясь налоговым агентом, несвоевременно перечисляло в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с доходов, выплаченных физическим лицам.
Всего за период с 01.05.2011 по 31.07.2013 предприятию следовало перечислить в бюджет удержанный НДФЛ в сумме 72 854 887 руб., за проверяемый период МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" был перечислен в бюджет НДФЛ в размере 22 378 361 руб. (всего перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 55 356 453 руб., из них в счет погашения задолженности по НДФЛ по предыдущей проверке - в сумме 32 978 092 руб.), по состоянию на 31.07.2013 задолженность по налогу на доходы физических лиц составила 50 476 526 руб., что подтверждается представленными в материалы дела данными счета 68 "Подоходный налог" и счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Главной книги за 2011, 2012, 2013, Книгой проводок по счетам бухгалтерского учета 70 и 50, Ведомостями распределения выплаченных доходов, выписками из лицевого счета по НДФЛ за 2011-2013 и предприятием в ходе судебного разбирательства не оспаривалось и не опровергалось.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Вследствие несвоевременного перечисления предприятием налога на доходы физических лиц налоговым органом была начислена пеня в сумме 5 321 347 руб.
В связи с тем, что факты несвоевременного перечисления МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 50 476 526 руб. подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном начислении налоговым органом пени по НДФЛ в сумме 5 321 347 руб.
Согласно представленному расчету пеня определена в порядке, установленном статьей 75 НК РФ, в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пеней принята равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Доказательств своевременного перечисления в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц за период с 01.05.2011 по 31.07.2013, а равно как и доказательств того, что задолженность по НДФЛ за период, охваченный выездной налоговой проверкой, составляет не 50 476 526 руб., а иную сумму, а также контррасчета пени, опровергающего правомерность начисления налоговым органом пени в сумме 5 321 347 руб., предприятием в материалы дела представлено не было, в то время как определениями суда от 31.01.2014, от 03.03.2014, от 24.03.2014 заявителю было предложено представить такие доказательства.
Согласно статье 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, действовавшей до 02.09.2010) неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
На основании статьи 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010) неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как следует из материалов дела, в связи с неправомерным неперечислением в установленный срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, решением Инспекции МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа, который в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств и его уменьшением составил 50 000 руб.
Поскольку факт неперечисления в установленный срок удержанного НДФЛ в сумме 50 476 526 руб., подлежащего перечислению, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности привлечения МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Доводы предприятия об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в связи с отсутствием денежных средств в результате невыполнения перед МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" своих обязательств Российской Федерацией и Хабаровским краем по компенсации расходов предприятия от перевозки льготных категорий граждан, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Как разъяснено в пункте 21 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.
При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что такое правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
Принимая во внимание вышеуказанные разъяснения и учитывая, что в рассматриваемой ситуации предприятие имело возможность перечислить в бюджет НДФЛ, удержанный из доходов, выплаченных физическим лицам, привлечение оспариваемым МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к ответственности по статье 123 НК РФ является правомерным.
Недополучение предприятием компенсации расходов от перевозки льготных категорий граждан не может являться обстоятельством, исключающим его вину в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ.
Событие налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в действиях предприятия также доказано.
Судом установлено, что при принятии решения от 31.10.2013 N 16-15/71 и привлечении МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ налоговый орган в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств уменьшил налоговые санкции по статье 123 НК РФ до 50 000 руб.
Вместе с тем, руководствуясь статьями 112, 114 НК РФ суд первой инстанции, принимая во внимание, что МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" является одним из градообразующих предприятий г. Хабаровска, обеспечивающим жителей города работой, взыскание с предприятия, помимо начисленных пеней, штрафа в сумме 50000 руб. может повлечь для МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" неблагоприятные экономические последствия, отразиться на его дальнейшей предпринимательской деятельности, а также учитывая. что неперечисление в установленный срок в бюджет НДФЛ за спорные периоды, повлекшее в свою очередь доначисление пеней и штрафа, произошло в связи с несвоевременной компенсацией МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" расходов от перевозки льготных категорий граждан, обоснованно признал эти обстоятельства в качестве смягчающих ответственность предприятия и правомерно уменьшил налоговые санкции по статье 123 НК РФ до 25 000 руб.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлины уплачена не была, то государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление".
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2014 по делу N А73-1017/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 о привлечении Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014, отменить.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 06АП-3917/2014 ПО ДЕЛУ N А73-1017/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 06АП-3917/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление": представитель не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска: Морозов В.Е, представитель по доверенности от 09.01.2014 N 04/09; Козачек Н.А., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 04/10;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
на решение от 21.04.2014
по делу N А73-1017/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 21.04.2014 суд заявление удовлетворил частично. Признал незаконным решение Инспекции в части применения налоговых санкций по статье 123 НК РФ в сумме, превышающей 25 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кроме этого, суд взыскал с Инспекции в пользу МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с решением суда в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" заявило апелляционную жалобу в которой просит изменить решение суда первой инстанции ввиду отсутствия вины предприятия в совершении налогового правонарушения.
МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Инспекция в представленном отзыве, ее представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лица, участвующего в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд, не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за период с 01.05.2011 по 31.07.2013.
Выводы выездной налоговой проверки были зафиксированы в акте от 19.09.2013 N 71.
Решением Инспекции N 16-15/71 от 31.10.2013 МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" было привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. с учетом уменьшения налоговых санкций.
Кроме того, решением от 31.10.2013 N 16-15/71 предприятию были начислены пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 5321347 руб., а также было предложено перечислить сумму удержанного, но не перечисленного налога на доходы физических лиц, в размере 50 476 526 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 13.01.2014 N 13-10/332/00164, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 было оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд, который частично удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период с 01.05.2011 по 31.07.2013 МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", являясь налоговым агентом, несвоевременно перечисляло в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с доходов, выплаченных физическим лицам.
Всего за период с 01.05.2011 по 31.07.2013 предприятию следовало перечислить в бюджет удержанный НДФЛ в сумме 72 854 887 руб., за проверяемый период МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" был перечислен в бюджет НДФЛ в размере 22 378 361 руб. (всего перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 55 356 453 руб., из них в счет погашения задолженности по НДФЛ по предыдущей проверке - в сумме 32 978 092 руб.), по состоянию на 31.07.2013 задолженность по налогу на доходы физических лиц составила 50 476 526 руб., что подтверждается представленными в материалы дела данными счета 68 "Подоходный налог" и счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Главной книги за 2011, 2012, 2013, Книгой проводок по счетам бухгалтерского учета 70 и 50, Ведомостями распределения выплаченных доходов, выписками из лицевого счета по НДФЛ за 2011-2013 и предприятием в ходе судебного разбирательства не оспаривалось и не опровергалось.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Вследствие несвоевременного перечисления предприятием налога на доходы физических лиц налоговым органом была начислена пеня в сумме 5 321 347 руб.
В связи с тем, что факты несвоевременного перечисления МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 50 476 526 руб. подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном начислении налоговым органом пени по НДФЛ в сумме 5 321 347 руб.
Согласно представленному расчету пеня определена в порядке, установленном статьей 75 НК РФ, в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пеней принята равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Доказательств своевременного перечисления в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц за период с 01.05.2011 по 31.07.2013, а равно как и доказательств того, что задолженность по НДФЛ за период, охваченный выездной налоговой проверкой, составляет не 50 476 526 руб., а иную сумму, а также контррасчета пени, опровергающего правомерность начисления налоговым органом пени в сумме 5 321 347 руб., предприятием в материалы дела представлено не было, в то время как определениями суда от 31.01.2014, от 03.03.2014, от 24.03.2014 заявителю было предложено представить такие доказательства.
Согласно статье 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, действовавшей до 02.09.2010) неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
На основании статьи 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010) неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как следует из материалов дела, в связи с неправомерным неперечислением в установленный срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, решением Инспекции МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа, который в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств и его уменьшением составил 50 000 руб.
Поскольку факт неперечисления в установленный срок удержанного НДФЛ в сумме 50 476 526 руб., подлежащего перечислению, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности привлечения МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Доводы предприятия об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в связи с отсутствием денежных средств в результате невыполнения перед МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" своих обязательств Российской Федерацией и Хабаровским краем по компенсации расходов предприятия от перевозки льготных категорий граждан, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Как разъяснено в пункте 21 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.
При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что такое правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
Принимая во внимание вышеуказанные разъяснения и учитывая, что в рассматриваемой ситуации предприятие имело возможность перечислить в бюджет НДФЛ, удержанный из доходов, выплаченных физическим лицам, привлечение оспариваемым МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к ответственности по статье 123 НК РФ является правомерным.
Недополучение предприятием компенсации расходов от перевозки льготных категорий граждан не может являться обстоятельством, исключающим его вину в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ.
Событие налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в действиях предприятия также доказано.
Судом установлено, что при принятии решения от 31.10.2013 N 16-15/71 и привлечении МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ налоговый орган в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств уменьшил налоговые санкции по статье 123 НК РФ до 50 000 руб.
Вместе с тем, руководствуясь статьями 112, 114 НК РФ суд первой инстанции, принимая во внимание, что МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" является одним из градообразующих предприятий г. Хабаровска, обеспечивающим жителей города работой, взыскание с предприятия, помимо начисленных пеней, штрафа в сумме 50000 руб. может повлечь для МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" неблагоприятные экономические последствия, отразиться на его дальнейшей предпринимательской деятельности, а также учитывая. что неперечисление в установленный срок в бюджет НДФЛ за спорные периоды, повлекшее в свою очередь доначисление пеней и штрафа, произошло в связи с несвоевременной компенсацией МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" расходов от перевозки льготных категорий граждан, обоснованно признал эти обстоятельства в качестве смягчающих ответственность предприятия и правомерно уменьшил налоговые санкции по статье 123 НК РФ до 25 000 руб.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлины уплачена не была, то государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление".
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2014 по делу N А73-1017/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 31.10.2013 N 16-15/71 о привлечении Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014, отменить.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)