Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2014 года по делу N А10-744/2014 по заявлению открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Бурятия" к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) о признании недействительным приказа от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных, а также взыскании государственной пошлины оплаченной за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственным выпуском эмиссионных ценных бумаг в размере 162 128 рублей,
(суд первой инстанции: судья Мархаева Г.Д.-С.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Корпорация развития Республики Бурятия" - Манданова Б.В. - представителя по доверенности от 02.09.2014,
от Центрального Банка Российской Федерации - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Бурятия" (далее - заявитель, ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" или общество) обратилось в арбитражный суд к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным приказа от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных, а также взыскании государственной пошлины оплаченной за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственным выпуском эмиссионных ценных бумаг в размере 162 128 рублей.
7 мая 2014 года определением суда произведена замена Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) на его правопреемника - Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2013 года заявленные требования в части признания недействительным приказа от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных удовлетворены.
На Центральный банк Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Банк обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как принятого при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, при неправильном применении норм права и при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Банк, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером 1130327012749, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 03N 001623708 (л.д. 19).
19 июля 2013 года распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия утвержден Устав ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
Пунктом 9.1 указанного Устава определено, что Общество может размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, предусмотренные законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
18 сентября 2013 года единственным акционером - Республикой Бурятией в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия принято решение об увеличении уставного капитала общества до размера 82 064 000 рублей путем размещения дополнительных акций именных обыкновенных бездокументарных, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, в количестве 81064 000 штук по закрытой подписке с соблюдением следующих условий, в том числе:
Способ размещения ценных бумаг: закрытая подписка" (пункт I).
Форма оплаты: неденежные средства - имущество на сумму 81 064 000 рублей (пункт 3).
Срок размещения акций: дата начала размещения акций: на следующий рабочий день, после даты государственной регистрации акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска (пункт 6).
Порядок размещения ценных бумаг:
В день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи, в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя - Республика Бурятия в лице Минимущества РБ (ОГРН 1070326007641) о приобретении размещаемых дополнительных акций, в количестве соответствующем оплате, и направляет реестродержателю ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" в тот же день, но не позднее последнего дня, окончания срока размещения акций (пункт 8).
Порядок оплаты акций дополнительного выпуска:
Акции именные обыкновенные бездокументарные дополнительного выпуска при их приобретении оплачиваются полностью. Оплата акций именных обыкновенных оездокументарных дополнительного выпуска осуществляется неденежными средствами на сумму 81 064 000 рублей (пункт 10).
Срок оплаты:
Акции именные обыкновенные бездокументарные дополнительного выпуска, могут быть оплачены частями не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты окончания размещения акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска.
Обязательство по оплате размещаемых акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска считается исполненным в отношении движимого имущества с момента подписания акта приема-передачи, в отношении недвижимого имущества также и государственной регистрацией права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством РФ, в отношении денежных средств - с момента перечисления на банковский счет ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" (пункт 11).
22 октября 2013 года ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" обратилось в Службу с заявлением вх. 51-13-1942 на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (л.д. 74).
Согласно названному заявлению общество просило осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 81 064 000 штук, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, размещаемых путем закрытой подписки на основании вышеуказанного решения об увеличении уставного капитала ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" (л.д. 74). К названному заявлению обществом были приложены документы согласно описи (л.д. 59).
8 ноября 2013 года Службой принят приказ N 51-13-208/пз-и "Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" (л.д. 67-70).
Как следует из оспариваемого приказа, решением об увеличении уставного капитала предусмотрена форма оплаты акций дополнительного выпуска неденежными средствами, а именно недвижимым имуществом.
Таким образом, право собственности на недвижимое имущество, вносимое единственным акционером Республикой Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, возникает у ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Решением о размещении ценных бумаг предусмотрено, что в день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи, в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вышеуказанным решением о размещении ценных бумаг предусмотрено размещение акций дополнительного выпуска сразу после подписания акта приема-передачи имущества, то есть до момента полной оплаты акций (момент государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество), что является нарушением пункта 8 статьи 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" и абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии.
В нарушение абзаца 2 пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг указано полное фирменное наименование эмитента, несоответствующее полному фирменному наименованию эмитента, указанному в пункте 2.1 устава общества; решение о размещении ценных бумаг указано не в полном объеме.
В нарушение абзацев 2, 13 пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг и на титульных листах решения о дополнительном выпуске ценных бумаг указано место нахождение эмитента, несоответствующее п. 2.3 устава общества.
В нарушение абзаца 13 пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг в пункте 8.6 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг не указаны документы, оформляемые при оплате акций недвижимым имуществом (свидетельство о государственной регистрации права собственности на не недвижимое имущество).
В связи с наличием в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений): (пунктом 8 решения о размещении ценных бумаг предусмотрено, что "в день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя"; однако в пункте 11 вышеуказанного решения указано, что "обязательство по оплате размещаемых акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска считается исполненным в отношении движимого имущества с момента подписания акта приема-передачи, в отношении недвижимого имущества также и государственной регистрацией права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" Службой в соответствии с Положением о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам, утвержденным 20.09.2013, абзацев 2, 3, 6 статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 Ж39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и абзацев 2, 3, 6 пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг Службой принят оспариваемый приказ, которым Обществу отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
8 ноября 2013 года Службой в адрес общества направлено уведомление об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (л.д. 71-73).
Не согласившись с вышеуказанным приказом от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции в части незаконности оспариваемого отказа являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 с 01 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упразднена.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года переданы Банку России.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
В свою очередь статьей 76.1 упомянутого Закона предусмотрено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам, которая осуществляет функции упраздняемой ФСФР России.
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) являлось территориальным подразделением Службы Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.
Положением о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам, утвержденным руководителем Службы Банка России по финансовым рынкам 20.09.2013, установлено, что основными задачами территориального подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам являлись выполнение на подведомственных территориях функций в области регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, возложенных законодательством Российской Федерации на Банк России.
Согласно пункту 3.2.1 вышеуказанного Положения к полномочиям территориального подразделения Службы Балки России по финансовым рынкам относились регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением негосударственных и муниципальных пенных бумаг, а также облигаций Банка России), а также приостановление эмиссий ценных бумаг, признание выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимися.
Таким образом. Управление является уполномоченным органом по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, приостановлению эмиссий ценных бумаг, а должностные лица Управления вправе, в том числе принимать решения о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг и соответственно в отказе в такой регистрации.
В рассматриваемом случае оспариваемый обществом приказ принят начальником Межрегионального управления в Сибирском федеральном округе Службы Банка России Снегиревым Е.К., то есть с учетом изложенных выше правовых норм, уполномоченным должностным лицом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из обстоятельств дела, ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" обратилось в Управление с заявлением на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с приложением полного пакета документов.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации. При этом размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг урегулированы Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) В статье 2 упомянутого выше Закона даны определения следующим понятиям:
- - эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги;
- - дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность ценных бумаг. размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях;
- - размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
- эмиссия ценных бумаг - установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
На основании статьи 19 Закона о рынке пенных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Согласно статье 21 Закона о рынке ценных бумаг основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах (абзац 2);
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России (абзац 3);
- непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений) (абзац 6).
Пунктом 2 статьи 26 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся по решению регистрирующего органа. К числу таких оснований отнесен, в том числе, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н были утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (действующие в рассматриваемый период времени).
Пунктом 2.6.4 названных Стандартов определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Согласно пункту 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии с настоящими Стандартами.
В то же время в силу пункта 2.6.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает себя последовательные действия регистрирующего органа. При осуществлении таких действий регистрирующий орган, в случае обнаружения устранимых нарушений и/или представления не всех документов, обязан приостановить эмиссию ценных бумаг и установить эмитенту срок устранения нарушений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из содержания оспариваемого приказа, Управление пришло к выводу о том, что решением о размещении ценных бумаг предусмотрено размещение акций дополнительного выпуска сразу после подписания акта приема-передачи имущества, то есть до момента полной оплаты акций (момент государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество), что является нарушением пункта 8 статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг и абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг.
Пунктом 8 статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что эмиссионные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, должны размещаться при условии их полной оплаты.
В силу абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг при размещении ценных бумаг акционерных обществ путем подписки зачисление ценных бумаг на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг и на счета депо в депозитариях, а также выдача сертификатов документарных ценных бумаг на предъявителя без обязательного централизованного хранения осуществляются только после полной оплаты соответствующих ценных бумаг и не позднее последнего дня срока размещения ценных бумаг, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Таким образом, необходимым условием размещения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, является их полная оплата.
Как выше установлено, в пункте 8 решения о размещении ценных бумаг определен "порядок размещения ценных бумаг". В данном пункте решения, в том числе указано, что "в день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи, в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя - Республика Бурятия в лице Минимущества РБ (ОГРН 1070326007641), о приобретении размещаемых дополнительных акций, в количестве соответствующем оплате, и направляет реестродержателю ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" в тот же день, но не позднее последнего дня, окончания срока размещения акций.
В то же время пунктом 11 этого же решения установлен "срок оплаты" предусматривающий, что акции именные обыкновенные бездокументарные дополнительного выпуска, могут быть оплачены частями не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты окончания размещения акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска. Обязательство по оплате размещаемых акций именных обыкновенных без документарных дополнительного выпуска считается исполненным в отношении движимого имущества с момента подписания акта приема-передачи, в отношении недвижимого имущества также и государственной регистрацией права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством РФ, в отношении денежных средств - с момента перечисления на банковский счет ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
Таким образом, из приведенных положений решения не следует однозначный (определенный) вывод о том, что размещение акций дополнительного выпуска общества осуществляется до момента их полной оплаты, как это ошибочно полагает административный орган. Названные сведения, как правильно указал суд первой инстанции, содержат лишь противоречивый характер относительно сроков оплаты, при оценке которых Управление в силу осуществляемых им полномочий обязано было принять меры к устранению таких противоречий.
По мнению суда апелляционной инстанции, является правильным вывод суда первой инстанции, что административный орган, формально оценивая данные сведения, посчитал их нарушением пункта 8 статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг и абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг, влекущими необходимость отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций общества. При этом Управление не пыталось каким-либо образом устранить вышеуказанные недостатки - запросить соответствующие пояснения у общества по данному факту, а ограничилось вынесением спорного приказа.
В то же время в силу приведенных правовых норм Управление обязано было оценить данные нарушения на предмет устранимости и приостановить эмиссию ценных бумаг с установлением обществу срока устранения таких нарушений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выявленное Управлением нарушение (замечание) является устранимым и Служба была обязана установить обществу срок для представления пояснений по данному вопросу, приостановив при этом эмиссию ценных бумаг.
Между тем, административный орган уклонился от этого и, по мнению суда преждевременно вынес оспариваемый приказ.
Также по изложенным основаниям является обоснованным вывод суда первой инстанции, что нарушения абзаца 2, абзаца 13 пункта 2.4.2, пункта 6.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг, выразившихся в том, что в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг указано полное фирменное наименование эмитента, несоответствующее полному фирменному наименованию эмитента, указанному в п. 2.1 устава общества; решение о размещении ценных бумаг указано не в полном объеме; в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг и на титульных листах решения о дополнительном выпуске ценных бумаг указано место нахождение эмитента, несоответствующее п. 2.3 устава общества; в пункте 8.6 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг не указаны документы, оформляемые при оплате акций недвижимым имуществом (свидетельство о государственной регистрации права собственности на не недвижимое имущество) устранимыми, не влекущими в силу изложенных выше правовых норм безусловный отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг общества.
Тем не менее, Управлением осуществлен такой отказ путем принятия оспариваемого приказа, что в силу приведенной выше позиции об устранимости выявленных нарушений необоснованно и влечет необходимость удовлетворения заявленных по настоящему делу требований.
В рассматриваемом случае Служба ограничилась принятием оспариваемого приказа, не предоставляя обществу возможности устранить перечисленные выше недостатки, представить соответствующие пояснения, что с точки зрения важности возникших между обществом и Службой правоотношений, урегулированных Законом о рынке ценных бумаг, а также взимаемой государством пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг в размере 162 128 рублей, недопустимо.
Приведенные обстоятельства в их совокупности позволяют прийти к выводу о несоответствии оспариваемого приказа Управления вышеперечисленным нормам законодательства о рынке ценных бумаг, что в свою очередь влечет недействительность последнего.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управление не представило объективных доказательств, свидетельствующих о том, что перечисленные выше недостатки, установленные административным органом, являются неустранимыми. По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что изложенные в оспариваемом приказе замечания основаны только лишь на предположениях.
Оценив установленные выше обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый приказ Управления является необоснованным, и не соответствует нормам Закона о рынке ценных бумаг.
Как следует из обстоятельств дела, обществом при получении оспариваемого приказа повторно было подано заявление о государственной регистрации дополнительного выпуска акций с устранением замечаний Управления, отраженных в приказе N 51-13-208/пз-и. При этом представителем заявителя данные действия общества объяснены необходимостью совершения действий по выпуску акций в кратчайшие сроки, что не позволяло указанное совершить с учетом судебной процедуры обжалования ненормативного акта.
С учетом вышеизложенного вывода о необоснованности и незаконности оспариваемого приказа Управления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что рассматриваемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на увеличение уставного капитала.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя в указанной части.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2014 года по делу N А10-744/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2014 ПО ДЕЛУ N А10-744/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2014 г. по делу N А10-744/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2014 года по делу N А10-744/2014 по заявлению открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Бурятия" к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) о признании недействительным приказа от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных, а также взыскании государственной пошлины оплаченной за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственным выпуском эмиссионных ценных бумаг в размере 162 128 рублей,
(суд первой инстанции: судья Мархаева Г.Д.-С.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Корпорация развития Республики Бурятия" - Манданова Б.В. - представителя по доверенности от 02.09.2014,
от Центрального Банка Российской Федерации - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Бурятия" (далее - заявитель, ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" или общество) обратилось в арбитражный суд к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным приказа от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных, а также взыскании государственной пошлины оплаченной за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственным выпуском эмиссионных ценных бумаг в размере 162 128 рублей.
7 мая 2014 года определением суда произведена замена Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) на его правопреемника - Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2013 года заявленные требования в части признания недействительным приказа от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных удовлетворены.
На Центральный банк Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Банк обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как принятого при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, при неправильном применении норм права и при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Банк, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером 1130327012749, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 03N 001623708 (л.д. 19).
19 июля 2013 года распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия утвержден Устав ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
Пунктом 9.1 указанного Устава определено, что Общество может размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, предусмотренные законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
18 сентября 2013 года единственным акционером - Республикой Бурятией в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия принято решение об увеличении уставного капитала общества до размера 82 064 000 рублей путем размещения дополнительных акций именных обыкновенных бездокументарных, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, в количестве 81064 000 штук по закрытой подписке с соблюдением следующих условий, в том числе:
Способ размещения ценных бумаг: закрытая подписка" (пункт I).
Форма оплаты: неденежные средства - имущество на сумму 81 064 000 рублей (пункт 3).
Срок размещения акций: дата начала размещения акций: на следующий рабочий день, после даты государственной регистрации акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска (пункт 6).
Порядок размещения ценных бумаг:
В день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи, в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя - Республика Бурятия в лице Минимущества РБ (ОГРН 1070326007641) о приобретении размещаемых дополнительных акций, в количестве соответствующем оплате, и направляет реестродержателю ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" в тот же день, но не позднее последнего дня, окончания срока размещения акций (пункт 8).
Порядок оплаты акций дополнительного выпуска:
Акции именные обыкновенные бездокументарные дополнительного выпуска при их приобретении оплачиваются полностью. Оплата акций именных обыкновенных оездокументарных дополнительного выпуска осуществляется неденежными средствами на сумму 81 064 000 рублей (пункт 10).
Срок оплаты:
Акции именные обыкновенные бездокументарные дополнительного выпуска, могут быть оплачены частями не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты окончания размещения акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска.
Обязательство по оплате размещаемых акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска считается исполненным в отношении движимого имущества с момента подписания акта приема-передачи, в отношении недвижимого имущества также и государственной регистрацией права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством РФ, в отношении денежных средств - с момента перечисления на банковский счет ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" (пункт 11).
22 октября 2013 года ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" обратилось в Службу с заявлением вх. 51-13-1942 на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (л.д. 74).
Согласно названному заявлению общество просило осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 81 064 000 штук, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, размещаемых путем закрытой подписки на основании вышеуказанного решения об увеличении уставного капитала ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" (л.д. 74). К названному заявлению обществом были приложены документы согласно описи (л.д. 59).
8 ноября 2013 года Службой принят приказ N 51-13-208/пз-и "Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных без документарных ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" (л.д. 67-70).
Как следует из оспариваемого приказа, решением об увеличении уставного капитала предусмотрена форма оплаты акций дополнительного выпуска неденежными средствами, а именно недвижимым имуществом.
Таким образом, право собственности на недвижимое имущество, вносимое единственным акционером Республикой Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, возникает у ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Решением о размещении ценных бумаг предусмотрено, что в день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи, в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вышеуказанным решением о размещении ценных бумаг предусмотрено размещение акций дополнительного выпуска сразу после подписания акта приема-передачи имущества, то есть до момента полной оплаты акций (момент государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество), что является нарушением пункта 8 статьи 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" и абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии.
В нарушение абзаца 2 пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг указано полное фирменное наименование эмитента, несоответствующее полному фирменному наименованию эмитента, указанному в пункте 2.1 устава общества; решение о размещении ценных бумаг указано не в полном объеме.
В нарушение абзацев 2, 13 пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг и на титульных листах решения о дополнительном выпуске ценных бумаг указано место нахождение эмитента, несоответствующее п. 2.3 устава общества.
В нарушение абзаца 13 пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг в пункте 8.6 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг не указаны документы, оформляемые при оплате акций недвижимым имуществом (свидетельство о государственной регистрации права собственности на не недвижимое имущество).
В связи с наличием в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений): (пунктом 8 решения о размещении ценных бумаг предусмотрено, что "в день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя"; однако в пункте 11 вышеуказанного решения указано, что "обязательство по оплате размещаемых акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска считается исполненным в отношении движимого имущества с момента подписания акта приема-передачи, в отношении недвижимого имущества также и государственной регистрацией права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" Службой в соответствии с Положением о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам, утвержденным 20.09.2013, абзацев 2, 3, 6 статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 Ж39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и абзацев 2, 3, 6 пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг Службой принят оспариваемый приказ, которым Обществу отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
8 ноября 2013 года Службой в адрес общества направлено уведомление об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (л.д. 71-73).
Не согласившись с вышеуказанным приказом от 8 ноября 2013 года N 51-13-208/пз-и, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции в части незаконности оспариваемого отказа являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 с 01 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упразднена.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года переданы Банку России.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
В свою очередь статьей 76.1 упомянутого Закона предусмотрено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам, которая осуществляет функции упраздняемой ФСФР России.
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) являлось территориальным подразделением Службы Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.
Положением о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам, утвержденным руководителем Службы Банка России по финансовым рынкам 20.09.2013, установлено, что основными задачами территориального подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам являлись выполнение на подведомственных территориях функций в области регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, возложенных законодательством Российской Федерации на Банк России.
Согласно пункту 3.2.1 вышеуказанного Положения к полномочиям территориального подразделения Службы Балки России по финансовым рынкам относились регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением негосударственных и муниципальных пенных бумаг, а также облигаций Банка России), а также приостановление эмиссий ценных бумаг, признание выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимися.
Таким образом. Управление является уполномоченным органом по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, приостановлению эмиссий ценных бумаг, а должностные лица Управления вправе, в том числе принимать решения о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг и соответственно в отказе в такой регистрации.
В рассматриваемом случае оспариваемый обществом приказ принят начальником Межрегионального управления в Сибирском федеральном округе Службы Банка России Снегиревым Е.К., то есть с учетом изложенных выше правовых норм, уполномоченным должностным лицом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из обстоятельств дела, ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" обратилось в Управление с заявлением на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с приложением полного пакета документов.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации. При этом размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг урегулированы Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) В статье 2 упомянутого выше Закона даны определения следующим понятиям:
- - эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги;
- - дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность ценных бумаг. размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях;
- - размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
- эмиссия ценных бумаг - установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
На основании статьи 19 Закона о рынке пенных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Согласно статье 21 Закона о рынке ценных бумаг основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах (абзац 2);
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России (абзац 3);
- непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений) (абзац 6).
Пунктом 2 статьи 26 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся по решению регистрирующего органа. К числу таких оснований отнесен, в том числе, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н были утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (действующие в рассматриваемый период времени).
Пунктом 2.6.4 названных Стандартов определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Согласно пункту 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии с настоящими Стандартами.
В то же время в силу пункта 2.6.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает себя последовательные действия регистрирующего органа. При осуществлении таких действий регистрирующий орган, в случае обнаружения устранимых нарушений и/или представления не всех документов, обязан приостановить эмиссию ценных бумаг и установить эмитенту срок устранения нарушений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из содержания оспариваемого приказа, Управление пришло к выводу о том, что решением о размещении ценных бумаг предусмотрено размещение акций дополнительного выпуска сразу после подписания акта приема-передачи имущества, то есть до момента полной оплаты акций (момент государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество), что является нарушением пункта 8 статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг и абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг.
Пунктом 8 статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что эмиссионные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, должны размещаться при условии их полной оплаты.
В силу абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг при размещении ценных бумаг акционерных обществ путем подписки зачисление ценных бумаг на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг и на счета депо в депозитариях, а также выдача сертификатов документарных ценных бумаг на предъявителя без обязательного централизованного хранения осуществляются только после полной оплаты соответствующих ценных бумаг и не позднее последнего дня срока размещения ценных бумаг, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Таким образом, необходимым условием размещения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, является их полная оплата.
Как выше установлено, в пункте 8 решения о размещении ценных бумаг определен "порядок размещения ценных бумаг". В данном пункте решения, в том числе указано, что "в день получения документов, подтверждающих оплату дополнительных акций, при этом оплата акций неденежными средствами подтверждается актами приема-передачи, в течение одного дня, эмитент оформляет передаточное распоряжение, являющееся основанием для внесения приходной записи по лицевому счету акционера приобретателя - Республика Бурятия в лице Минимущества РБ (ОГРН 1070326007641), о приобретении размещаемых дополнительных акций, в количестве соответствующем оплате, и направляет реестродержателю ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия" в тот же день, но не позднее последнего дня, окончания срока размещения акций.
В то же время пунктом 11 этого же решения установлен "срок оплаты" предусматривающий, что акции именные обыкновенные бездокументарные дополнительного выпуска, могут быть оплачены частями не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты окончания размещения акций именных обыкновенных бездокументарных дополнительного выпуска. Обязательство по оплате размещаемых акций именных обыкновенных без документарных дополнительного выпуска считается исполненным в отношении движимого имущества с момента подписания акта приема-передачи, в отношении недвижимого имущества также и государственной регистрацией права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством РФ, в отношении денежных средств - с момента перечисления на банковский счет ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
Таким образом, из приведенных положений решения не следует однозначный (определенный) вывод о том, что размещение акций дополнительного выпуска общества осуществляется до момента их полной оплаты, как это ошибочно полагает административный орган. Названные сведения, как правильно указал суд первой инстанции, содержат лишь противоречивый характер относительно сроков оплаты, при оценке которых Управление в силу осуществляемых им полномочий обязано было принять меры к устранению таких противоречий.
По мнению суда апелляционной инстанции, является правильным вывод суда первой инстанции, что административный орган, формально оценивая данные сведения, посчитал их нарушением пункта 8 статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг и абзаца 1 пункта 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг, влекущими необходимость отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций общества. При этом Управление не пыталось каким-либо образом устранить вышеуказанные недостатки - запросить соответствующие пояснения у общества по данному факту, а ограничилось вынесением спорного приказа.
В то же время в силу приведенных правовых норм Управление обязано было оценить данные нарушения на предмет устранимости и приостановить эмиссию ценных бумаг с установлением обществу срока устранения таких нарушений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выявленное Управлением нарушение (замечание) является устранимым и Служба была обязана установить обществу срок для представления пояснений по данному вопросу, приостановив при этом эмиссию ценных бумаг.
Между тем, административный орган уклонился от этого и, по мнению суда преждевременно вынес оспариваемый приказ.
Также по изложенным основаниям является обоснованным вывод суда первой инстанции, что нарушения абзаца 2, абзаца 13 пункта 2.4.2, пункта 6.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг, выразившихся в том, что в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг указано полное фирменное наименование эмитента, несоответствующее полному фирменному наименованию эмитента, указанному в п. 2.1 устава общества; решение о размещении ценных бумаг указано не в полном объеме; в заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг и на титульных листах решения о дополнительном выпуске ценных бумаг указано место нахождение эмитента, несоответствующее п. 2.3 устава общества; в пункте 8.6 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг не указаны документы, оформляемые при оплате акций недвижимым имуществом (свидетельство о государственной регистрации права собственности на не недвижимое имущество) устранимыми, не влекущими в силу изложенных выше правовых норм безусловный отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг общества.
Тем не менее, Управлением осуществлен такой отказ путем принятия оспариваемого приказа, что в силу приведенной выше позиции об устранимости выявленных нарушений необоснованно и влечет необходимость удовлетворения заявленных по настоящему делу требований.
В рассматриваемом случае Служба ограничилась принятием оспариваемого приказа, не предоставляя обществу возможности устранить перечисленные выше недостатки, представить соответствующие пояснения, что с точки зрения важности возникших между обществом и Службой правоотношений, урегулированных Законом о рынке ценных бумаг, а также взимаемой государством пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг в размере 162 128 рублей, недопустимо.
Приведенные обстоятельства в их совокупности позволяют прийти к выводу о несоответствии оспариваемого приказа Управления вышеперечисленным нормам законодательства о рынке ценных бумаг, что в свою очередь влечет недействительность последнего.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управление не представило объективных доказательств, свидетельствующих о том, что перечисленные выше недостатки, установленные административным органом, являются неустранимыми. По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что изложенные в оспариваемом приказе замечания основаны только лишь на предположениях.
Оценив установленные выше обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый приказ Управления является необоснованным, и не соответствует нормам Закона о рынке ценных бумаг.
Как следует из обстоятельств дела, обществом при получении оспариваемого приказа повторно было подано заявление о государственной регистрации дополнительного выпуска акций с устранением замечаний Управления, отраженных в приказе N 51-13-208/пз-и. При этом представителем заявителя данные действия общества объяснены необходимостью совершения действий по выпуску акций в кратчайшие сроки, что не позволяло указанное совершить с учетом судебной процедуры обжалования ненормативного акта.
С учетом вышеизложенного вывода о необоснованности и незаконности оспариваемого приказа Управления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что рассматриваемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на увеличение уставного капитала.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя в указанной части.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2014 года по делу N А10-744/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)