Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от ЗАО "Адыгейское бройлерное объединение": представитель Сальникова А.А. по доверенности от 24.09.2014, представитель Плужникова Е.В. по доверенности от 10.07.2014,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея: представитель Ожева З.Р. по доверенности от 15.09.2014, представитель Окулов А.С.по доверенности от 08.10.2014,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея: представитель Ачмиз М.Д. по доверенности от 07.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2014 по делу N А01-1265/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" (ИНН 0107002586, ОГРН 1020100859536)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711)
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея
о признании решения недействительным,
принятое в составе судьи Хутыз С.И.,
установил:
закрытое акционерное общество "Адыгейское бройлерное объединение" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене решения инспекции от 29.03.2013 N 12-2/09 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначислении налога на прибыль организации в размере 3 850 304 руб., а также штрафов и пеней в сумме 893 297 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по Республике Адыгея (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2014 заявление открытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 29.03.2013 года N 12-20/09 в части: доначисления налога на прибыль в размере 3 148 227 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 629 645 руб., доначисления соответствующих сумм пени.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в пользу открытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.06.2013 по делу N А01-1265/2013.
Закрытое акционерное общество "Адыгейское бройлерное объединение" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, а именно: в части признания обоснованным решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль в размере 702 077 руб., соответствующих сумм штрафа и пени, принять в указанной части новый судебный акт, удовлетворив требования общества в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Налоговой инспекцией не представлены доказательства того, что реализованное обществом имущество учитывалось как объект основных средств. Таким образом, основания для применения пункта 13 статьи 250 НК РФ отсутствуют. Налогоплательщиком произведено разукомплектование приобретенного оборудования для выращивания сельскохозяйственной птицы, а не демонтаж, разборка или ликвидация как того требует пункт 13 статьи 250 НК РФ. Фактически от продажи частей комплекта оборудования в пользу ООО "Агросервис" доход ЗАО "АБО" составил 35 144,69 руб. С указанного дохода обществом в полном объеме уплачен налог на прибыль в установленном законодательством порядке. Так, в соответствии со ст. 247 НК РФ налогоплательщиком полученные доходы были уменьшены на величину произведенных расходов. По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство прямо не предусматривает определение цены реализации материалов только лишь путем проведения рыночной оценки.
Представитель закрытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, возражения в части возможности применения положений части 5 статьи 268 АПК РФ не заявляли.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку решение суда первой инстанции оспаривается только в части и ни одна из сторон в судебном заседании не заявила возражений в отношении применения положений части 5 статьи 268 АПК РФ, законность и обоснованность судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой части с учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно в части отказа в удовлетворении требований заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Республике Адыгея по адресу: г. Майкоп, трасса Майкоп - Усть-Лабинск, строение N 35.
Налоговой инспекцией с 28.09.2012 по 16.01.2013 была проведена в отношении общества выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, по результатам которой был составлен акт от 05.03.2013 N 12-20/21, который вручен Генеральному директору общества 05.03.2013.
Налогоплательщиком в налоговую инспекцию представлены возражения на акт выездной налоговой проверки.
29.03.2013 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией, в присутствии представителей общества, было вынесено решение N 12-20/9 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вручено представителю общества 05.04.2013.
Согласно данному решению обществу доначислен налог на прибыль в размере 3 850 304 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в размере 770 061 руб., штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 103 314 руб., пеня в сумме 137 717 руб. (налог на прибыль - 123 236 руб., НДФЛ - 14 481 руб.).
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея путем подачи апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 22.05.2013 N 22, согласно которому в соответствии с подпунктом 1 абзаца 3 пункта 2 статьи 140 Налогового Кодекса Российской Федерации решение налоговой инспекции от 29.03.2013 N 12-20/9 было оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части доначислении налога на прибыль организации в размере 3 850 304 руб., а также штрафов и пеней в сумме 893 297 руб.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении требования в части признания неправомерным доначисления налога на прибыль в размере 702 077 руб.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных доходов включаются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 Кодекса.
Пунктами 13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Кодекса), а также в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Пунктом 2 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставкам, 0% и 20% определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Из материалов дела усматривается, что основанием для доначисления налога на прибыль в размере 702 077 руб. послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком внереализационных доходов, облагаемые по ставке 20%, на 3 510 385 руб.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Адыгейское бройлерное объединение" в сентябре 2010 года получило (акт приема - передачи оборудования от 07.09.2010, счет-фактура от 07.09.2010 N 00000058) от ЗАО "Группа агропредприятий "Ресурс" 5 комплектов оборудования для содержания сельскохозяйственной птицы (производства фирмы Big Dunchrnan, Германия) по договору поставки от 16.04.2010 и дополнительному соглашению к нему от 30.08.2010.
Стоимость четырех комплектов составила 17 360 000 руб. по 4 340 000 руб. за каждый, а пятого - 5 940 000 руб. Указанное оборудование приобреталось в рамках проведения реконструкции площадки Красногвардейская ЗАО "АБО" для установки в производственные корпуса для выращивания птицы.
Согласно приказу руководителя ЗАО "АБО" от 11.07.2011 N 55-1 комплект птицеводческого оборудования для содержания с/х птицы не был полностью установлен при реконструкции, а был разобран (разукомплектован) и частично, а именно - в сумме 1 523 513 руб. переведен в разряд основных средств в августе 2011 года, оставшаяся часть оборудования списана в июле 2011 года на прочие расходы в сумме - 3 510 385 руб. Запасные части, полученные при разборке, реализованы в июле 2011 года ООО "Агросервис" по счету-фактуре от 20.07.2011 N 559, товарной накладной от 20.07.2011 N 560. Представлена накладная на отпуск материалов на сторону.
Платежными поручениями от 12.08.2011 N 1603 на сумму 640 000 руб., от 25.10.2011 N 2635 на сумму 20 000 руб., от 21.11.2011 N 2983 на сумму 50 000 руб., от 08.08.2012 N 2538 на сумму 20 000 руб., от 21.08.2012 N 2656 на сумму 170 000 руб., от 22.08.2012 N 2667 на сумму 200 000 руб., от 29.02.2012 N 2754 на сумму 200 000 руб., от 31.08.2012 N 2798 на сумму 854 900 руб., от 12.09.2012 N 2908 на сумму 300 000 руб., от 09.101.2012 N 3233 на сумму 30 000 руб., от 29.10.2012 N 3424 на сумму 308 477 руб. 80 коп., от 27.12.2012 N 41 95 на сумму 1 390 347 руб. 43 коп. ООО "Агросервис" оплатило поставленные материалы.
Налогоплательщик полагает, что разукомплектованное оборудование не является основным средством, поэтому доход не подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, в 2011 году налогоплательщик применял ставку налога на прибыль в размере 0% по сельскохозяйственной деятельности и 20% по прочей деятельности.
Как следует из налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2011 год и пояснений к ней, доходы, полученные от разборки оборудования, заявлены налогоплательщиком в составе внереализационных расходов, полученных от сельскохозяйственной деятельности в сумме 3 510 385 руб. Также заявлена в составе внереализационных расходов стоимость запасных частей в сумме 3 510 385 руб., прибыль от сельскохозяйственной деятельности по данной операции - 0.
Суд обоснованно указал, что налогоплательщик дважды отразил расходы в сумме 3 510 385 руб. во внереализационных расходах по сельхоздеятельности и в расходах по "прочей деятельности".
При определении цены запасных частей налогоплательщик использовал норму, указанную в абз. 2 пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 25.11.2009 N 281-ФЗ), в которой стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном подпунктами 13 и 20 части 2 статьи 250 Кодекса.
Таким образом, стоимость материально-производственных запасов в виде имущества, полученного при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, при их последующем отпуске в производство или реализации определяется на основании пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном подпунктами 13 и 20 части 2 статьи 250 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 пункта 2 статьи 254 Кодекса.
Налогоплательщиком произвольно определена стоимость материально-производственных запасов (запасных частей), полученных от разборки (ликвидации) оборудования, поскольку рыночная оценка полученных в результате разборки оборудования запасных частей организацией не производилась, в первичных документах по приобретению оборудования стоимость отдельных частей оборудования не указана.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом необоснованно отражены в составе внереализационных доходов, облагаемых по ставке 0%, доходы, полученные при разборке оборудования, которые не связаны с сельскохозяйственным производством, следовательно, налоговой инспекцией обоснованно по данному эпизоду доначислен налог на прибыль в размере 702 077 руб., соответствующие суммы штрафа и пени.
В апелляционной жалобе заявлен довод о том, что при разборке имущества, не являющегося основным средством, полученные материалы не образуют доход.
К доходам в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
К внереализационным доходам согласно п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ относятся, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Впоследствии стоимость таких материально-производственных запасов определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком (п. 2 ст. 254 НК РФ).
То есть при демонтаже оборудования, являющегося основным средством, включение стоимости материалов во внереализационные доходы правомерно на основании п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Согласно позиции официальных органов стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке имущества, не являющегося основным средством, также подлежит включению в состав внереализационных доходов (Письма Минфина России от 21.10.2009 N 03-03-05/188, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, ФНС России от 23.11.2009 N 3-2-13/227@). Данный вывод основывается на том, что перечень внереализационных доходов, установленный ст. 250 НК РФ, не является исчерпывающим.
Согласно частям 1, 6 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют доводы, изложенные в заявлении, не являются основанием для отмены обжалованного судебного акта в апелляционном порядке.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2014 по делу N А01-1265/2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 N 15АП-17351/2014 ПО ДЕЛУ N А01-1265/2013
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. N 15АП-17351/2014
Дело N А01-1265/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от ЗАО "Адыгейское бройлерное объединение": представитель Сальникова А.А. по доверенности от 24.09.2014, представитель Плужникова Е.В. по доверенности от 10.07.2014,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея: представитель Ожева З.Р. по доверенности от 15.09.2014, представитель Окулов А.С.по доверенности от 08.10.2014,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея: представитель Ачмиз М.Д. по доверенности от 07.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2014 по делу N А01-1265/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" (ИНН 0107002586, ОГРН 1020100859536)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711)
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея
о признании решения недействительным,
принятое в составе судьи Хутыз С.И.,
установил:
закрытое акционерное общество "Адыгейское бройлерное объединение" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене решения инспекции от 29.03.2013 N 12-2/09 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначислении налога на прибыль организации в размере 3 850 304 руб., а также штрафов и пеней в сумме 893 297 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по Республике Адыгея (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2014 заявление открытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 29.03.2013 года N 12-20/09 в части: доначисления налога на прибыль в размере 3 148 227 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 629 645 руб., доначисления соответствующих сумм пени.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в пользу открытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.06.2013 по делу N А01-1265/2013.
Закрытое акционерное общество "Адыгейское бройлерное объединение" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, а именно: в части признания обоснованным решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль в размере 702 077 руб., соответствующих сумм штрафа и пени, принять в указанной части новый судебный акт, удовлетворив требования общества в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Налоговой инспекцией не представлены доказательства того, что реализованное обществом имущество учитывалось как объект основных средств. Таким образом, основания для применения пункта 13 статьи 250 НК РФ отсутствуют. Налогоплательщиком произведено разукомплектование приобретенного оборудования для выращивания сельскохозяйственной птицы, а не демонтаж, разборка или ликвидация как того требует пункт 13 статьи 250 НК РФ. Фактически от продажи частей комплекта оборудования в пользу ООО "Агросервис" доход ЗАО "АБО" составил 35 144,69 руб. С указанного дохода обществом в полном объеме уплачен налог на прибыль в установленном законодательством порядке. Так, в соответствии со ст. 247 НК РФ налогоплательщиком полученные доходы были уменьшены на величину произведенных расходов. По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство прямо не предусматривает определение цены реализации материалов только лишь путем проведения рыночной оценки.
Представитель закрытого акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, возражения в части возможности применения положений части 5 статьи 268 АПК РФ не заявляли.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку решение суда первой инстанции оспаривается только в части и ни одна из сторон в судебном заседании не заявила возражений в отношении применения положений части 5 статьи 268 АПК РФ, законность и обоснованность судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой части с учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно в части отказа в удовлетворении требований заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерного общества "Адыгейское бройлерное объединение" зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Республике Адыгея по адресу: г. Майкоп, трасса Майкоп - Усть-Лабинск, строение N 35.
Налоговой инспекцией с 28.09.2012 по 16.01.2013 была проведена в отношении общества выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, по результатам которой был составлен акт от 05.03.2013 N 12-20/21, который вручен Генеральному директору общества 05.03.2013.
Налогоплательщиком в налоговую инспекцию представлены возражения на акт выездной налоговой проверки.
29.03.2013 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией, в присутствии представителей общества, было вынесено решение N 12-20/9 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вручено представителю общества 05.04.2013.
Согласно данному решению обществу доначислен налог на прибыль в размере 3 850 304 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в размере 770 061 руб., штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 103 314 руб., пеня в сумме 137 717 руб. (налог на прибыль - 123 236 руб., НДФЛ - 14 481 руб.).
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея путем подачи апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 22.05.2013 N 22, согласно которому в соответствии с подпунктом 1 абзаца 3 пункта 2 статьи 140 Налогового Кодекса Российской Федерации решение налоговой инспекции от 29.03.2013 N 12-20/9 было оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части доначислении налога на прибыль организации в размере 3 850 304 руб., а также штрафов и пеней в сумме 893 297 руб.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении требования в части признания неправомерным доначисления налога на прибыль в размере 702 077 руб.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных доходов включаются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 Кодекса.
Пунктами 13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Кодекса), а также в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Пунктом 2 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставкам, 0% и 20% определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Из материалов дела усматривается, что основанием для доначисления налога на прибыль в размере 702 077 руб. послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком внереализационных доходов, облагаемые по ставке 20%, на 3 510 385 руб.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Адыгейское бройлерное объединение" в сентябре 2010 года получило (акт приема - передачи оборудования от 07.09.2010, счет-фактура от 07.09.2010 N 00000058) от ЗАО "Группа агропредприятий "Ресурс" 5 комплектов оборудования для содержания сельскохозяйственной птицы (производства фирмы Big Dunchrnan, Германия) по договору поставки от 16.04.2010 и дополнительному соглашению к нему от 30.08.2010.
Стоимость четырех комплектов составила 17 360 000 руб. по 4 340 000 руб. за каждый, а пятого - 5 940 000 руб. Указанное оборудование приобреталось в рамках проведения реконструкции площадки Красногвардейская ЗАО "АБО" для установки в производственные корпуса для выращивания птицы.
Согласно приказу руководителя ЗАО "АБО" от 11.07.2011 N 55-1 комплект птицеводческого оборудования для содержания с/х птицы не был полностью установлен при реконструкции, а был разобран (разукомплектован) и частично, а именно - в сумме 1 523 513 руб. переведен в разряд основных средств в августе 2011 года, оставшаяся часть оборудования списана в июле 2011 года на прочие расходы в сумме - 3 510 385 руб. Запасные части, полученные при разборке, реализованы в июле 2011 года ООО "Агросервис" по счету-фактуре от 20.07.2011 N 559, товарной накладной от 20.07.2011 N 560. Представлена накладная на отпуск материалов на сторону.
Платежными поручениями от 12.08.2011 N 1603 на сумму 640 000 руб., от 25.10.2011 N 2635 на сумму 20 000 руб., от 21.11.2011 N 2983 на сумму 50 000 руб., от 08.08.2012 N 2538 на сумму 20 000 руб., от 21.08.2012 N 2656 на сумму 170 000 руб., от 22.08.2012 N 2667 на сумму 200 000 руб., от 29.02.2012 N 2754 на сумму 200 000 руб., от 31.08.2012 N 2798 на сумму 854 900 руб., от 12.09.2012 N 2908 на сумму 300 000 руб., от 09.101.2012 N 3233 на сумму 30 000 руб., от 29.10.2012 N 3424 на сумму 308 477 руб. 80 коп., от 27.12.2012 N 41 95 на сумму 1 390 347 руб. 43 коп. ООО "Агросервис" оплатило поставленные материалы.
Налогоплательщик полагает, что разукомплектованное оборудование не является основным средством, поэтому доход не подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, в 2011 году налогоплательщик применял ставку налога на прибыль в размере 0% по сельскохозяйственной деятельности и 20% по прочей деятельности.
Как следует из налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2011 год и пояснений к ней, доходы, полученные от разборки оборудования, заявлены налогоплательщиком в составе внереализационных расходов, полученных от сельскохозяйственной деятельности в сумме 3 510 385 руб. Также заявлена в составе внереализационных расходов стоимость запасных частей в сумме 3 510 385 руб., прибыль от сельскохозяйственной деятельности по данной операции - 0.
Суд обоснованно указал, что налогоплательщик дважды отразил расходы в сумме 3 510 385 руб. во внереализационных расходах по сельхоздеятельности и в расходах по "прочей деятельности".
При определении цены запасных частей налогоплательщик использовал норму, указанную в абз. 2 пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 25.11.2009 N 281-ФЗ), в которой стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном подпунктами 13 и 20 части 2 статьи 250 Кодекса.
Таким образом, стоимость материально-производственных запасов в виде имущества, полученного при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, при их последующем отпуске в производство или реализации определяется на основании пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном подпунктами 13 и 20 части 2 статьи 250 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 пункта 2 статьи 254 Кодекса.
Налогоплательщиком произвольно определена стоимость материально-производственных запасов (запасных частей), полученных от разборки (ликвидации) оборудования, поскольку рыночная оценка полученных в результате разборки оборудования запасных частей организацией не производилась, в первичных документах по приобретению оборудования стоимость отдельных частей оборудования не указана.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом необоснованно отражены в составе внереализационных доходов, облагаемых по ставке 0%, доходы, полученные при разборке оборудования, которые не связаны с сельскохозяйственным производством, следовательно, налоговой инспекцией обоснованно по данному эпизоду доначислен налог на прибыль в размере 702 077 руб., соответствующие суммы штрафа и пени.
В апелляционной жалобе заявлен довод о том, что при разборке имущества, не являющегося основным средством, полученные материалы не образуют доход.
К доходам в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
К внереализационным доходам согласно п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ относятся, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Впоследствии стоимость таких материально-производственных запасов определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком (п. 2 ст. 254 НК РФ).
То есть при демонтаже оборудования, являющегося основным средством, включение стоимости материалов во внереализационные доходы правомерно на основании п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Согласно позиции официальных органов стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке имущества, не являющегося основным средством, также подлежит включению в состав внереализационных доходов (Письма Минфина России от 21.10.2009 N 03-03-05/188, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, ФНС России от 23.11.2009 N 3-2-13/227@). Данный вывод основывается на том, что перечень внереализационных доходов, установленный ст. 250 НК РФ, не является исчерпывающим.
Согласно частям 1, 6 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют доводы, изложенные в заявлении, не являются основанием для отмены обжалованного судебного акта в апелляционном порядке.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2014 по делу N А01-1265/2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)