Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Крылова П.Г., доверенность от 23 сентября 2013 г.,
от налогового органа - Чукаева Н.Б., доверенность от 09 января 2014 г. N 2.4-0-12/000028,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года по делу N А65-24225/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие ВОЛГА" (ИНН 1654033038, ОГРН 1031622502548), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Волга" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании решения N 2.12-0-19/3915 от 21.08.2013 г. недействительным (незаконным) в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме 97 321 руб., пени в сумме 10 428, 79 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 13 765 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года по делу N А65-24225/2013 заявленное требование удовлетворено.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что судом неправильно применен закон, а выводу суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.03.2013 г. заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 26 992 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 г. по делу N А65-17041/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 03.07.2013 г. N 2.12-0-19/3269.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение о привлечении Общества к налоговой ответственности N 2.12-0-19/3915 от 21.08.2013, которым обществу доначислен земельный налог за январь- апрель 2012 год в сумме 97 321 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением от 19.09.2013 г. N 2.14-0-18/020537@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равного рыночной стоимости, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а должен был руководствоваться вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 г. по делу N А65-17041/2012, распространив его действие с начала налогового периода 2012 г., при этом арбитражным судом не учтено следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:250802:219 был отчужден заявителем 12.05.2012 г., тогда как решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 г. по делу N А65-17041/2012 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 16:50:250802:219 равной его рыночной стоимости вступило в законную силу 10.10.2012 г., а изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены только 29.10.2012 г.
Таким образом земельный налог за январь - апрель 2012 г. за время фактического пользования земельным участком заявителем, был правомерно рассчитан заявителю исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а поэтому оспариваемое решение налогового органа соответствует налоговому законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применен закон, решение суда следует отменить в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС ПО от 04.03.2014 г. по делу N А 65-18164/2013.
Руководствуясь ст. ст. 153.1, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года по делу N А65-24225/2013 отменить. В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2014 ПО ДЕЛУ N А65-24225/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2014 г. по делу N А65-24225/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Крылова П.Г., доверенность от 23 сентября 2013 г.,
от налогового органа - Чукаева Н.Б., доверенность от 09 января 2014 г. N 2.4-0-12/000028,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года по делу N А65-24225/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие ВОЛГА" (ИНН 1654033038, ОГРН 1031622502548), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Волга" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании решения N 2.12-0-19/3915 от 21.08.2013 г. недействительным (незаконным) в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме 97 321 руб., пени в сумме 10 428, 79 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 13 765 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года по делу N А65-24225/2013 заявленное требование удовлетворено.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что судом неправильно применен закон, а выводу суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.03.2013 г. заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 26 992 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 г. по делу N А65-17041/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 03.07.2013 г. N 2.12-0-19/3269.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение о привлечении Общества к налоговой ответственности N 2.12-0-19/3915 от 21.08.2013, которым обществу доначислен земельный налог за январь- апрель 2012 год в сумме 97 321 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением от 19.09.2013 г. N 2.14-0-18/020537@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равного рыночной стоимости, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а должен был руководствоваться вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 г. по делу N А65-17041/2012, распространив его действие с начала налогового периода 2012 г., при этом арбитражным судом не учтено следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:250802:219 был отчужден заявителем 12.05.2012 г., тогда как решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 г. по делу N А65-17041/2012 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 16:50:250802:219 равной его рыночной стоимости вступило в законную силу 10.10.2012 г., а изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены только 29.10.2012 г.
Таким образом земельный налог за январь - апрель 2012 г. за время фактического пользования земельным участком заявителем, был правомерно рассчитан заявителю исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а поэтому оспариваемое решение налогового органа соответствует налоговому законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применен закон, решение суда следует отменить в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС ПО от 04.03.2014 г. по делу N А 65-18164/2013.
Руководствуясь ст. ст. 153.1, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года по делу N А65-24225/2013 отменить. В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)