Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 33-4045

Требование: О признании не подлежащими применению для расчета земельного налога сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец не согласен с размером начисленного ему земельного налога, полагая, что сведения о кадастровой стоимости участка внесены в государственный кадастр недвижимости неправомерно, поскольку кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Саратовской области, подлежала применению с 01.01.2010.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 33-4045


Судья Милованов А.С.

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Литвиновой М.В., Макаровой Н.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ш. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области о признании недействительными и неподлежащими применению для расчета земельного налога сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, по апелляционной жалобе Ш. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 19 марта 2015 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (далее - МИФНС России N 12 по Саратовской области), в котором просил признать недействительными и не подлежащими применению для расчета земельного налога за 2009 год, внесенные в государственный кадастр недвижимости на дату 01 января 2009 года, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, площадью 306000 кв. м, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, в размере 376 753 320 руб. В обоснование требований указал, что является одним из сособственников (1/3 доля в праве общей долевой собственности) данного земельного участка. Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 04 апреля 2014 года, вступившим в законную силу 19 июня 2014 года, с Ш. в пользу МИФНС России N 12 по Саратовской области взыскана недоимка по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы в сумме 1 129 659 руб. 52 коп., пени в сумме 1865 руб. 78 коп. Истец не согласен с размером исчисленного земельного налога за 2009 год, полагает, что сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка на 01 января 2009 года внесены в государственный кадастр недвижимости неправомерно, поскольку кадастровая стоимость в размере 376 753 320 руб. установлена постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П, которая подлежала применению с 01 января 2010 года.
Решением Ленинского районного суда г. Саратов от 19 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований Ш. отказано.
Ш. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные тем, о которых заявлял в суде первой инстанции. Считает, что постановление Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П в силу ст. 5 НК РФ подлежало применению с 01 января 2010 года. При этом неправомерные действия органа кадастрового учета, МИФНС России N 12 по Саратовской области повлекли к незаконному взысканию с Ш. земельного налога за 2009 года, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, установленной данным постановлением от 07 июля 2009 года N 270-П.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие данных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Как следует из материалов дела, решением Саратовского районного суда Саратовской области от 04 апреля 2014 года с Ш. в пользу МИФНС России N 12 по Саратовской области взыскана недоимка по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы в сумме 1 129 659 руб. 52 коп., пени в сумме 1865 руб. 78 коп. Данное решение апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 июня 2014 года оставлено без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что Ш. являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <адрес> и на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области налоговому органу были представлены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 376 753 320 рублей.
Сторонами не оспаривается, что земельный налог на земельный участок с кадастровым номером N за 2009 год исчислен налоговым органом исходя из данного размера кадастровой стоимости, Ш. направлено соответствующее требование об уплате земельного налога.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 разъяснено, что по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл. 25 ГПК РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер кадастровой стоимости принадлежащего Ш. земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П, по состоянию на 01 января 2009 года составлял 376 753 320 руб., в связи с чем правовых оснований для признания действий ФГБУ "ФКП Росреестра" и МИФНС России N 12 по Саратовской области по внесению в государственный кадастр и применению кадастровой стоимости земельного участка при исчислении земельного налога за 2009 год в данном размере не имеется. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Как установлено п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с п. 10 Правил, Правительством Саратовской области издано постановление от 07 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом в Саратовской области", которое действовало до 12 февраля 2013 года. Данным постановлением от 07 июля 2009 года N 270-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007 года. Ранее результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007 года были утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П.
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П до сведения заинтересованных лиц было доведено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, утвержденные настоящим постановлением, в размерах, ранее предусмотренных постановлением Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
Обращаясь в суд, Ш. ссылался на то, что вследствие действий ответчиков на Ш. возложена обязанность по уплате земельного налога за 2009 год в размере, исчисленном с учетом кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П, котороев силу ст. 5 НК РФ не подлежало применению к спорным правоотношениям.
Исходя из ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий возложена на органы и лиц, которые их совершили. В то же время заявитель не освобождается от доказывания утверждения нарушения прав и свобод, законных интересов, незаконного возложения на него какой-либо обязанности в результате совершения оспариваемых действий.
Учитывая, что в силу закона на Ш. возложена обязанность по уплате земельного налога, размер кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка по состоянию на 01 января 2009 года, в связи с изданием постановления от 07 июля 2009 года N 270-П, не изменился, оснований полагать, что оспариваемыми действиями нарушены права и свободы заявителя, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не имеется. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Ш. не представлено. Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого действия требованиям закона и нарушение этим действием прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении заявления суд правильно определил характер спорных правоотношений, применил закон, подлежащий применению, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на правильность принятого судом решения, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и иное толкование закона.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, закон, подлежащий применению, в полном объеме установлены значимые для дела обстоятельства.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)