Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания К.Н.Халиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25135/2013) ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2013 по делу N А56-49484/2013 (судья В.В.Захаров), принятое
по заявлению ОАО "Рассвет"
к ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
3-и лица: Лужское лесничество, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области"
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Алексеев О.П. (доверенность от 09.01.2014)
от ответчика: Швецова Е.Н. (доверенность от 23.12.2013 N 03-18/10470); Павлова О.В. (доверенность от 23.12.2013 N 03-18/10465)
от 3-го лица: не явились (извещены)
установил:
Открытое акционерное общество "Рассвет" (ОГРН 1024701557726, место нахождения: 188230, Ленинградская обл., Лужский р-н, д. Ретюнь; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 1416 от 18.06.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лужское лесничество и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области".
Решением суда от 25.10.2013 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной обществом в налоговый орган.
Проверкой установлено, что по земельному участку с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 обществом за 2012 год исчислен земельный налог в сумме 17 093 руб. Расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен налогоплательщиком самостоятельно, исходя из разделения земель на группы:
- - 2 группа земель: дороги 80 га, здания 61 га, карьеры 17 га; всего - 1 580 000 х 0,31 = 489 800 руб.;
- - 3 группа земель: водоемы 129 га; 1 290 000 х 3,73 = 4 811 799 руб.;
- - 4 группа земель: кустарники 101 га, болота 298 га, прочие земли 41 га; всего - 4 400 000 х 0,09 = 396 000 руб.
- лесные земли 9 547 га не включены в объект налогообложения.
Налоговая база по данным заявителя составила 489 800 руб. + 4 811 799 руб. + 396 000 руб. = 5 697 500 руб.; сумма налога составила 5 697 500 х 0,3% = 17 093 руб.
Установив при проведении проверки, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 составляет 862 478 400 руб., а в целях исчисления земельного налога общество исходило из кадастровой стоимости 5 697 500 руб., налоговый орган решением от 18.06.2013 N 1416 произвел доначисление земельного налога по указанному земельному участку в сумме 2 570 342 руб., начислил пени за нарушение срока уплаты налога в сумме 80 669 руб. 47 коп. и привлек общество к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 513 124 руб. 80 коп.
Решение инспекции от 18.06.2013 N 1416 обжаловано заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - управление). Решением управления от 09.08.2013 N 16-21-10/10074@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 18.06.2013 N 1416, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Настоящий спор касается правомерности исключения обществом из объекта обложения земельным налогом части земельного участка (кадастровый номер 47:29:07-92-001:0025), принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции указал, что постановление главы администрации Лужского района от 13.11.1992 N 504, которым государственному сельскохозяйственному предприятию "Рассвет" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для сельскохозяйственного производства земельный участок площадью 14 668 га, отменено постановлением главы администрации Лужского района от 21.07.1994 N 486. Постановлением от 21.07.1994 N 486 акционерному обществу закрытого типа "Рассвет" (правопреемник государственного сельскохозяйственного предприятия "Рассвет") передано бесплатно в коллективную совместную собственность 4 193 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 4 021 га, из них пашни 2 755 га, сенокосов 1 174 га, в том числе улучшенных 984 га, пастбищ 92 га, канав 118 га. Для сохранения существующих каркасных границ акционерному обществу закрытого типа "Рассвет" предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование из фонда перераспределения 10 274 га, в том числе лесных площадей 9 547 га, кустарника 101 га, прочих 626 га.
На земельный участок площадью 4 193 га общество (правопреемник акционерного общества закрытого типа "Рассвет") земельный налог уплачивает.
Участок площадью 10 274 га не сформирован, не прошел кадастровый учет и поэтому не является объектом налогообложения.
Ни суд, ни инспекция не в состоянии определить границы земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:07-92-001:0025, 47:29:00-00-000:0012. Кроме того, из акта от 08.10.2013, подписанного главой администрации Ретюньского сельского поселения, генеральным директором общества и директором филиала ЛОГКУ "Ленобллес" Лужского лесничества, следует, что по участку с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 землепользование осуществляется следующим образом: 4 139 га - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности открытому акционерному обществу "Рассвет"; 9 781 га - земли лесного фонда Лужского лесничества, Шильцевского участкового лесничества, арендатором лесного участка по заготовке древесины является общество с ограниченной ответственностью "Мегатех".
На основании изложенного суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 3 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), признал действия инспекции неправомерными и приводящими к двойному налогообложению за спорные участки.
Апелляционная инстанция не может согласиться с решением суда первой инстанции и считает, что судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
Пунктом 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В материалах дела имеются следующие доказательства: постановление главы администрации Лужского района от 13.11.1992 N 504, которым государственному сельскохозяйственному предприятию "Рассвет" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для сельскохозяйственного производства земельный участок площадью 14 668 га; свидетельство, предоставляющее обществу право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 14 668 га для сельскохозяйственного производства; кадастровая выписка о земельном участке, согласно которой общество является правообладателем земельного участка площадью 14 668 000 кв. м с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025, вид права - постоянное бессрочное пользование, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость - 862 478 400 руб., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, спорный земельный участок (кадастровый номер 47:29:07-92-001:0025) индивидуализирован, его площадь определена с учетом границ на местности, установленных при выделении, для уточнения или определения границ ранее учтенного земельного участка общество не обращалось.
Статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Пунктом 11 статьи 396 Кодекса определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Представленными обществом доказательствами не подтверждается отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Поскольку законом к доказательствам, подтверждающим включение в соответствии с действующим законодательством земельного участка в состав земель лесного фонда, не отнесены какие-либо иные (в том числе письма государственных органов и органов местного самоуправления) помимо сведений государственного кадастрового учета, инспекцией обоснованно не принят при проверке документально неподтвержденный расчет земельного налога по спорному земельному участку.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции необоснованно возложил на инспекцию бремя доказывания тех фактов и обстоятельств, на которые ссылалось общество в обоснование правильности исчисления земельного налога по спорному земельному участку.
Учитывая, что уточнения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 площадью 14 668 га не производилось, категория земель не изменялась, от права пользования спорным земельным участком общество не отказывалось, налоговым органом не допущено нарушения положений действующего законодательства при доначислении обществу земельного налога по этому земельному участку.
Несостоятельна ссылка суда на пункт 7 статьи 3 НК РФ, а также на то, что действия инспекции привели к двойному налогообложения за спорные участки. Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что участок с кадастровым номером 47:29:00-00-000:0012 территориально входит в состав участка с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные обществом требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2013 по делу N А56-49484/2013 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Рассвет" в удовлетворении заявления.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А56-49484/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А56-49484/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания К.Н.Халиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25135/2013) ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2013 по делу N А56-49484/2013 (судья В.В.Захаров), принятое
по заявлению ОАО "Рассвет"
к ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
3-и лица: Лужское лесничество, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области"
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Алексеев О.П. (доверенность от 09.01.2014)
от ответчика: Швецова Е.Н. (доверенность от 23.12.2013 N 03-18/10470); Павлова О.В. (доверенность от 23.12.2013 N 03-18/10465)
от 3-го лица: не явились (извещены)
установил:
Открытое акционерное общество "Рассвет" (ОГРН 1024701557726, место нахождения: 188230, Ленинградская обл., Лужский р-н, д. Ретюнь; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 1416 от 18.06.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лужское лесничество и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области".
Решением суда от 25.10.2013 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной обществом в налоговый орган.
Проверкой установлено, что по земельному участку с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 обществом за 2012 год исчислен земельный налог в сумме 17 093 руб. Расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен налогоплательщиком самостоятельно, исходя из разделения земель на группы:
- - 2 группа земель: дороги 80 га, здания 61 га, карьеры 17 га; всего - 1 580 000 х 0,31 = 489 800 руб.;
- - 3 группа земель: водоемы 129 га; 1 290 000 х 3,73 = 4 811 799 руб.;
- - 4 группа земель: кустарники 101 га, болота 298 га, прочие земли 41 га; всего - 4 400 000 х 0,09 = 396 000 руб.
- лесные земли 9 547 га не включены в объект налогообложения.
Налоговая база по данным заявителя составила 489 800 руб. + 4 811 799 руб. + 396 000 руб. = 5 697 500 руб.; сумма налога составила 5 697 500 х 0,3% = 17 093 руб.
Установив при проведении проверки, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 составляет 862 478 400 руб., а в целях исчисления земельного налога общество исходило из кадастровой стоимости 5 697 500 руб., налоговый орган решением от 18.06.2013 N 1416 произвел доначисление земельного налога по указанному земельному участку в сумме 2 570 342 руб., начислил пени за нарушение срока уплаты налога в сумме 80 669 руб. 47 коп. и привлек общество к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 513 124 руб. 80 коп.
Решение инспекции от 18.06.2013 N 1416 обжаловано заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - управление). Решением управления от 09.08.2013 N 16-21-10/10074@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 18.06.2013 N 1416, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Настоящий спор касается правомерности исключения обществом из объекта обложения земельным налогом части земельного участка (кадастровый номер 47:29:07-92-001:0025), принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции указал, что постановление главы администрации Лужского района от 13.11.1992 N 504, которым государственному сельскохозяйственному предприятию "Рассвет" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для сельскохозяйственного производства земельный участок площадью 14 668 га, отменено постановлением главы администрации Лужского района от 21.07.1994 N 486. Постановлением от 21.07.1994 N 486 акционерному обществу закрытого типа "Рассвет" (правопреемник государственного сельскохозяйственного предприятия "Рассвет") передано бесплатно в коллективную совместную собственность 4 193 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 4 021 га, из них пашни 2 755 га, сенокосов 1 174 га, в том числе улучшенных 984 га, пастбищ 92 га, канав 118 га. Для сохранения существующих каркасных границ акционерному обществу закрытого типа "Рассвет" предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование из фонда перераспределения 10 274 га, в том числе лесных площадей 9 547 га, кустарника 101 га, прочих 626 га.
На земельный участок площадью 4 193 га общество (правопреемник акционерного общества закрытого типа "Рассвет") земельный налог уплачивает.
Участок площадью 10 274 га не сформирован, не прошел кадастровый учет и поэтому не является объектом налогообложения.
Ни суд, ни инспекция не в состоянии определить границы земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:07-92-001:0025, 47:29:00-00-000:0012. Кроме того, из акта от 08.10.2013, подписанного главой администрации Ретюньского сельского поселения, генеральным директором общества и директором филиала ЛОГКУ "Ленобллес" Лужского лесничества, следует, что по участку с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 землепользование осуществляется следующим образом: 4 139 га - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности открытому акционерному обществу "Рассвет"; 9 781 га - земли лесного фонда Лужского лесничества, Шильцевского участкового лесничества, арендатором лесного участка по заготовке древесины является общество с ограниченной ответственностью "Мегатех".
На основании изложенного суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 3 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), признал действия инспекции неправомерными и приводящими к двойному налогообложению за спорные участки.
Апелляционная инстанция не может согласиться с решением суда первой инстанции и считает, что судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
Пунктом 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В материалах дела имеются следующие доказательства: постановление главы администрации Лужского района от 13.11.1992 N 504, которым государственному сельскохозяйственному предприятию "Рассвет" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для сельскохозяйственного производства земельный участок площадью 14 668 га; свидетельство, предоставляющее обществу право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 14 668 га для сельскохозяйственного производства; кадастровая выписка о земельном участке, согласно которой общество является правообладателем земельного участка площадью 14 668 000 кв. м с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025, вид права - постоянное бессрочное пользование, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость - 862 478 400 руб., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, спорный земельный участок (кадастровый номер 47:29:07-92-001:0025) индивидуализирован, его площадь определена с учетом границ на местности, установленных при выделении, для уточнения или определения границ ранее учтенного земельного участка общество не обращалось.
Статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Пунктом 11 статьи 396 Кодекса определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Представленными обществом доказательствами не подтверждается отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Поскольку законом к доказательствам, подтверждающим включение в соответствии с действующим законодательством земельного участка в состав земель лесного фонда, не отнесены какие-либо иные (в том числе письма государственных органов и органов местного самоуправления) помимо сведений государственного кадастрового учета, инспекцией обоснованно не принят при проверке документально неподтвержденный расчет земельного налога по спорному земельному участку.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции необоснованно возложил на инспекцию бремя доказывания тех фактов и обстоятельств, на которые ссылалось общество в обоснование правильности исчисления земельного налога по спорному земельному участку.
Учитывая, что уточнения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025 площадью 14 668 га не производилось, категория земель не изменялась, от права пользования спорным земельным участком общество не отказывалось, налоговым органом не допущено нарушения положений действующего законодательства при доначислении обществу земельного налога по этому земельному участку.
Несостоятельна ссылка суда на пункт 7 статьи 3 НК РФ, а также на то, что действия инспекции привели к двойному налогообложения за спорные участки. Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что участок с кадастровым номером 47:29:00-00-000:0012 территориально входит в состав участка с кадастровым номером 47:29:07-92-001:0025.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные обществом требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2013 по делу N А56-49484/2013 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Рассвет" в удовлетворении заявления.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)