Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что ответчику было направлено уведомление об уплате земельного налога, однако в срок, указанный в уведомлении, оплата налога не произведена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хлопина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Анненковой К.К., Судак О.Н.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга к Б. о взыскании недоимки по земельному налогу
по апелляционной жалобе Б.
на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., объяснения представителя Б. Фаркун А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обратилась в суд с иском к Б. о взыскании недоимки по земельному налогу. В обоснование требования указали, что Б. было направлено уведомление об уплате земельного налога за 2012 год. В срок, указанный в уведомлении, оплата налога не произведена. В ноябре 2013 года ответчице было направлено требование об уплате налога в сумме *** руб. и пени по состоянию на 18 ноября 2013 года в сумме *** руб., после чего налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Ответчик, не согласившись с судебным приказом, подала заявление о его отмене, указав, что при исчислении налога инспекция не учла решение Арбитражного суда Оренбургской области, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2012 года. Судебный приказ был отменен, после чего ИФНС обратилась в суд с иском. При этом в иске указали, что применение кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26 декабря 2013 года, по состоянию на 1 января 2012 года неправомерно, поэтому просила взыскать с ответчицы недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме *** руб., в том числе *** руб. - земельный налог и *** руб. пени.
В судебном заседании представитель истца С. исковые требования поддержал и пояснил, что земельный налог за 2012 года был исчислен ответчику на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Оренбургской области в размере *** руб., предоставленной Управлением Росреестра по Оренбургской области. По решению Арбитражного суда Оренбургской области рыночная стоимость земельного участка была установлена в размере *** руб., однако данная стоимость земельного участка будет применяться при исчислении земельного налога за 2014 год. Указал, что за прошедший период размер земельного налога перерасчету не подлежит.
Б. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв на иск. В отзыве указала, что неоплата земельного налога вызвана исключительно несогласием с произведенным расчетом размера налога. Ссылалась на то, что кадастровая стоимость ее земельного участка, обусловленная неверными результатами массовой оценки земель, во много раз превышающая действительную кадастровую стоимость, не может быть положена в основу расчета земельного налога. На основании чего просила пересчитать земельный налог в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной равной рыночной стоимости на 1 января 2012 года решением арбитражного суда.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2014 года исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга удовлетворены. Суд взыскал с Б. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы Ленинского района г. Оренбурга *** руб. недоимки по земельному налогу за 2012 год.
В апелляционной жалобе Б. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и просит принять по делу новое решение, в котором пересчитать земельный налог в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной равной рыночной стоимости на 1 января 2012 года решением арбитражного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения администрации г. Оренбурга от (дата) Б. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, площадью *** кв. м, местоположение которого (адрес). Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: ***. Право собственности Б. на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (дата).
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 391 НК Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27 декабря 2013 года подтверждено, что кадастровая стоимость данного земельного участка, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, составляла *** руб. *** коп.
В результате рассмотрения искового заявления Б. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка Арбитражный суд Оренбургской области установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** (+/-51) кв. м в размере *** руб. *** коп. на дату 1 января 2012 года.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред., действовавшей до 22 июля 2014 года) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя в полном объеме требование ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга о взыскании недоимки по земельному налогу, суд первой инстанции полагал неправомерным применение кадастровой стоимости, установленной равной рыночной стоимости земельного участка, для исчисления земельного налога за 2012 года до внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости после вступления в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда и полагает, что при таком подходе будет нарушено право налогоплательщика на исчисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. ст. 390, 391 НК РФ).
Судебная коллегия считает обоснованными возражения ответчика о том, что в данном случае исчисление земельного налога исходя из налоговой базы, определенной на основании сведений о кадастровой стоимости, более чем в 10 раз превышающей рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, является нарушением основных начал законодательства о налогах и сборах, закрепленных в п. п. 3 и 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Исходя из смысла вышеизложенный норм земельного и налогового законодательства в совокупности с нормой Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае установление судом кадастровой стоимости земельного участка в размере *** руб. на дату 1 января 2012 года является, с момента вступления судебного решения в силу, основанием для пересчета земельного налога за 2012 год.
При применении закона к спорным правоотношениям, судебная коллегия также принимает во внимание правовую позицию законодателя, уточненную с момента внесения Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ изменений в Федеральный закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно в абз. 5 ст. 24.20, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, законодатель, уточнив дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости на основании судебного решения, не связал этот момент со вступлением решения в законную силу, более того, прямо предусмотрел, что рыночная стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), на предыдущий период.
Пункт 8 ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ установил, что данный порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежит применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку норма закона об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, а также положения налогового и земельного законодательства, из которых следует исходить при определении налоговой базы земельного налога не претерпели изменений, судебная коллегия не усматривает ограничений относительно применения установленной судом на определенную дату кадастровой стоимости для целей налогообложения на период, предшествовавший ее внесению в ГКН.
Положение п. 4 ст. 391 НК РФ, согласно которому налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не позволяющее налоговому органу рассчитать земельный налог исходя из установленной судом кадастровой стоимости до момента ее внесения в ГКН, регулирует порядок взимания налога в части определения субъекта налогового правоотношения, обязанного исчислить налог, и порядок получения им необходимых для этого сведений, что не изменяет принцип исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости, которая в данном случае установлена судом.
Иной подход к разрешению возникшего спора приведет к нарушению права налогоплательщика на взимание с него экономически обоснованного земельного налога, исчисленного исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка.
Следует принять во внимание, что уведомление об уплате земельного налога за 2012 год было направлено Б. 29 мая 2013 года. С этого момента Б. узнала о нарушении своих прав и обратилась в арбитражный суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости 13 июня 2013 года, что подтверждает добросовестность и разумность действий налогоплательщика, в связи с чем у суда не имеется оснований к отказу в защите нарушенного права.
Ошибочное истолкование закона, подлежащего применению к правоотношениям сторон, является в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к изменению судебного решения.
Исходя из определенной судом на 1 января 2012 года кадастровой стоимости в размере *** руб. земельный налог, подлежащий уплате за 2012 год за земельный участок с кадастровым номером N, взимаемый по ставке, установленной пунктом 2.4 Положения "О земельном налоге", утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года N 677, в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, составит *** руб. (**** 1,5%).
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку в установленный законом срок 1 ноября 2013 года земельный налог за 2012 года не был уплачен, требование ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга о взыскании пеней является обоснованным, однако пени должны быть рассчитаны от суммы налога *** руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Указанию Банка России от 13 сентября 2012 года N 2873-У, начиная с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец просит взыскать пени за просрочку уплаты налога по состоянию на 18 ноября 2013 года (за 17 дней). Таким образом, сумма пеней, подлежащая уплате Б., составляет *** руб. (**** 8,25% / 300 x 17).
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 июня 2014 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.
"Взыскать с Б. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы Ленинского района г. Оренбурга *** руб. недоимки по земельному налогу за 2012 год и *** руб. пени."
В остальной части это же решение оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5525/2014
Требование: О взыскании недоимки по земельному налогу.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что ответчику было направлено уведомление об уплате земельного налога, однако в срок, указанный в уведомлении, оплата налога не произведена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу N 33-5525/2014
Судья: Хлопина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Анненковой К.К., Судак О.Н.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга к Б. о взыскании недоимки по земельному налогу
по апелляционной жалобе Б.
на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., объяснения представителя Б. Фаркун А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обратилась в суд с иском к Б. о взыскании недоимки по земельному налогу. В обоснование требования указали, что Б. было направлено уведомление об уплате земельного налога за 2012 год. В срок, указанный в уведомлении, оплата налога не произведена. В ноябре 2013 года ответчице было направлено требование об уплате налога в сумме *** руб. и пени по состоянию на 18 ноября 2013 года в сумме *** руб., после чего налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Ответчик, не согласившись с судебным приказом, подала заявление о его отмене, указав, что при исчислении налога инспекция не учла решение Арбитражного суда Оренбургской области, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2012 года. Судебный приказ был отменен, после чего ИФНС обратилась в суд с иском. При этом в иске указали, что применение кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26 декабря 2013 года, по состоянию на 1 января 2012 года неправомерно, поэтому просила взыскать с ответчицы недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме *** руб., в том числе *** руб. - земельный налог и *** руб. пени.
В судебном заседании представитель истца С. исковые требования поддержал и пояснил, что земельный налог за 2012 года был исчислен ответчику на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Оренбургской области в размере *** руб., предоставленной Управлением Росреестра по Оренбургской области. По решению Арбитражного суда Оренбургской области рыночная стоимость земельного участка была установлена в размере *** руб., однако данная стоимость земельного участка будет применяться при исчислении земельного налога за 2014 год. Указал, что за прошедший период размер земельного налога перерасчету не подлежит.
Б. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв на иск. В отзыве указала, что неоплата земельного налога вызвана исключительно несогласием с произведенным расчетом размера налога. Ссылалась на то, что кадастровая стоимость ее земельного участка, обусловленная неверными результатами массовой оценки земель, во много раз превышающая действительную кадастровую стоимость, не может быть положена в основу расчета земельного налога. На основании чего просила пересчитать земельный налог в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной равной рыночной стоимости на 1 января 2012 года решением арбитражного суда.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2014 года исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга удовлетворены. Суд взыскал с Б. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы Ленинского района г. Оренбурга *** руб. недоимки по земельному налогу за 2012 год.
В апелляционной жалобе Б. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и просит принять по делу новое решение, в котором пересчитать земельный налог в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной равной рыночной стоимости на 1 января 2012 года решением арбитражного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения администрации г. Оренбурга от (дата) Б. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, площадью *** кв. м, местоположение которого (адрес). Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: ***. Право собственности Б. на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (дата).
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 391 НК Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27 декабря 2013 года подтверждено, что кадастровая стоимость данного земельного участка, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, составляла *** руб. *** коп.
В результате рассмотрения искового заявления Б. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка Арбитражный суд Оренбургской области установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** (+/-51) кв. м в размере *** руб. *** коп. на дату 1 января 2012 года.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред., действовавшей до 22 июля 2014 года) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя в полном объеме требование ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга о взыскании недоимки по земельному налогу, суд первой инстанции полагал неправомерным применение кадастровой стоимости, установленной равной рыночной стоимости земельного участка, для исчисления земельного налога за 2012 года до внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости после вступления в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда и полагает, что при таком подходе будет нарушено право налогоплательщика на исчисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. ст. 390, 391 НК РФ).
Судебная коллегия считает обоснованными возражения ответчика о том, что в данном случае исчисление земельного налога исходя из налоговой базы, определенной на основании сведений о кадастровой стоимости, более чем в 10 раз превышающей рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, является нарушением основных начал законодательства о налогах и сборах, закрепленных в п. п. 3 и 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Исходя из смысла вышеизложенный норм земельного и налогового законодательства в совокупности с нормой Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае установление судом кадастровой стоимости земельного участка в размере *** руб. на дату 1 января 2012 года является, с момента вступления судебного решения в силу, основанием для пересчета земельного налога за 2012 год.
При применении закона к спорным правоотношениям, судебная коллегия также принимает во внимание правовую позицию законодателя, уточненную с момента внесения Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ изменений в Федеральный закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно в абз. 5 ст. 24.20, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, законодатель, уточнив дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости на основании судебного решения, не связал этот момент со вступлением решения в законную силу, более того, прямо предусмотрел, что рыночная стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), на предыдущий период.
Пункт 8 ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ установил, что данный порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежит применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку норма закона об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, а также положения налогового и земельного законодательства, из которых следует исходить при определении налоговой базы земельного налога не претерпели изменений, судебная коллегия не усматривает ограничений относительно применения установленной судом на определенную дату кадастровой стоимости для целей налогообложения на период, предшествовавший ее внесению в ГКН.
Положение п. 4 ст. 391 НК РФ, согласно которому налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не позволяющее налоговому органу рассчитать земельный налог исходя из установленной судом кадастровой стоимости до момента ее внесения в ГКН, регулирует порядок взимания налога в части определения субъекта налогового правоотношения, обязанного исчислить налог, и порядок получения им необходимых для этого сведений, что не изменяет принцип исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости, которая в данном случае установлена судом.
Иной подход к разрешению возникшего спора приведет к нарушению права налогоплательщика на взимание с него экономически обоснованного земельного налога, исчисленного исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка.
Следует принять во внимание, что уведомление об уплате земельного налога за 2012 год было направлено Б. 29 мая 2013 года. С этого момента Б. узнала о нарушении своих прав и обратилась в арбитражный суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости 13 июня 2013 года, что подтверждает добросовестность и разумность действий налогоплательщика, в связи с чем у суда не имеется оснований к отказу в защите нарушенного права.
Ошибочное истолкование закона, подлежащего применению к правоотношениям сторон, является в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к изменению судебного решения.
Исходя из определенной судом на 1 января 2012 года кадастровой стоимости в размере *** руб. земельный налог, подлежащий уплате за 2012 год за земельный участок с кадастровым номером N, взимаемый по ставке, установленной пунктом 2.4 Положения "О земельном налоге", утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года N 677, в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, составит *** руб. (**** 1,5%).
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку в установленный законом срок 1 ноября 2013 года земельный налог за 2012 года не был уплачен, требование ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга о взыскании пеней является обоснованным, однако пени должны быть рассчитаны от суммы налога *** руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Указанию Банка России от 13 сентября 2012 года N 2873-У, начиная с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец просит взыскать пени за просрочку уплаты налога по состоянию на 18 ноября 2013 года (за 17 дней). Таким образом, сумма пеней, подлежащая уплате Б., составляет *** руб. (**** 8,25% / 300 x 17).
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 июня 2014 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.
"Взыскать с Б. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы Ленинского района г. Оренбурга *** руб. недоимки по земельному налогу за 2012 год и *** руб. пени."
В остальной части это же решение оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)