Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-21416/2013

Разделы:
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А65-21416/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 года по делу N А65-21416/2013 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Морис", г. Казань,
о признании недействительным решения от 17 июля 2013 года N 06-428/2013,

установил:

Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - заявитель, комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по Республике Татарстан) о признании решения УФАС по Республике Татарстан от 17.07.2013 N 06-428/2013 недействительным (л.д. 3-6).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - общество с ограниченной ответственностью "Морис" (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2013 по делу N А65-21416/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 64-67).
В апелляционной жалобе комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 74-78).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23.01.2012 N 02-21-пр, в период с 01.02.2012 по 31.03.2012 антимонопольным органом проведена плановая проверка МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани" (г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7) по вопросам соблюдению антимонопольного законодательства.
В ходе проверки установлено, что 17.09.2010 между КЗИО ИК МО города Казани и ООО "Дженсер-Казань" заключен договор аренды земельного участка N 14911.
Согласно Приложения к договору (расчет арендной платы за землю) сумма арендной платы в год составляет 3 081 588 руб. 30 коп., исходя из кадастровой стоимости участков в размере 308 158 830 руб., площади земельного участка 1 8765 кв. м, ставки земельного налога в процентах в процентах от кадастровой стоимости - 0,4% и повышающего коэффициента к ставке земельного налога - 7,5.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 5 части 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета, размер арендной платы в Республике Татарстан определен Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Согласно пункту 2.1 раздела 2 Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РТ и государственная собственность, на которые не разграничена, арендная плата исчисляется с применением поправочного коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка.
В пункте 3 Перечня поправочных коэффициентов предусмотрен поправочный коэффициент, учитывающий предоставление земельных участков под объекты производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья) транспорт и так далее) со значением 1.
Согласно постановлению исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12.08.2010 N 7184 и договору аренды земельный участок предоставлен ООО "Дженсер-Казань" для строительства автосалона по ул. Декабристов.
В дальнейшем, распоряжением исполнительного комитета от 19.08.2011 N 1509р о разрешении ООО "Дженсер-Казань" передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка по ул. Декабристов, земельный участок передан ООО "Морис". При этом целевое назначение участка не было изменено.
Между тем, применение поправочного коэффициента со значением 7,5 как под объекты розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью) отдельно стоящие, не соответствует требованиям постановления Кабинета Министров РТ от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Пункт 3.3 договора аренды земельного участка от 17.09.2011 N 14911, а также Приложение к нему (расчет арендной платы за землю) в части применения коэффициента 7,5 не соответствует требованиям закона.
Решением Комиссии УФАС по Республике Татарстан от 17.07.2013 по делу N 06-428/2012 МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений МК МО г. Казани" признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном применении коэффициента 7,5 для расчета арендной платы за землю в отношении ООО "Морис", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (л.д. 11-7, 25-31).
Считая решение УФАС по Республике Татарстан незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение) товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Антимонопольный орган сделал вывод, что в действиях МКУ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани усматриваются признаки нарушения статьи 15 Федерального закона, от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в необоснованном применении коэффициента "7,5" для расчета арендной платы за землю в отношении ООО "Морис".
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23.01.2012 N 02-21-пр, в период с 01.02.2012 по 31.03.2012 проведена плановая проверка по соблюдению антимонопольного законодательства МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани" (г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7).
В ходе проверки установлено, что ООО "Дженсер-Казань" с КЗИО ИК МО города Казани заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2010 N 14911.
Пунктом 1.5 договора предусмотрено, что разрешенное использование, целевое назначение земельного участка: для строительства автосалона. Приведенное описание целей использования земельного участка является окончательным и не подлежит самовольному изменению арендатором. Целевое назначение земельного участка может быть изменено только в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 2.1 договора установлено, что договор заключен сроком на 3 года до 11.08.2013.
Договор 23.06.2011 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Татарстан.
В соответствии с пунктом 3.3 договора арендатор вносит арендную плату ежемесячно не позднее 15 числа каждого текущего месяца в размере, указанном в приложении к настоящему договору в графе "Сумма арендной платы к оплате в месяц", в следующем порядке: 100% перечисляется на счет, указанный в приложении к настоящему договору. В случае принятия нормативно-правового акта, устанавливающего иной, чем в договоре срок внесения арендной платы, он принимается к исполнению сторонами с даты вступления в силу нормативно-правового акта без внесения изменений в настоящий договор.
Согласно расчету арендной платы за землю, являющемуся приложением к договору аренды, сумма арендной платы в месяц составляет 770 397 руб. 08 коп., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 303 158 830 руб., площади земельного участка - 18 765,0 кв. м, ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости - 0,4% и повышающего коэффициента к ставке земельного налога - 7,5.
19.08.2011 Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани принял распоряжение N 1509р, которым разрешил ООО "Дженсер-Казань" передать права и обязанностей по договору аренды от 17.09.2010 N 14911 земельного участка площадью 18765 кв. м с кадастровым номером 16:50:10 04 31:0044 - ООО "Морис".
Во исполнение указанного распоряжения ООО "Дженсер-Казань" на основании договора от 24.08.2011 передало все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 17.09.2010 N 14911.
ООО "Дженсер-Казань" по акту приема-передачи от 24.08.2011 передало ООО "Морис" объект аренды.
Договор от 24.08.2011 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Татарстан 15.09.2011.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 5 части 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета, размер арендной платы в Республике Татарстан определен Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Согласно пункту 2.1 раздела 2 Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РТ и государственная собственность, на которые не разграничена арендная плата исчисляется с применением поправочного коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка.
В пункте 3 Перечня поправочных коэффициентов предусмотрен поправочный коэффициент, учитывающий предоставление земельных участков под объекты производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья) транспорт и так далее) со значением 1.
Согласно постановлению исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12.08.2010 N 7184 и договору аренды, земельный участок предоставлен ООО "Дженсер-Казань" для строительства автосалона по ул. Декабристов.
Учитывая, что ООО "Морис" арендует земельный участок под строительство, при расчете арендной платы подлежит применению поправочный коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, со значением 1.
Между тем, применение поправочного коэффициента со значением 7,5 как под объекты: розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью) отдельно стоящие, не соответствует требованиям постановления Кабинета Министров РТ от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Пункт 3.3 договора аренды земельного участка от 17.09.2011 N 34911, а также Приложение к нему (расчет арендной платы за землю) в части применения коэффициента 7,5, не соответствует требованиям закона.
Таким образом, антимонопольным органом обоснованно установлено, что в действиях МКУ "Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани" усматриваются признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном применении коэффициента "7,5" для расчета арендной платы за землю в отношении ООО "Морис".
В соответствии с Положением о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 N 11-5, предметом и целью деятельности МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а именно: владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что действия МКУ "Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитет города Казани" привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку необоснованное применение коэффициента "7,5" для расчета арендной платы за землю в отношении ООО "Морис" ухудшает его положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке аренды объектов муниципального нежилого фонда, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-24556/2011 от 16.01.2012, вступившим в законную силу, по иску общества с ограниченной ответственностью "Морис" к Муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань о признании расчета арендной платы, который является неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от 17.09.2011 N 14911, в части применения коэффициента 7,5 недействительным, об устранении в расчете арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка от 17.09.2011 N 14911 коэффициент 1, исковые требования истца удовлетворены. Суд признал недействительными пункт 3.3 договора аренды земельного участка N 14911 от 17.09.2011, а также Приложение к нему (расчет арендной платы за землю) в части применения коэффициента 7,5. Суд установил, что при расчете арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка от 17.09.2011 N 14911 Муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обязано использовать коэффициент "1" в соответствии с пунктом 3 Перечня поправочных коэффицентов, учитывающий вид использования земельного участка, являющийся Приложением N 1 к Положению о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РТ и государственная собственность, на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 09.02.1995 N 74.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 решение суда первой инстанции в части признания пункт 3.3 договора аренды земельного участка от 17.09.2011 N 14911, а также Приложение к нему (расчет арендной платы за землю) в части применения коэффициента 7,5 недействительным отменено, в остальной части оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 года по делу N А65-21416/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)