Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил пени и штраф, полагая, что при расчете суммы налога налогоплательщиком применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Кабирова Р.З. (доверенность от 20.08.2013),
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья - Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-19120/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", г. Казань (ОГРН 1081690070032, ИНН 1658104057) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, с привлечением третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 23.05.2013 N 21388,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хезмэт", г. Казань (далее - Общество, заявитель, ООО "Хезмэт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.05.2013 N 21388.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 3 421 907 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в удовлетворенной части.
Представители Управления в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Управления, извещенных надлежащим образом.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит 2 земельных участка с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 общей площадью 36 280 кв. м и 16:50:200301:45 общей площадью 7 033 кв. м.
30.01.2013 заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 532 901 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующая рыночной, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011.
Инспекцией, по представленной налогоплательщиком 30.01.2013 налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 16.04.2013 N 22595 и без учета возражений налогоплательщика, принято решение от 23.05.2013 N 21388 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 3 514 359 руб. земельного налога за 2011 год, а также соответствующих налогу пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 582 023,92 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 95 782,80 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 27.06.2013 N 2.14-0-18/013921@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующих обстоятельств.
По настоящему делу судами установлено, что заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в Инспекцию 30.01.2013, сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45, равной их рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб. и 13 281 000 руб., определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011.
Названным судебным актом от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011, вступившим в законную силу 24.09.2012, удовлетворено заявление ООО "Хезмэт" с обязанием ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:0002, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб., земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:45 - 13 281 000 руб.
Из мотивировочной части указанного решения от 22.08.2012 кадастровая стоимость земельных участков заявителя определена арбитражным судом на 01.01.2011 в соответствии с экспертными заключениями ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс" от 15.06.2012 и ООО "Регион-Эксперт" от 13.08.2012 N 3610-08/Э-12.
Заявителем в спорной уточненной налоговой декларации, представленной в налоговый орган 30.01.2013, исчислен земельный налог за 2011 год в размере 532 901 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:0002 в размере 426 653 руб. (53 331 600 руб. * 08%) и по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:45 в размере 106 248 руб. (13 281 000 руб. * 08%).
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации от 30.01.2013, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 4 047 260 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
На основании постановления Кабинета Министров от 24.12.2010 кадастровая стоимость земельных участков составила 431 519 762 руб. (16:50:200301:0002) и 74 387 689 руб. (16:50:200301:45). Соответственно, сумма земельного налога за 2011 год земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45 исчислена Инспекцией в размере 3 452 158 руб. (431 519 762 руб. * 08%) и в размере 595 102 руб. (74 387 689 руб. * 08%).
Выводы налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, судами правомерно не приняты во внимание. При этом суды исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2014 N Ф06-13193/2013 ПО ДЕЛУ N А65-19120/2013
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил пени и штраф, полагая, что при расчете суммы налога налогоплательщиком применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А65-19120/2013
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Кабирова Р.З. (доверенность от 20.08.2013),
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья - Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-19120/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", г. Казань (ОГРН 1081690070032, ИНН 1658104057) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, с привлечением третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 23.05.2013 N 21388,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хезмэт", г. Казань (далее - Общество, заявитель, ООО "Хезмэт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.05.2013 N 21388.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 3 421 907 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в удовлетворенной части.
Представители Управления в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Управления, извещенных надлежащим образом.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит 2 земельных участка с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 общей площадью 36 280 кв. м и 16:50:200301:45 общей площадью 7 033 кв. м.
30.01.2013 заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 532 901 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующая рыночной, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011.
Инспекцией, по представленной налогоплательщиком 30.01.2013 налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 16.04.2013 N 22595 и без учета возражений налогоплательщика, принято решение от 23.05.2013 N 21388 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 3 514 359 руб. земельного налога за 2011 год, а также соответствующих налогу пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 582 023,92 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 95 782,80 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 27.06.2013 N 2.14-0-18/013921@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующих обстоятельств.
По настоящему делу судами установлено, что заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в Инспекцию 30.01.2013, сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45, равной их рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб. и 13 281 000 руб., определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011.
Названным судебным актом от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011, вступившим в законную силу 24.09.2012, удовлетворено заявление ООО "Хезмэт" с обязанием ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:0002, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб., земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:45 - 13 281 000 руб.
Из мотивировочной части указанного решения от 22.08.2012 кадастровая стоимость земельных участков заявителя определена арбитражным судом на 01.01.2011 в соответствии с экспертными заключениями ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс" от 15.06.2012 и ООО "Регион-Эксперт" от 13.08.2012 N 3610-08/Э-12.
Заявителем в спорной уточненной налоговой декларации, представленной в налоговый орган 30.01.2013, исчислен земельный налог за 2011 год в размере 532 901 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:0002 в размере 426 653 руб. (53 331 600 руб. * 08%) и по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:45 в размере 106 248 руб. (13 281 000 руб. * 08%).
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации от 30.01.2013, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 4 047 260 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
На основании постановления Кабинета Министров от 24.12.2010 кадастровая стоимость земельных участков составила 431 519 762 руб. (16:50:200301:0002) и 74 387 689 руб. (16:50:200301:45). Соответственно, сумма земельного налога за 2011 год земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45 исчислена Инспекцией в размере 3 452 158 руб. (431 519 762 руб. * 08%) и в размере 595 102 руб. (74 387 689 руб. * 08%).
Выводы налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, судами правомерно не приняты во внимание. При этом суды исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)