Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2014 ПО ДЕЛУ N А41-58712/13

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу N А41-58712/13


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Гутиев Г.И. по доверенности от 15.10.2013;
- от инспекции - Фокин А.Н. по доверенности от 18.10.2013 N 03-13/1626,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 по делу N А41-58712/13, принятое судьей Козловой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линдендорф" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области об оспаривании решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Линдендорф" (далее - заявитель, общество, ООО "Линдендорф", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.07.2013 N 09-2363 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 заявленное обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что общество неправомерно применяло ставку земельного налога 0,3% в отношении принадлежащих ему земельных участков, поскольку данная ставка налога может применяться только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства некоммерческим объединениям граждан. Коммерческие организации не вправе применять ставку 0,3% в отношении указанных земельных участков. Кроме того, спорные земельные участки не используются в сельскохозяйственных целях непосредственно ООО "Линдендорф", а сдаются им в аренду третьим лицам, в связи с чем у заявителя также отсутствует право на применение льготной ставки земельного налога.
В судебном заседании апелляционного суда представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и отзыва на нее, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой налоговым органом принято решение от 08.07.2013 N 09-2363 о привлечении ООО "Линдендорф" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 26-29). Названным решением установлена неуплата заявителем земельного налога в размере 8 604 833 руб., обществу начислены пени в сумме 308 546, 22 руб. и штраф в размере 1 720 966,6 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 06.09.2013 N 07-12/49987 (т. 1 л.д. 32-33) решение инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в законную силу.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, в связи со следующим.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права ООО "Линдендорф" в 2012 году являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:139, 50:08:0040102:140, 50:08:040134:0055, 50:08:040207:0038, 50:08:040255:0005, 50:08:040257:0004, 50:08:040258:0004, 50:08:040359:0010, 50:08:040361:34, 50:08:040361:35, 50:08:040362:6, 50:08:040363:0004, 50:08:040253:6-50:08:040253:309. Данные земельные участки относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеют вид разрешенного использования - "для дачного строительства" либо "для сельскохозяйственного производства".
Указанные земельные участки были переданы заявителю передаточным актом от 31.01.2012 в порядке универсального правопреемства при его создании в результате реорганизации путем выделения из ООО "Агрупп" согласно решению от 31.01.2012 N 25.
На основании статьи 394 НК РФ, а также решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" ООО "Линдендорф" применяло в отношении спорных земельных участков налоговую ставку 0,3%, так как применение указанной ставки предусмотрено в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых для дачного строительства, находящихся на территории дачных объединений и используемых для сельскохозяйственного производства.
Налоговый орган в оспариваемом решении указал, что общество неправомерно применяло ставку земельного налога 0,3% в отношении принадлежащих ему земельных участков, поскольку данная ставка налога может применяться только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства некоммерческим объединениям граждан. Коммерческие организации, по мнению инспекции, не вправе применять ставку 0,3% в отношении указанных земельных участков.
В соответствии со статьей 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" (т. 1, л.д. 34-35) налоговая ставка в размере 03,% от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, в том числе:
- - используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт 2.1.1);
- - находящихся на территории дачных и садоводческих объединений граждан, дачного строительства (подпункт 2.1.2).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для иных целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав категории земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Статьей 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:040253:292-50:08:040253:309 находятся на территории дачного некоммерческого партнерства "Максимовка", относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства" (т. 5, л.д. 71 - т. 7, л.д. 69), в связи с чем общество правомерно применило по отношению к указанным земельным участкам льготную ставку земельного налога в размере 0,3 процентов, что соответствует подпункту 2.1.2 решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское".
Довод налогового органа о том, что данная ставка налога может применяться только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для целей дачного строительства, некоммерческим объединениям граждан, а не коммерческим организациям, к которым относится заявитель, не может быть принят апелляционным судом.
Вид разрешенного использования земельных участков заявителя "для дачного строительства" указан в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждено содержанием свидетельств о государственной регистрации права собственности (т. 5, л.д. 71 - т. 7, л.д. 69).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Однако государственная регистрация права собственности заявителя на указанный земельный участок, содержащий указание на вид разрешенного использования, никем не оспорена и сохраняет юридическую силу. Доказательств того, что сведения о принадлежащем заявителю земельном участке содержат кадастровую ошибку, подлежащую исправлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", инспекцией не представлено. Спор между заявителем и органом кадастрового учета относительно вида разрешенного использования земельного участка отсутствует.
Правомерность применения коммерческими организациям пониженной ставки земельного налога, установленной представительным органом местного самоуправления для земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства", подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А41-27239/12, А41-38976/12, А41-27239/12, А41-22248/12, А41-21517/12, А41-4392/10.
Из буквального толкования подпункта 2.1.2 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" следует, что ставка 0,3% применима как к земельным участкам, находящимся на территории дачных и садоводческих объединений граждан, так и к земельным участкам, находящимся на территории дачного строительства, так как дачное строительство является распространенным видом разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (пункт 141.6 Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 12.10.2011 года).
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе договорами аренды от 04.06.2010 N МПП-287, МПП-288, МПП-289, МПП-290, МПП-291, МПП-292, МПП-294, МПП-295, МПП-296, МПП-297, МПП-298, МПП-299, МПП-300, МПП-301, МПП-302, МПП-303, МПП-304 с дополнительными трехсторонними соглашениями от 28.06.2012 к каждому из указанных договоров аренды; разрешением на строительство от 12.05.2010 RU 505043032006001-76; заключением Роспотребнадзора; предварительными техническими условиями, согласованными в ОГИБДД УВД по Истринскому району МО, и техническими условиями на съезды, согласованными в ГУУАД МО "МОСАВТОДОР"; техническими условиями ГУП МО "МОСОБЛГАЗ" и ОАО "МОЭСК"; лицензией на пользование недрами (водопользование) от 18.10.2010 N 02810; заключением ОАО "Геоцентр-Москва" на проектирование артезианских скважин (рабочей и резервной); договорами, заключенными ДНП "Максимовка" с ГУП МО "НИИПРОЕКТ" от 24.11.2008 N 80/2008/ТМ-5 на разработку проекта планировки и застройки дачного поселка; с ООО "ПроектСервис" от 23.03.2009 N 07/09-Р на оказание услуг по организации отбора проб почвы и проведения лабораторных исследований в соответствии с санитарными требованиями для целей осуществления дачного строительства; с НО "Фонд поддержки и развития организаций дорожной отрасли Московской области "Дорожник" от 08.04.2009 N 349/09 по подготовке, рассмотрению и техническому сопровождению документации в ГУ УАД МО "Мосавтодор"; с МУП "Лимб" от 25.06.2009 N 115/А по подготовке документов для проведения публичных слушаний по вопросу проекта планировки территории; от 16.04.2009 N 62/А по проверке проектной документации в части комплектности и соответствия градостроительному законодательству для представления в градостроительный совет; договорами, заключенными ООО "Агрупп", правопреемником которого выступает заявитель, с подрядчиками на выполнение проектных, инженерных, изыскательских и других работ в отношении соответствующих земельных участков, а также письмом арендатора - ДНП "Максимовка" от 28.10.2013, подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:040253:292-50:08:040253:309 находятся на территории дачного некоммерческого партнерства "Максимовка" и используются им в соответствии с их целевым назначением - на участках осуществляется дачное строительство (т. 1, л.д. 36 - т. 3, л.д. 129).
При таких обстоятельствах ставка земельного налога, установленная подпунктом 2.1.2 решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" в размере 0,3 процента, правомерно применена ООО "Линдендорф" при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:040253:292-50:08:040253:309.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права ООО "Линдендорф" в 2012 году также являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:139, 50:08:0040102:140, 50:08:040134:0055, 50:08:040207:0038, 50:08:040255:0005, 50:08:040257:0004, 50:08:040258:0004, 50:08:040359:0010, 50:08:040361:34, 50:08:040361:35, 50:08:040362:6, 50:08:040363:0004, 50:08:040253:6-50:08:040253:290, относящихся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" (т. 4, л.д. 8-15, 141-152, т. 5, л.д. 71 - т. 7, л.д. 50).
Указанные земельные участки переданы заявителем в аренду сельскохозяйственному предприятию ООО "Правда" по договорам аренды от 29.04.2011 N 2с и N 3д, заключенным с ООО "Агрупп", правопреемником которого является ООО "Линдендорф" (т. 4, л.д. 1-4, 25-41, 58).
Дополнительными трехсторонними соглашениями к каждому из договоров от 29.06.2012 устанавливается, что договоры сохраняют свое действие, при этом арендодателем по договорам с 01.07.2012 является ООО "Линдендорф" как правопреемник ООО "Агрупп" (пункт 1).
В соответствие с указанными договорами аренды (пункт 1.2) земельные участки передаются арендатору исключительно для осуществления на них деятельности, предусмотренной договором: культивации, вспашки, прополки, распашки земель и т.п. Использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением (категорией) является существенным условием договора.
Согласно пункту 3.1.1 договора аренды арендодатель имеет право получать в собственность, полученную от использования земельных участков, сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. Пунктом 3.2.3 договора аренды предусматривается, что арендатор обязан использовать земельные участки исключительно для сельскохозяйственного производства.
ООО "Правда" является сельскохозяйственным предприятием, осуществляющем деятельность по коду ОКВЭД 01.3 "Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)", установленное информационным письмом об учете в Статрегистре Росстата от 27.03.2007 N 1-7/159-218/-449 (т. 4, л.д. 59-61).
В проверяемом периоде на арендуемых у заявителя земельных участках ООО "Правда" осуществляла выращивание сельскохозяйственной продукции: зеленой массы многолетних трав, используемых на корм животным с поля и для заготовки кормов (сенажа) на осенне-зимний период, что подтверждается представленными в материалы дела документами: письменными пояснениями ООО "Правда", договором от 01.02.2012 N 58 на контрактацию скота на 2012 год, договором от 16.12.2011 N 35/2012 на поставку молока, образцами первичных документов, актом приема грубых и сочных кормов от 15.09.2012 N 1, приемными квитанциями на закупку скота от 20.11.2012 N 001081, от 13.12.2012 N 001163, от 07.12.2012 N 001143, от 05.06.2012 N 000507, от 20.08.2012 N 000773, от 24.08.2012 N 000794, от 05.09.2012 N 000829, от 31.10.2012 N 001031, товарными накладными на молоко от 31.12.2012 N 12, от 30.11.2012 N 11, от 31.10.2012 N 10, от 30.09.2012 N 9, от 31.08.2012 N 8, от 30.06.2012 N 6, от 31.05.2012 N 5 (т. 9, л.д. 94, 104-134).
Таким образом, ООО "Линдендорф" подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040102:139, 50:08:0040102:140, 50:08:040134:0055, 50:08:040207:0038, 50:08:040255:0005, 50:08:040257:0004, 50:08:040258:0004, 50:08:040359:0010, 50:08:040361:34, 50:08:040361:35, 50:08:040362:6, 50:08:040363:0004, 50:08:040253:6-50:08:040253:290 использовались в соответствии с их целевым назначением: "для сельскохозяйственного производства", в связи с чем заявитель правомерно применил ставку земельного налога 0,3%, руководствуясь подпунктом 2.1.1 решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское".
Довод налогового органа, о необходимости ООО "Линдендорф" ведения самостоятельной деятельности на принадлежащих ему земельных участках, а не через арендаторов, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Тот факт, что общество не осуществляет сельскохозяйственную деятельность и не занимается дачным строительством самостоятельно, а сдает земельные участки в аренду лицам, которые осуществляет на спорных земельных участках названные виды деятельности, не влияет на применение льготы по земельному налогу, поскольку земельные участки используются по их назначению.
Налоговый кодекс не содержит исключений в части предоставления льготы в случае, когда объект налогообложения передан в аренду, следовательно, предусмотренная законом льгота может быть применима и в том случае, если непосредственным пользователем имущества, предназначенного для определенных в условиях применения льготы целей, является не только собственник (балансодержатель), но и другое лицо.
Кроме того, решением от 03.09.2012 N А41-27239/12 Арбитражный суд Московской области признал правомерным применение пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков, переданных ООО "Агрупп" в аренду ДНП "Максимовка" для дачного строительства и ООО "Правда" для сельскохозяйственного производства.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение инспекции от 08.07.2013 N 09-2363 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено с нарушением норм законодательства о налогах и сборах и нарушает права заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 по делу N А41-58712/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)