Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 ПО ДЕЛУ N А43-25666/2014

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. по делу N А43-25666/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2015 по делу N А43-25666/2014, принятое судьей Моисеевой И.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "СаровГидроМонтаж" (ИНН 5254031675, ОГРН 1055225022786) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Нижегородской области от 30.06.20150 N 15.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области - Безбородов В.Т. по доверенности от 04.04.2014 сроком действия до 04.04.2016.
Карташевой С.В. отказано в признании полномочий на участие в деле от закрытого акционерного общества "СаровГидроМонтаж" на основании пункта 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленной доверенности.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 3 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества "СаровГидроМонтаж" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 20.05.2014 N 10 и принято решение от 30.06.2014 N 15 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 220 822 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость, в размере 406 631 рубля - за неуплату налога на прибыль организаций, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 252 839 рублей. Данным решением Обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 3 214 141 рублей, налог на прибыль в размере 5 012 656 рублей, начислены пени в общей сумме 1 595 552 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 17.09.2014 N 09-12/16678@ решение Инспекции от 30.06.2014 N 15 признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 3 214 141 рублей, соответствующих пени в сумме 485 013 рублей, штрафа в сумме 220 822 рублей, налога на прибыль организаций - 3 399 921 рублей, соответствующих пени в сумме 720 322 рублей, штрафа в сумме 627 453 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции в части налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа, а также в части размера штрафа по налогу на доходы физических лиц, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Решением от 12.02.2015 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неправильное применение судом первой инстанции статей 247, 252, 265 Налогового кодекса Российской Федерации и неприменение подпункта 9 пункта 1 статьи 264 и пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция считает, что Общество неправомерно включило в расходы строительно-монтажные работы в сумме 6 271 198 рублей по восстановлению обрушенного в 2009 году объекта.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль послужил вывод налогового органа о неправомерном включении в состав расходов 2011 года стоимости строительно-монтажных работ в сумме 6 271 186 рублей, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Монблан" по реконструкции здания ангара, обрушенного в 2009 году.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, одним из условий для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены и сумма произведенных затрат подтверждает факт совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).
Согласно учетной политике Общества в проверяемом периоде доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль, учитывались методом начисления.
Как следует из материалов дела, 12.01.2006 Общество заключило с ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ договор N 11-06, по которому обязалось за плату выполнить работы по реконструкции здания 813 для создания участка со стапелем "Старт" (1 очередь), согласно приложению к данному договору (внутрипостроечный титульный список) одним из объектов постройки являлся "Склад оборудования (ангар). Здание N 890" (далее по тексту - Ангар).
Для выполнения этих и обязательств 11.09.2007 Общество заключило с закрытым акционерным обществом "К.Спан" договор, по условиям которого последний выполняет работы по изготовлению и монтажу арочного сооружения на подготовленный заказчиком фундамент.
Закрытое акционерное общество "К.Спан" 07.08.2008 передало по акту Обществу построенное арочное сооружение, которое в марте 2009 года обрушилось вследствие допущенных подрядчиком нарушений при проектировании и строительстве, в связи с чем потребовалась строительство нового здания на существующих фундаментах, о чем 12.03.2009 был составлен акт комиссией в составе Заказчика - ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ, подрядчика - Общества и субподрядчика - общества с ограниченной ответственностью "К.Спан".
По результатам обследования места обрушения комиссия пришла к выводам о необходимости провести работы по техническому обследованию строительных конструкций арочного ангара, 28.05.2009 общество с ограниченной ответственностью "Служба Капитального Ремонта" изготовило заключение и результат своей работы передало Обществу.
Из заключения следует, что фундамент отвечает требованиям строительных норм и правил и находится в работоспособном состоянии, а проектная документация на арочные конструкции требует переработки.
Закрытое акционерное общество "К.Спан" отказалось выполнять работы по восстановлению обрушившегося ангара.
Учитывая необходимость исполнения Обществом предусмотренных договором обязательств перед ФГУП РФЯЦ - ВНИИЭФ по строительству и передаче последнему Ангара, Общество11.01.2010 заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Монблан" дополнительное соглашение к договору субподряда от 02.04.2007 N 0204-01 и дополнительному соглашению от 08.12.2008 на строительство (восстановление) обрушившегося Ангара.
Работы и их стоимость по возведению Ангара повторно согласованы с ФГУП РФЯЦ - ВНИИЭФ, о чем в материалах дела имеется соглашение к договору подряда N 11-06 от 12.01.2006.
Общество с ограниченной ответственностью "Монблан" в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 выполнило указанные работы, передав построенное сооружение (ангар) Обществу по акту, которое в свою очередь передало его ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ, о чем имеется акт приемки по форме КС-14.
Решением арбитражного суда по делу N А43-23733/2010, вступившим в законную силу 10.11.2011, с правопреемника закрытого акционерного общества "К.Спан" (общества с ограниченной ответственностью "Рисса") в пользу Общества взысканы убытки за некачественное выполнение работ по строительству ангара, установлен факт и причины обрушения.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2012 по делу А43-34154/2011 по заявлению Общества в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рисса" введена процедура наблюдения в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), 27.06.2012 открыто конкурсное производство и 08.10.2013 конкурсное производство завершено, сумма убытков, взысканная решением суда по делу N А43-23733/2010, не получена ввиду отсутствия имущества и денежных средств у общества с ограниченной ответственностью "Рисса".
Обществом также были представлены акты выполненных работ, составленные по форме КС-2 на спорную сумму, из которых видно, что общество с ограниченной ответственностью "Монблан" выполнило работы по монтажу Ангара. Расходы Общества на повторное строительство Ангара, как следует из представленных документов, составили 7 400 014 рубле, в том числе налог на добавленную стоимость 1 128 815 рублей, которые были оплачены Обществом за выполненные строительно-монтажные работы, о чем в материалах дела имеются платежные поручения.
Из объяснений руководителя общества с ограниченной ответственностью "Монблан" Богомолова И.А. видно, что данная организация занималась выполнением работ сначала по строительству фундаментов, а в последующем (после обрушения Ангара, построенного другой организацией) строительством нового Ангара. В ответ на требование налогового органа общество с ограниченной ответственностью "Монблан" предоставило копии документов, подтверждающих работы по строительству Ангара (их виды, стоимость, период выполнения).
Довод Инспекции о том, что строительно-монтажные работы, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Монблан", Обществом не могут быть отнесены в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, ввиду того, что решением суда по делу А43-27733/2010 убытки от обрушения арочного сооружения должны быть компенсированы за счет общества с ограниченной ответственностью "Рисса", а не за счет Общества, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Обязательства по возведению ангара перед Заказчиком ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ по договору N 11-06 возникли у Общества, а не его субподрядчика - закрытого акционерного общества "К.Спан".
Ссылка налогового органа на подпункт 9 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятельна.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений статьи 267 настоящего Кодекса).
Списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется прежде всего за счет суммы созданного резерва. Фактически осуществленные в течение года расходы на гарантийный ремонт сверх созданного резерва также относятся на затраты и отражаются для целей налогообложения как превышение расходов на гарантийный ремонт над величиной созданного резерва.
Согласно пункту 1 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации под незавершенным производством (далее по тексту - НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
Довод Инспекции о том, что Общество в нарушение указанных норм права неправомерно включило в 2011 году в состав расходов строительно-монтажные работы на сумму 6 271 198 рублей, так как, ангар является незавершенным производством и работы по его созданию не приняты заказчиком, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку возведение нового Ангара не являлось гарантийным ремонтом объекта, а являлось новым строительством, с новым подрядчиком (ООО "Монблан") и результат этого строительства принят заказчиком - Обществом, что подтверждается материалами дела (актами выполненных работ, справками, составленными по формам КС-2, КС-3), а в последующем и ФГУП РФЯЦ - ВНИИЭФ (главный заказчик) принял работы по возведению (строительству) Ангара на месте обрушившегося, о чем составлен акт приемки по форме КС-14.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2015 по делу N А43-25666/2014 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)