Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Дом туризма" - Чехунова Е.И., доверенность от 15 января 2014 г.
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 года по делу N А55-18836/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом туризма", г. Самара, (ИНН 6316003714),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным распоряжения N 356-р от 22.05.2013 г. в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж - стоянку и механическую мастерскую в размере 19682272,18 руб. и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом туризма" обратилось в арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения N 356-р от 22.05.2013 года в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об установлении выкупной цены земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, по цене в размере 3 542 808 руб. 99 коп., действовавшей на дату подачи заявления о выкупе - 27.07.2009 г. (том 1 л.д. 4-10).
Решением суда первой инстанции от 20 ноября 2013 года заявление удовлетворено.
Суд признал недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 356-р от 22.05.2013 г. в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., и обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об установлении выкупной цены земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, по цене в размере 3 542 808 руб. 99 коп., действовавшей на дату подачи заявления о выкупе - 27.07.2009 года.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ООО "Дом туризма", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Считает, что выводы, приведенные судом первой инстанции в решении от 20.11.2013 г., относительно установленной льготной стоимости цены выкупа земельного участка основаны на неправильном токовании норм материального права, в связи с чем, Территориальное управление считает данное решение незаконным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом не было учтено, что предлагаемая цена не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
С учетом норм земельного законодательства выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заявителем заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, заявление на приобретение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 с приложением в полном объеме необходимых документов подано 13.02.2013 г. за вх. N 24/67.
Кроме того, приобретаемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.02.2013 г. согласно кадастровому паспорту от 05.02.2013 г. N 63-00-102/13-43722.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.02.2014 года. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Дом туризма" (далее -заявитель) 27.07.2009 года обратилось в Территориальное управление Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1849, 5 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:552, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, д. 5 "А" (том 1 л.д. 36), на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2003 года серия 63-АА 778650 (том 1 л.д. 38).
Согласно материалам дела между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Дом туризма" заключен договор аренды земельного участка N 009689з от 18.07.2001 года в соответствии с которым земельный участок, находящийся по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, площадью 2048,50 кв. м был предоставлен заявителю на праве аренды (том 1 л.д. 40-54).
22.05.2013 года Территориальное управление вынесло распоряжение N 356-р "О разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:526 и предоставлении в собственность образованного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002: 952 в собственность ООО "Дом туризма" (том 1 л.д. 16-18).
Согласно пункту 3 указанного распоряжения заявителю предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 площадью 1849 кв. м, местоположение: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под гараж-стоянку и механическую мастерскую по цене 19 682 272 руб. 18 коп.
Ответчиком 22.05.2013 года письмом N 5654 в порядке пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в адрес заявителя был направлен проект договора купли-продажи земельного участка (том 1 л.д. 15, 12-14).
Письмом от 19.06.2013 года заявитель направил в адрес Территориального управления протокол разногласий (том 1 л.д. 31-33).
26.07.2013 г. Территориальное управление отклонило протокол разногласий (том 1 л.д. 34-35).
Заявитель, не согласившись с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 356-р от 22.05.2013 года в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
20 ноября 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что с заявлением о выкупе земельного участка ООО "Дом туризма" обратилось 27.07.2009 года, следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о приватизации земельного участка.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Полномочия территориального Управления определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению имуществом от 29.09.2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче Федерального имущества юридическим и физическим лицам.
На момент подачи обществом заявления о выкупе 27.07.2009 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружении, утвержденный Приказом от 30.10.2007 г. N 370.
Заявителем к заявлению общества были приложены документы соответствующие вышеуказанному перечню.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом согласно статье 7 данного закона в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим федеральным законом требований.
Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 является частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами площадью 1849,5 кв. м с разрешенным использованием: под гараж стоянку и механическую мастерскую с местоположением: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие заявителю на праве собственности, общество правомерно обратилось с заявлением о выкупе земельного участка 27.07.2009 года, то есть до 01.07.2012 г., в связи с чем заявитель имеет право на приобретение данного земельного участка по цене 3 542 808 руб. 99 коп.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что установленная в отношении земельного участка цена выкупа не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, закрепленным Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а распоряжение ответчика N 356-р от 22.05.2013 г. в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., не соответствующим статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 года по делу N А55-18836/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-18836/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу N А55-18836/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Дом туризма" - Чехунова Е.И., доверенность от 15 января 2014 г.
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 года по делу N А55-18836/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом туризма", г. Самара, (ИНН 6316003714),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным распоряжения N 356-р от 22.05.2013 г. в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж - стоянку и механическую мастерскую в размере 19682272,18 руб. и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом туризма" обратилось в арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения N 356-р от 22.05.2013 года в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об установлении выкупной цены земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, по цене в размере 3 542 808 руб. 99 коп., действовавшей на дату подачи заявления о выкупе - 27.07.2009 г. (том 1 л.д. 4-10).
Решением суда первой инстанции от 20 ноября 2013 года заявление удовлетворено.
Суд признал недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 356-р от 22.05.2013 г. в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., и обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об установлении выкупной цены земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, по цене в размере 3 542 808 руб. 99 коп., действовавшей на дату подачи заявления о выкупе - 27.07.2009 года.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ООО "Дом туризма", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Считает, что выводы, приведенные судом первой инстанции в решении от 20.11.2013 г., относительно установленной льготной стоимости цены выкупа земельного участка основаны на неправильном токовании норм материального права, в связи с чем, Территориальное управление считает данное решение незаконным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом не было учтено, что предлагаемая цена не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
С учетом норм земельного законодательства выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заявителем заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, заявление на приобретение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 с приложением в полном объеме необходимых документов подано 13.02.2013 г. за вх. N 24/67.
Кроме того, приобретаемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.02.2013 г. согласно кадастровому паспорту от 05.02.2013 г. N 63-00-102/13-43722.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.02.2014 года. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Дом туризма" (далее -заявитель) 27.07.2009 года обратилось в Территориальное управление Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1849, 5 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:552, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, д. 5 "А" (том 1 л.д. 36), на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2003 года серия 63-АА 778650 (том 1 л.д. 38).
Согласно материалам дела между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Дом туризма" заключен договор аренды земельного участка N 009689з от 18.07.2001 года в соответствии с которым земельный участок, находящийся по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, площадью 2048,50 кв. м был предоставлен заявителю на праве аренды (том 1 л.д. 40-54).
22.05.2013 года Территориальное управление вынесло распоряжение N 356-р "О разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:526 и предоставлении в собственность образованного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002: 952 в собственность ООО "Дом туризма" (том 1 л.д. 16-18).
Согласно пункту 3 указанного распоряжения заявителю предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 площадью 1849 кв. м, местоположение: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под гараж-стоянку и механическую мастерскую по цене 19 682 272 руб. 18 коп.
Ответчиком 22.05.2013 года письмом N 5654 в порядке пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в адрес заявителя был направлен проект договора купли-продажи земельного участка (том 1 л.д. 15, 12-14).
Письмом от 19.06.2013 года заявитель направил в адрес Территориального управления протокол разногласий (том 1 л.д. 31-33).
26.07.2013 г. Территориальное управление отклонило протокол разногласий (том 1 л.д. 34-35).
Заявитель, не согласившись с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 356-р от 22.05.2013 года в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
20 ноября 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что с заявлением о выкупе земельного участка ООО "Дом туризма" обратилось 27.07.2009 года, следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о приватизации земельного участка.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Полномочия территориального Управления определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению имуществом от 29.09.2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче Федерального имущества юридическим и физическим лицам.
На момент подачи обществом заявления о выкупе 27.07.2009 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружении, утвержденный Приказом от 30.10.2007 г. N 370.
Заявителем к заявлению общества были приложены документы соответствующие вышеуказанному перечню.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом согласно статье 7 данного закона в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим федеральным законом требований.
Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 является частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами площадью 1849,5 кв. м с разрешенным использованием: под гараж стоянку и механическую мастерскую с местоположением: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие заявителю на праве собственности, общество правомерно обратилось с заявлением о выкупе земельного участка 27.07.2009 года, то есть до 01.07.2012 г., в связи с чем заявитель имеет право на приобретение данного земельного участка по цене 3 542 808 руб. 99 коп.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что установленная в отношении земельного участка цена выкупа не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, закрепленным Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а распоряжение ответчика N 356-р от 22.05.2013 г. в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., не соответствующим статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 года по делу N А55-18836/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)