Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" - до перерыва - Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - до перерыва - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014 N 2.4-0-12/000028), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02-07 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-22974/2013 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (ОГРН 1021603637945, ИНН 1660001860), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 22 августа 2013 года N 2.12-0-19/3814,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (далее - общество, ООО "Татгазселькомплект") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Татарстан) от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 (т. 1 л.д. 3-6).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 по делу N А65-22974/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 (т. 2 л.д. 219-222).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 4-7).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т. 3 л.д. 25-33).
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 02.04.2014 (т. 3 л.д. 40).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.04.2014 до 12 час. 50 мин. 07.04.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, 19.02.2013 ООО "Татгазселькомплект" представило в Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основе указанной уточненной декларации по земельному участку 16:50:050211:174, составила 150 448 руб.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 03.06.2013 N 2.12-0-21/2369 (т. 1 л.д. 80-81).
Рассмотрев материалы проверки и представленные возражения, налоговой инспекцией принято решение от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 7 964 руб. 20 коп., обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 398 210 руб. и начислены пени в сумме 31 121 руб. 01 коп. (т. 1 л.д. 9-11).
Основанием принятия оспариваемого решения является вывод налоговой инспекции, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" составила 119 925 221 руб.
Следовательно, рассчитываемая из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога должна составлять 548 658 руб.
Однако, налогоплательщиком по земельным участкам с кадастровым номером 16:50:050211:174 применена кадастровая стоимость 32 8884 708 руб. По мнению инспекции, меньшая кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению лишь с 01.01.2013, поскольку она установлена решением арбитражного суда в 2012 году.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Республике Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 27.09.2013 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение инспекции утверждено (л.д. 16-17).
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела видно, что определение кадастровой стоимости земельного участка явилось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А65-15231/2012, по которому решением от 06.08.2012 исковые требования общества удовлетворены, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" обязали внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 32 884 708 руб.; указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 28.09.2012.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 вступило в законную силу 06.09.2012.
Указанным решением кадастровая стоимость для земельного участка 16:50:050211:174 в размере 32 884 708 руб. определена арбитражным судом на основании экспертного заключения ООО "Ди энд Эл Оценка" от 15.05.2012 N 3447/БР. Из содержания указанного заключения следует, что датой, на которую проведена оценка, является 01.01.2011.
Суд первой инстанции сделал вывод, что вывод налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости только с 01.01.2013 являются неправомерными.
Суд первой инстанции указывает, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, земельный налог за 2012 подлежит уплате в 2013 (не позднее 15.02.2013 применительно к г. Казани в соответствии с Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге").
Налогоплательщик может защитить свои права изменением кадастровой стоимости земельного участка посредством определения его рыночной стоимости по состоянию на 1 января налогового периода лишь по прошествии этой даты, а не до нее. Определение рыночной стоимости земельного участка на налоговый период 2012 в 2011 в принципе является невозможным.
На момент сдачи налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год кадастровая стоимость была изменена решением арбитражного суда, имеющим обязательную силу и подлежащему исполнению на всей территории Российской Федерации с момента его вступления в законную силу.
Суд первой инстанции делает вывод, что поскольку заявитель обратился с иском об изменении кадастровой стоимости в 2012 году, в этом же году принято и вступило в законную силу решение об удовлетворении его исковых требований, налоговая база по земельному налогу должна определяться с учетом измененной кадастровой стоимости.
Из представленной инспекцией распечатки из базы АИС "Налог" (т. 1 л.д. 86) следует, что периодом применения уменьшенной кадастровой стоимости указан 2012 (с 01.01.2012).
Суд первой инстанции довод инспекции о том, что решение арбитражного суда от 06.08.2012 подлежит исполнению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" лишь в 2013 признал неверным, противоречащим статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции указывает, что поскольку решение арбитражного суда вступило в законную силу 06.09.2012, с этого времени оно и является общеобязательным, в любом случае решение суда исполняется в 2012.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод налогового органа о том, что в решении суда от 06.08.2012 отсутствует указание на применение рыночной стоимости земельного участка с 01.01.2011.
Суд первой инстанции признал необоснованными доводы налогового органа о том, что земельный налог был им рассчитан по сведениям кадастровой службы.
Уплата авансовых платежей в течение налогового периода также не свидетельствует о неприменимости измененной кадастровой стоимости земельного участка в спорном налоговом периоде, поскольку пунктом 5 статьи 396 НК РФ установлен механизм определения размера земельного налога как разницы между суммой исчисленного налога и суммами подлежащих уплате авансовых платежей. Из буквального толкования пунктов 1 и 5 статьи 396 НК РФ также следует, что земельный налог исчисляется по истечении налогового периода.
Суд первой инстанции делает вывод, что доводы налоговой инспекции о неприменимости при расчете земельного налога за 2012 кадастровой стоимости земельного участка, установленной в 2012, являются несостоятельными, а произведенное заявителем в 2013 году исчисление земельного налога за 2012 с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка является верным, так как решение арбитражного суда охватывается весь налоговый период, начиная с 01.01.2012, что соответствует пункту 1 статьи 391 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013.
В рассматриваемом деле установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050211:174 зарегистрировано на общество 02.04.2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 в размере 119 925 221 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-15231/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 внесена в кадастр 13.09.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 13.09.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочный позицию суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 может быть применена на весь налоговый период, начиная с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 119925221 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного земельного налога составляет - 304810 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 32884708 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 12 мес. * 4 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 66 866 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 371 676 руб. (30 4810 + 66 866 руб.).
Обществом уплачено налога на основании декларации в сумме 150 448 руб.
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 221 228 руб. (371676 - 150 448).
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 398 210 руб. (548658 - 150 448).
Фактически обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 221 228 руб.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекции неправомерно доначислен обществу оспариваемым решением земельный налог в сумме 176 982 руб. (398210-221228).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, принять новый судебный акт, признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 в части доначисления ООО "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176982 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, а в остальной части исковых требований обществу отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-22974/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан от 22 августа 2013 года N 2.12-0-19/3814 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176982 (Сто семьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля, соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2014 N 11АП-1560/2014 ПО ДЕЛУ N А65-22974/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу N А65-22974/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" - до перерыва - Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - до перерыва - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014 N 2.4-0-12/000028), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02-07 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-22974/2013 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (ОГРН 1021603637945, ИНН 1660001860), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 22 августа 2013 года N 2.12-0-19/3814,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (далее - общество, ООО "Татгазселькомплект") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Татарстан) от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 (т. 1 л.д. 3-6).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 по делу N А65-22974/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 (т. 2 л.д. 219-222).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 4-7).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т. 3 л.д. 25-33).
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 02.04.2014 (т. 3 л.д. 40).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.04.2014 до 12 час. 50 мин. 07.04.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, 19.02.2013 ООО "Татгазселькомплект" представило в Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основе указанной уточненной декларации по земельному участку 16:50:050211:174, составила 150 448 руб.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 03.06.2013 N 2.12-0-21/2369 (т. 1 л.д. 80-81).
Рассмотрев материалы проверки и представленные возражения, налоговой инспекцией принято решение от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 7 964 руб. 20 коп., обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 398 210 руб. и начислены пени в сумме 31 121 руб. 01 коп. (т. 1 л.д. 9-11).
Основанием принятия оспариваемого решения является вывод налоговой инспекции, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" составила 119 925 221 руб.
Следовательно, рассчитываемая из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога должна составлять 548 658 руб.
Однако, налогоплательщиком по земельным участкам с кадастровым номером 16:50:050211:174 применена кадастровая стоимость 32 8884 708 руб. По мнению инспекции, меньшая кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению лишь с 01.01.2013, поскольку она установлена решением арбитражного суда в 2012 году.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Республике Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 27.09.2013 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение инспекции утверждено (л.д. 16-17).
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела видно, что определение кадастровой стоимости земельного участка явилось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А65-15231/2012, по которому решением от 06.08.2012 исковые требования общества удовлетворены, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" обязали внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 32 884 708 руб.; указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 28.09.2012.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 вступило в законную силу 06.09.2012.
Указанным решением кадастровая стоимость для земельного участка 16:50:050211:174 в размере 32 884 708 руб. определена арбитражным судом на основании экспертного заключения ООО "Ди энд Эл Оценка" от 15.05.2012 N 3447/БР. Из содержания указанного заключения следует, что датой, на которую проведена оценка, является 01.01.2011.
Суд первой инстанции сделал вывод, что вывод налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости только с 01.01.2013 являются неправомерными.
Суд первой инстанции указывает, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, земельный налог за 2012 подлежит уплате в 2013 (не позднее 15.02.2013 применительно к г. Казани в соответствии с Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге").
Налогоплательщик может защитить свои права изменением кадастровой стоимости земельного участка посредством определения его рыночной стоимости по состоянию на 1 января налогового периода лишь по прошествии этой даты, а не до нее. Определение рыночной стоимости земельного участка на налоговый период 2012 в 2011 в принципе является невозможным.
На момент сдачи налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год кадастровая стоимость была изменена решением арбитражного суда, имеющим обязательную силу и подлежащему исполнению на всей территории Российской Федерации с момента его вступления в законную силу.
Суд первой инстанции делает вывод, что поскольку заявитель обратился с иском об изменении кадастровой стоимости в 2012 году, в этом же году принято и вступило в законную силу решение об удовлетворении его исковых требований, налоговая база по земельному налогу должна определяться с учетом измененной кадастровой стоимости.
Из представленной инспекцией распечатки из базы АИС "Налог" (т. 1 л.д. 86) следует, что периодом применения уменьшенной кадастровой стоимости указан 2012 (с 01.01.2012).
Суд первой инстанции довод инспекции о том, что решение арбитражного суда от 06.08.2012 подлежит исполнению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" лишь в 2013 признал неверным, противоречащим статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции указывает, что поскольку решение арбитражного суда вступило в законную силу 06.09.2012, с этого времени оно и является общеобязательным, в любом случае решение суда исполняется в 2012.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод налогового органа о том, что в решении суда от 06.08.2012 отсутствует указание на применение рыночной стоимости земельного участка с 01.01.2011.
Суд первой инстанции признал необоснованными доводы налогового органа о том, что земельный налог был им рассчитан по сведениям кадастровой службы.
Уплата авансовых платежей в течение налогового периода также не свидетельствует о неприменимости измененной кадастровой стоимости земельного участка в спорном налоговом периоде, поскольку пунктом 5 статьи 396 НК РФ установлен механизм определения размера земельного налога как разницы между суммой исчисленного налога и суммами подлежащих уплате авансовых платежей. Из буквального толкования пунктов 1 и 5 статьи 396 НК РФ также следует, что земельный налог исчисляется по истечении налогового периода.
Суд первой инстанции делает вывод, что доводы налоговой инспекции о неприменимости при расчете земельного налога за 2012 кадастровой стоимости земельного участка, установленной в 2012, являются несостоятельными, а произведенное заявителем в 2013 году исчисление земельного налога за 2012 с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка является верным, так как решение арбитражного суда охватывается весь налоговый период, начиная с 01.01.2012, что соответствует пункту 1 статьи 391 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013.
В рассматриваемом деле установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050211:174 зарегистрировано на общество 02.04.2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 в размере 119 925 221 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-15231/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 внесена в кадастр 13.09.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 13.09.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочный позицию суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 может быть применена на весь налоговый период, начиная с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 119925221 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного земельного налога составляет - 304810 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 32884708 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 12 мес. * 4 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 66 866 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 371 676 руб. (30 4810 + 66 866 руб.).
Обществом уплачено налога на основании декларации в сумме 150 448 руб.
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 221 228 руб. (371676 - 150 448).
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 398 210 руб. (548658 - 150 448).
Фактически обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 221 228 руб.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекции неправомерно доначислен обществу оспариваемым решением земельный налог в сумме 176 982 руб. (398210-221228).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, принять новый судебный акт, признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 в части доначисления ООО "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176982 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, а в остальной части исковых требований обществу отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-22974/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан от 22 августа 2013 года N 2.12-0-19/3814 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176982 (Сто семьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля, соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)