Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 ПО ДЕЛУ N А38-2800/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А38-2800/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.05.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Урлекова В.Н., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2015 по делу N А38-2800/2013, принятое судьей Рогожиной Л.В.
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле о взыскании пеней по налогу на прибыль с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл" за период с 05.08.2012-27.09.2012 в сумме 601 962 рубля 40 копеек.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Смирнов В.М. по доверенности от 12.01.2015 N 03-09/000013 сроком действия до 31.12.2015.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 33686), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл проведены налоговые проверки соблюдения Отделениями вневедомственной охраны при Отделах внутренних дел по Советскому, Оршанскому, Горномарийскому, Медведевскому, Мари-Турекскому, Куженерскому, Моркинскому муниципальным районам, а также Отделением вневедомственной охраны при Центральном отделении милиции УВД г. Йошкар-Олы законодательства о налогах и сборах.
По результатам камеральных и выездных проверок Отделениям вневедомственной охраны был доначислен налог на прибыль.
Решениями Арбитражного суда Республики Марий Эл по делам N N А38-8689/2012, А38-8697/2012, А38-8686/2012, А38-8687/2012, А38-1259/2012, А38-709/2012, А38-324/2012, А38-1913/2012, А38-3283/2011, А38-580/2012, А38-1322/2012, А38-4293/2012, А38-2684/2012, А38-3051/2012, А38-8619/2012, А38-5589/2012, А38-5719/2011, А38-4292/2012, А38-4641/2012, вступившими в законную силу, доначисление налога на прибыль признано законным и обоснованным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в результате реорганизации в форме слияния, о чем внесена запись 28.09.2012, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл" (далее по тексту - Учреждение) является правопреемником Отделений вневедомственной охраны при Отделах внутренних дел по Советскому, Оршанскому, Горномарийскому, Медведевскому, Мари-Турекскому, Куженерскому, Моркинскому муниципальным районам, а также Отделения вневедомственной охраны при Центральном отделении милиции УВД г. Йошкар-Олы, поэтому к нему в соответствии со статьями 57 и 60 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли все права и обязанности Отделений.
Взысканная судом недоимка налогоплательщиком не погашена, в связи с чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - Инспекция) начислены пени за период с 05.08.2012 по 27.09.2012 в сумме 601 962 рублей 40 копеек за просрочку уплаты налога на прибыль.
В адрес Учреждения Инспекцией направлены требования от 11.12.2012 N N 138322, 138324 с предложением уплатить начисленные пени в срок до 29.12.2012.
Поскольку требования в установленный срок Учреждением не исполнены, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании пеней по налогу на прибыль в сумме 601 962 рублей 40 копеек.
Решением от 27.02.2015 заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения взысканы пени по налогу на прибыль в размере 404 рублей 27 копеек. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция не согласна с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и ссылается на нарушение норм материального права.
Указывает, что взыскиваемая сумма пеней начислена на недоимку по налогу на прибыль, правомерность которой установлена решениями суда. Решения Арбитражного суда Республики Марий Эл по делам N N А38-8689/2012, А38-8697/2012, А38-8686/2012, А38-8687/2012, А38-1259/2012, А38-709/2012, А38-324/2012, А38-1913/2012, А38-3283/2011, А38-580/2012, А38-1322/2012, А38-4293/2012, А38-2684/2012, А38-3051/2012, А38-8619/2012, А38-5589/2012, А38-5719/2011, А38-4292/2012, А38-4641/2012 вступили в законную силу и имеют преюдициальный характер, а размер задолженности не подлежит пересмотру.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 настоящего Кодекса для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.
По правилам статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации (определяемые в порядке статьи 249 настоящего Кодекса), внереализационные доходы (определяемые в порядке статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации). Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абзац 4 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Пунктом 4 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены затраты, относящиеся при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе налоговых проверок Инспекцией установлено, что Отделения вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по муниципальным районам в 2007 - 2011 годах оказывали на возмездной основе услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества. В связи с этим Инспекция посчитала, что полученные налогоплательщиком денежные средства по договорам на охрану имущества являются выручкой от реализации услуг по охране, которая должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе налогооблагаемых доходов.
Из решений арбитражного суда усматривается, что именно с выручки от реализации услуг по охране был исчислен налог на прибыль. При этом при определении налоговой базы по налогу на прибыль вопросы расходов, учитываемых на уменьшение рассматриваемых доходов, налоговым органом не исследовались, действительный размер расходов, подлежащих принятию в целях уменьшения налогооблагаемых доходов, не устанавливался.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 12527/12 указано, что при определении налоговых обязательств бюджетных учреждений по налогу на прибыль организаций (а именно, при определении налоговой базы по такому налогу) инспекция должна устанавливать соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом финансирования и с учетом положений, предусмотренных абзацем 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абзацем 4 пункта 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 321.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, подлежащих осуществлению за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 12527/12 подразделения вневедомственной охраны, перечисляя во исполнение пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от оказания услуг по охране, должно уплачивать налог на прибыль организаций, исходя из доходов, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, за вычетом понесенных при осуществлении упомянутой деятельности расходов.
Как следует из решений арбитражного суда, какие-либо расходы Отделений вневедомственной охраны, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки при определении налоговых обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль организаций не учтены.
При изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неверном расчете пени, представленного Инспекцией в подтверждение заявленных требований, поскольку расчет осуществлен исходя из размера недоимки, исчисленной без учета правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 N 12527/12. Таким образом, взыскиваемая сумма пеней не соответствует действительному размеру налоговых обязательств учреждения по налогу на прибыль.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2015 по делу N А38-2800/2013 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
В.Н.УРЛЕКОВ
Д.Г.МАЛЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)