Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 14 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Сидорович Е.Л.
судей: Еремеевой О.Ю., Симоновой Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
- от некоммерческой организации Союза "Коммунальник": не явились;
- от ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области
на решение от 05 марта 2009 года
судьи Кучеренко С.О.
по делу N А59-6312/2008 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению некоммерческой организации Союза "Коммунальник"
к ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области
о признании в части недействительным решения от 22.09.2008 г. N 05-20/95 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:
некоммерческая организация Союз "Коммунальник" (далее - организация, союз) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.09.2008 г. N 05-20/95 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисление налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 414 223 руб., пени в сумме 22844 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 54 846 руб.
Решением арбитражного суда от 05 марта 2009 года требования организации удовлетворены.
Обжалуя решение суда в апелляционном порядке, инспекция просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, инспекция считает, выводы суда основываются лишь на документах по ООО "Городские котельные" по оплате услуг, оказанных Союзом, в то время как доначисленная в решении налогового органа сумма складывалась из нескольких суммовых показателей, касающихся шести предприятий. Инспекция настаивает на том, что Союз не включил в налогооблагаемую базу доходы по договору консультативно-правовой поддержки от 01 февраля 2007 года от оказания услуг ООО "Городские котельные", ООО "Вода питьевая - 2", ООО "Водоотведение", ООО "Вода питьевая - 3", ООО "Некрасовка", ООО "Тунгор", что подтверждается соответствующими счетами-фактурами, актами и платежными поручениями, а также подтверждается фактом отнесения сумм по данным операциям в учете контрагентов на расходы.
Некоммерческая организация Союз "Коммунальник" в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителя в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области проведена выездная проверка некоммерческой организации Союз "Коммунальник"по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год. По результатам проверки вынесено решение от 22.09.2008 г. N 05-20/95 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 54 846 руб. за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доначислен налог в сумме 414 223 руб., пени в сумме 22844 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части указанных доначислений, предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора судом сделан верный вывод о недействительности решения налогового органа в обжалуемой части, поскольку данные суммы не были включены в налогооблагаемую базу, так как являются целевыми поступлениями от членов некоммерческой организации на содержание организации и ведение ею уставной деятельности.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации вправе получать от организаций, являющихся их членами, вступительные и членские взносы (регулярные и единовременные) на содержание и ведение уставной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области зарегистрирована некоммерческая организация Союз "Коммунальник", 18 января 2007 года выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Согласно Уставу, утвержденному общим собранием учредителей (протокол N 1 от 18.12.2006 г.) целью создания и деятельности Союза является развитие рынка коммунальных услуг, в частности, координация предпринимательской деятельности и совершенствование работы организаций коммунального хозяйства, находящихся на территории Охинского района Сахалинской области, а также представление и защита их общих имущественных интересов. Источниками формирования имущества Союза являются, в том числе, регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов) организации.
Судом установлено, что на общем собрании учредителей союза, проведенном 05.02.2007 г., в соответствии с п.п. 3.3, 3.4 Устава Союза принято решение о создании и утверждении Положения о порядке регулярных и единовременных поступлений от учредителей союза, являющихся источником формирования имущества организации (далее - Положение).
В соответствии с Положением члены союза ежемесячно уплачивают регулярные взносы в размере 10 процентов от фактически полученных доходов, но не менее 30 000 рублей. Члены союза уплачивают единовременные взносы в размере 50 процентов от фактически образовавшейся прибыли за соответствующий период. Регулярные и единовременные взносы уплачиваются в безналичной форме путем перечисления через банковские счета либо в наличной форме путем перечисления в кассу предприятия. По соглашению членов допускается уплата регулярных и единовременных взносов в ином размере и порядке в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в проверенный период некоммерческая организация оказывала юридические и другие консультационные услуги, с доходов от данной деятельности уплачивался единый налог с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Как следует из материалов дела, основанием доначисления налоговым органом оспариваемых сумм явилось не включение организацией в налогооблагаемые доходы в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ оплаты за оказанные услуги по шести организациям (членам Союза) в общей сумме 2 290 287 руб. (Приложение N 3 к Акту ВНП от 20.08.2008 N 05-20/17). Свою позицию налоговый орган подтверждал соответствующими актами выполненных работ, платежными поручениями за проверяемый период и документами контрагентов, истребованными в период выездной проверки, из которых следует, что контрагенты все суммы, перечисленные Союзу отнесли на затраты, что свидетельствует, по мнению налогового органа, что данная оплата является платежом за оказанные услуги.
Однако данный вывод налогового органа не подтверждается материалами дела.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции организацией были представлены Решения некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств, протокол N 2 от 05 февраля 2007 года общего собрания учредителей Союза; акты сверок с членами Союза; копии уточненных налоговых деклараций ООО "Вода питьевая - 2", ООО "Вода питьевая - 3", ООО "Водоотведение", ООО "Городские котельные", ООО "Некрасовка", ООО "Тунгор" по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год и другие документы.
Налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а суд обязан исследовать соответствующие документы (пункт 3.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О).
В соответствии со ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Таким образом, для подтверждения обоснованности включения доходов по оказанию услуг в налогооблагаемый доход, налоговый орган должен был доказать поступление оплаты за оказанные услуги на счета в банки или кассу организации. Наличие акта выполненных работ и соответствующего счета еще не свидетельствует о получении дохода.
Из представленных платежных поручений не следует, что перечисленные суммы являются оплатой за оказанные услуги, во всех платежных поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года".
Из представленных Союзом документов усматривается, что часть средств, перечисляемых членами некоммерческой организации, является целевыми взносами и не могут являться в соответствии с п. 2 ст. 251 НК доходами Союза.
Отнесение членами союза указанных сумм на расходы, не может служить доказательством по данному делу, т.к. касается правильности исчисления налогов другими налогоплательщиками. Кроме того, представление данными обществами уточненных деклараций за 2007 год, в которых увеличена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за счет уменьшения затрат на суммы целевых взносов, подтверждает ошибку при отражении этих сумм.
Не учтенный при налогообложении доход Союза по данным налоговой проверки составил по ООО "Городские котельные" 783 387,37. Однако налоговый орган не доказал поступление на счета (в кассу) организации оплаты за оказанные услуги по Акту N 000008 от 28.12.2007 на сумму 2 300 000 руб..
Всего от ООО "Городские котельные" на счета Союза было перечислено платежными поручениями 3 083 383,37 рублей. Из них, согласно представленных организацией Решения некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 6 от 27.07.07 г. в соответствии с Положением о порядке регулярных и единовременных поступлений от учредителей Союза и решения об определении порядка и условий финансовой помощи, утвержденных общим собранием учредителей (протокол N 2 от 05.02.2007г), в качестве целевых взносов ООО "Городские котельные" было перечислено 2 293 800 рублей. Остальная перечисленная сумм 789 583 рублей была учтена Союзом как доход полученный от оказания консультационных услуг. Инспекцией не представлено доказательств, что все денежные средства, поступившие на счет Союза от общества, являются оплатой за оказанные услуги и, в частности, по Акту N 000008 от 28.12.2007.
От ООО "Водоотведение" на счета Союза было перечислено платежными поручениями 2 811 713,08 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 1 от 03.06.07г, N 7 от 01.08.07 г., N 14 от 05.11.07 г., N 15 от 12.11.07 г., N 16 от 12.11.07 г., N 18 от 27.11.07 г., N 19 от 30.11.07 в качестве целевых взносов ООО "Водоотведение" было перечислено 640 000 рублей. Остальная перечисленная сумма 2 171 713,08 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Таким образом, оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 000007 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры N 000006 от 28.12.2007 г. в сумме 2 300 000 рублей не подтверждается материалами дела.
От ООО "Вода питьевая - 2" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 2 741 380 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 1 от 03.06.07г, N 9 от 22.08.07 г., N 11 от 26.09.07 г., N 17 от 23.11.07 г., N 18 от 27.11.07 г. в качестве целевых взносов ООО "Вода питьевая - 2" было перечислено 748 719 рублей. Остальная перечисленная сумма 1 992 266 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 000004 от 28.12.2007 г в сумме 2 420 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
От ООО "Вода питьевая - 3" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 2 679 398,6 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 1 от 03.06.07г, N 3 от 29.06.07 г., N 9 от 22.08.07 г., N 10 от 29.08.07 г., N 11 от 26.09.07 г., N 12 от 01.10.-7 г., N 17 от 23.11.07 г., N 18 от 27.11.07 г. в качестве целевых взносов ООО "Вода питьевая - 3" было перечислено 1 249449 рублей. Остальная перечисленная сумма 1 429 950 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 000005 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры в сумме 2 420 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
От ООО "Некрасовка" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 88 245,2 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 5 от 06.07.07г, N 6 от 27.06.07 г в качестве целевых взносов ООО "Некрасовка" было перечислено 88 246 рублей, т.е. все перечисленные средства являются целевыми платежами, не учитываемыми при налогообложении. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 0000013 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры в сумме 420 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
От ООО "Тунгор" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 264 354,04 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 5 от 06.07.07 г в качестве целевых взносов ООО "Тунгор" было перечислено 116 949,73 рублей. Остальная перечисленная сумма 147 404,31 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 0000014 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры в сумме 580 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
Установив факт отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг, вменяемых налоговым органом организации, суд первой инстанции правомерно посчитал результаты проверки недостоверными, а размер заниженного налога - недоказанным.
Следует согласиться с доводами жалобы о том, что судом при принятии судебного акта не были выяснены все обстоятельства по делу, не дана оценка всем доказательствам. Согласно требованиям объективности все доказательства должны быть исследованы и оценены судом независимо от того, кто из лиц участвующих в деле, их представил, чью позицию они подтверждают (ст. 71 АПК РФ).
Однако, данное нарушение не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05 марта 2009 года по делу N А59-6312/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.А.СИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2009 N 05АП-1610/09 ПО ДЕЛУ N А59-6312/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2009 г. N 05АП-1610/09
Дело N А59-6312/2008
Резолютивная часть постановления оглашена 14 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Сидорович Е.Л.
судей: Еремеевой О.Ю., Симоновой Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
- от некоммерческой организации Союза "Коммунальник": не явились;
- от ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области
на решение от 05 марта 2009 года
судьи Кучеренко С.О.
по делу N А59-6312/2008 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению некоммерческой организации Союза "Коммунальник"
к ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области
о признании в части недействительным решения от 22.09.2008 г. N 05-20/95 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:
некоммерческая организация Союз "Коммунальник" (далее - организация, союз) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.09.2008 г. N 05-20/95 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисление налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 414 223 руб., пени в сумме 22844 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 54 846 руб.
Решением арбитражного суда от 05 марта 2009 года требования организации удовлетворены.
Обжалуя решение суда в апелляционном порядке, инспекция просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, инспекция считает, выводы суда основываются лишь на документах по ООО "Городские котельные" по оплате услуг, оказанных Союзом, в то время как доначисленная в решении налогового органа сумма складывалась из нескольких суммовых показателей, касающихся шести предприятий. Инспекция настаивает на том, что Союз не включил в налогооблагаемую базу доходы по договору консультативно-правовой поддержки от 01 февраля 2007 года от оказания услуг ООО "Городские котельные", ООО "Вода питьевая - 2", ООО "Водоотведение", ООО "Вода питьевая - 3", ООО "Некрасовка", ООО "Тунгор", что подтверждается соответствующими счетами-фактурами, актами и платежными поручениями, а также подтверждается фактом отнесения сумм по данным операциям в учете контрагентов на расходы.
Некоммерческая организация Союз "Коммунальник" в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителя в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ИФНС России по Охинскому району Сахалинской области проведена выездная проверка некоммерческой организации Союз "Коммунальник"по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год. По результатам проверки вынесено решение от 22.09.2008 г. N 05-20/95 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 54 846 руб. за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доначислен налог в сумме 414 223 руб., пени в сумме 22844 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части указанных доначислений, предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора судом сделан верный вывод о недействительности решения налогового органа в обжалуемой части, поскольку данные суммы не были включены в налогооблагаемую базу, так как являются целевыми поступлениями от членов некоммерческой организации на содержание организации и ведение ею уставной деятельности.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации вправе получать от организаций, являющихся их членами, вступительные и членские взносы (регулярные и единовременные) на содержание и ведение уставной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области зарегистрирована некоммерческая организация Союз "Коммунальник", 18 января 2007 года выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Согласно Уставу, утвержденному общим собранием учредителей (протокол N 1 от 18.12.2006 г.) целью создания и деятельности Союза является развитие рынка коммунальных услуг, в частности, координация предпринимательской деятельности и совершенствование работы организаций коммунального хозяйства, находящихся на территории Охинского района Сахалинской области, а также представление и защита их общих имущественных интересов. Источниками формирования имущества Союза являются, в том числе, регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов) организации.
Судом установлено, что на общем собрании учредителей союза, проведенном 05.02.2007 г., в соответствии с п.п. 3.3, 3.4 Устава Союза принято решение о создании и утверждении Положения о порядке регулярных и единовременных поступлений от учредителей союза, являющихся источником формирования имущества организации (далее - Положение).
В соответствии с Положением члены союза ежемесячно уплачивают регулярные взносы в размере 10 процентов от фактически полученных доходов, но не менее 30 000 рублей. Члены союза уплачивают единовременные взносы в размере 50 процентов от фактически образовавшейся прибыли за соответствующий период. Регулярные и единовременные взносы уплачиваются в безналичной форме путем перечисления через банковские счета либо в наличной форме путем перечисления в кассу предприятия. По соглашению членов допускается уплата регулярных и единовременных взносов в ином размере и порядке в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в проверенный период некоммерческая организация оказывала юридические и другие консультационные услуги, с доходов от данной деятельности уплачивался единый налог с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Как следует из материалов дела, основанием доначисления налоговым органом оспариваемых сумм явилось не включение организацией в налогооблагаемые доходы в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ оплаты за оказанные услуги по шести организациям (членам Союза) в общей сумме 2 290 287 руб. (Приложение N 3 к Акту ВНП от 20.08.2008 N 05-20/17). Свою позицию налоговый орган подтверждал соответствующими актами выполненных работ, платежными поручениями за проверяемый период и документами контрагентов, истребованными в период выездной проверки, из которых следует, что контрагенты все суммы, перечисленные Союзу отнесли на затраты, что свидетельствует, по мнению налогового органа, что данная оплата является платежом за оказанные услуги.
Однако данный вывод налогового органа не подтверждается материалами дела.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции организацией были представлены Решения некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств, протокол N 2 от 05 февраля 2007 года общего собрания учредителей Союза; акты сверок с членами Союза; копии уточненных налоговых деклараций ООО "Вода питьевая - 2", ООО "Вода питьевая - 3", ООО "Водоотведение", ООО "Городские котельные", ООО "Некрасовка", ООО "Тунгор" по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год и другие документы.
Налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а суд обязан исследовать соответствующие документы (пункт 3.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О).
В соответствии со ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Таким образом, для подтверждения обоснованности включения доходов по оказанию услуг в налогооблагаемый доход, налоговый орган должен был доказать поступление оплаты за оказанные услуги на счета в банки или кассу организации. Наличие акта выполненных работ и соответствующего счета еще не свидетельствует о получении дохода.
Из представленных платежных поручений не следует, что перечисленные суммы являются оплатой за оказанные услуги, во всех платежных поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года".
Из представленных Союзом документов усматривается, что часть средств, перечисляемых членами некоммерческой организации, является целевыми взносами и не могут являться в соответствии с п. 2 ст. 251 НК доходами Союза.
Отнесение членами союза указанных сумм на расходы, не может служить доказательством по данному делу, т.к. касается правильности исчисления налогов другими налогоплательщиками. Кроме того, представление данными обществами уточненных деклараций за 2007 год, в которых увеличена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за счет уменьшения затрат на суммы целевых взносов, подтверждает ошибку при отражении этих сумм.
Не учтенный при налогообложении доход Союза по данным налоговой проверки составил по ООО "Городские котельные" 783 387,37. Однако налоговый орган не доказал поступление на счета (в кассу) организации оплаты за оказанные услуги по Акту N 000008 от 28.12.2007 на сумму 2 300 000 руб..
Всего от ООО "Городские котельные" на счета Союза было перечислено платежными поручениями 3 083 383,37 рублей. Из них, согласно представленных организацией Решения некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 6 от 27.07.07 г. в соответствии с Положением о порядке регулярных и единовременных поступлений от учредителей Союза и решения об определении порядка и условий финансовой помощи, утвержденных общим собранием учредителей (протокол N 2 от 05.02.2007г), в качестве целевых взносов ООО "Городские котельные" было перечислено 2 293 800 рублей. Остальная перечисленная сумм 789 583 рублей была учтена Союзом как доход полученный от оказания консультационных услуг. Инспекцией не представлено доказательств, что все денежные средства, поступившие на счет Союза от общества, являются оплатой за оказанные услуги и, в частности, по Акту N 000008 от 28.12.2007.
От ООО "Водоотведение" на счета Союза было перечислено платежными поручениями 2 811 713,08 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 1 от 03.06.07г, N 7 от 01.08.07 г., N 14 от 05.11.07 г., N 15 от 12.11.07 г., N 16 от 12.11.07 г., N 18 от 27.11.07 г., N 19 от 30.11.07 в качестве целевых взносов ООО "Водоотведение" было перечислено 640 000 рублей. Остальная перечисленная сумма 2 171 713,08 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Таким образом, оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 000007 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры N 000006 от 28.12.2007 г. в сумме 2 300 000 рублей не подтверждается материалами дела.
От ООО "Вода питьевая - 2" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 2 741 380 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 1 от 03.06.07г, N 9 от 22.08.07 г., N 11 от 26.09.07 г., N 17 от 23.11.07 г., N 18 от 27.11.07 г. в качестве целевых взносов ООО "Вода питьевая - 2" было перечислено 748 719 рублей. Остальная перечисленная сумма 1 992 266 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 000004 от 28.12.2007 г в сумме 2 420 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
От ООО "Вода питьевая - 3" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 2 679 398,6 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 1 от 03.06.07г, N 3 от 29.06.07 г., N 9 от 22.08.07 г., N 10 от 29.08.07 г., N 11 от 26.09.07 г., N 12 от 01.10.-7 г., N 17 от 23.11.07 г., N 18 от 27.11.07 г. в качестве целевых взносов ООО "Вода питьевая - 3" было перечислено 1 249449 рублей. Остальная перечисленная сумма 1 429 950 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 000005 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры в сумме 2 420 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
От ООО "Некрасовка" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 88 245,2 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 5 от 06.07.07г, N 6 от 27.06.07 г в качестве целевых взносов ООО "Некрасовка" было перечислено 88 246 рублей, т.е. все перечисленные средства являются целевыми платежами, не учитываемыми при налогообложении. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 0000013 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры в сумме 420 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
От ООО "Тунгор" на счета Союза было перечислено платежными поручениями денежные средства на общую сумму 264 354,04 рублей, во всех поручениях в основании платежа указано: " возмещение затрат по учредительному договору от 01 февраля 2007 года". Из них, согласно представленных организацией Решений некоммерческой организации Союз "Коммунальник" о целевом назначении поступающих от членов союза средств N 5 от 06.07.07 г в качестве целевых взносов ООО "Тунгор" было перечислено 116 949,73 рублей. Остальная перечисленная сумма 147 404,31 руб. была учтена Союзом для целей налогообложения как доход полученный от оказания консультационных услуг. Оплата за услуги юридические, консультационные, а также по ведению кадров по Акту N 0000014 от 28.12.2007 г и соответствующей счет-фактуры в сумме 580 000 рублей не подтверждается материалами дела. Опровергающих доказательств налоговым органом не представлено.
Установив факт отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг, вменяемых налоговым органом организации, суд первой инстанции правомерно посчитал результаты проверки недостоверными, а размер заниженного налога - недоказанным.
Следует согласиться с доводами жалобы о том, что судом при принятии судебного акта не были выяснены все обстоятельства по делу, не дана оценка всем доказательствам. Согласно требованиям объективности все доказательства должны быть исследованы и оценены судом независимо от того, кто из лиц участвующих в деле, их представил, чью позицию они подтверждают (ст. 71 АПК РФ).
Однако, данное нарушение не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05 марта 2009 года по делу N А59-6312/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.А.СИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)