Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Комарчевой И.Ю. по доверенности от 12.09.2014, Маркеловой Т.П. по доверенности от 12.09.2014,
ответчика - Серегиной В.В. по доверенности от 19.02.2014, Попова Э.П. по доверенности от 28.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А55-26419/2013
по заявлению автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Планета детства "Лада", г. Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительными решения и требования,
установил:
автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" (далее - заявитель, организация, АНО ДО "Планета детства "Лада") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения N 04-11/13700 от 16.09.2013 и требования N 3221 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.11.2013, принятые Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым требования организации оставить без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 06.05.2013 по 16.09.2013 Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год, представленной автономной некоммерческой организацией "Планета детства "Лада".
По результатам проверки налоговым органом вынесено оспариваемое решение N 04-11/13700 от 16.09.2013, которым АНО ДО "Планета детства "Лада" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 532 924 руб. Этим же решением АНО ДО "Планета детства "Лада" доначислена недоимка по налогу на прибыль в размере 7 664 620 руб. и начислены пени в размере 362 536 руб. 52 коп.
На основании решения N 04-11/13700 от 16.09.2013 налоговым органом было вынесено требование N 3221 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.11.2013 в общей сумме 9 639 674 руб. 54 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения, послужил вывод налогового органа о нарушении организацией положений статьи 284.1 НК РФ в части несоответствия доходов от образовательной деятельности, установленным нормам для применения ставки 0% при исчислении налога на прибыль.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области решением N 03-15/26733 от 31.10.2013 оставило решение Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области N 04-11/13700 от 16.09.2013 без изменений.
АНО ДО "Планета детства "Лада" не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме, при этом правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 НК РФ.
При этом согласно положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям: если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
По мнению налогового органа, заявитель не выполнил одно из условий применения ставки 0% по налогу на прибыль, а именно - доходы от образовательной деятельности АНО ДО "Планета детства "Лада" составили менее 90%.
В обоснование своих выводов налоговый орган ссылается на статью 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562 указывая, что данными нормами предусмотрено разграничение и раздельный учет образовательной деятельности (реализация основной образовательной программы) и родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
Судами предыдущих инстанций установлено, что по итогам камеральной проверки в акте налоговый орган самостоятельно сделал расчет доли доходов, полученных АНО ДО "Планета детства "Лада" от образовательных видов деятельности, и пришел к выводу, что такой доход составляет 27,43%. При этом указал, что доход заявителя от предпринимательской деятельности в виде оказания дополнительных платных услуг составил за 2012 год 90 951 520 руб., а общая сумма дохода АНО ДО "Планета детства "Лада" за 2012 год составила 331 486 803 руб.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля какие-либо иные бухгалтерские данные и сведения по исчислению налога на прибыль за 2012 год налоговым органом не запрашивались.
Данные бухгалтерского и налогового учета АНО ДО "Планета детства "Лада" остались прежними. Заявитель каких-либо уточняющих налоговых деклараций не представлял.
После дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган сделал повторный расчет доли доходов от образовательных видов деятельности АНО ДО "Планета детства "Лада" и пришел к выводу, что такой доход составляет 69,56%.
Как указывает налоговый орган общая сумма дохода АНО ДО "Планета детства "Лада" за 2012 год осталась неизмененной и составила 331 486 803 руб., а доход от образовательной деятельности составляет 230 589 531 руб., в которую включены выручка от реализации платных дополнительных услуг в размере 90 951 520 руб. и полученной платы от родителей в размере 211 099 010 руб. за минусом расходов в сумме 71 461 000 руб.
Однако как верно отмечено судами методика подсчета доли доходов от образовательной деятельности ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом Российской Федерации "Об образовании", ни иными нормативно-правовыми актами не установлена.
Буквальное значение и содержание статьи 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562, на которые ссылается налоговый орган, никакой методики раздельного учета не дает и к другим нормам закона по вопросам учета не отсылает.
Налоговый орган не принял во внимание и не применил пункт 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, подлежащий применению к указанным правоотношениям.
Указанным пунктом установлено, что основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа).
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В перечисленных группах осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
При этом, при необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Таким образом, нормативно-правовым актом разграничены образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми исходя из структуры образовательного учреждения (наличия групп воспитанников по направленностям).
Налоговый орган проводил проверку деятельности заявителя за 2012 год, когда деятельность осуществлялась по Закону Российской Федерации от 10.07.1993 N 3266-1 "Об образовании", в котором не раскрывается понятие "Присмотр и уход за детьми".
Слова "присмотр и уход" появились в статье 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 N 10-ФЗ) после утверждения Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором впервые было установлено, что могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Заявитель указывает, что в детских садах АНО ДО "Планета детства "Лада" для воспитанников сформированы группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности, в которых осуществляется образовательная деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Количество, направленность групп и категории воспитанников в детских садах заявителя утверждаются на каждый учебный год, что подтверждается приказами АНО ДО "Планета детства "Лада" N 223-П от 31.08 2011, N 205-П от 27.08.2012.
Группы по присмотру и уходу за детьми в детских садах АНО ДО "Планета детства "Лада" не созданы, поэтому заявитель не осуществляет присмотр и уход за детьми как вид деятельности и не оказывает такую услугу.
Обосновывая свои выводы, налоговый орган применяет понятие "присмотр и уход за детьми", данное в пункте 34 статьи 2 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу 01.09.2013, обратной силы не имеет и не распространяется на налоговый период 2012 года.
Как верно указано судами ссылка налогового органа на то, что гарантировано предоставление бесплатного образования является несостоятельной, поскольку в пункте 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации установлено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Судами предыдущих инстанций исходя из норм, содержащихся в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типовых положениях о дошкольном образовательном учреждении", из содержания устава организации и наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности, правомерно установлено, что деятельность АНО ДО "Планета детства "Лада" основана на законе и является образовательной и осуществляется по зарегистрированному коду ОКВЭД 80.10 "Дошкольное и начальное общее образование".
При этом судами правомерно указано, что образовательная деятельность в каждом дошкольном образовательном учреждении (в том числе и в АНО ДО "Планета детства "Лада") непрерывна.
Доводы заявителя о том, что им за рамками основной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают дополнительные платные образовательные услуги, налоговым органом не опровергнуты.
В соответствии со статьей 251 НК РФ средства целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
На основании разъяснений Минфина РФ (письмо от 02.03.2006 N 03-03-04/4/43, письмо от 08.06.1999 N 04-02-05/2) плата родителей за содержание детей в детских садах является доходом от реализации услуг и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
АНО ДО "Планета детства "Лада" также указывает, что поскольку родительская плата компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка в детском саду, вести прямой раздельный учет расходов в части предпринимательской деятельности не представляется возможным.
Пункт 1 статьи 272 НК РФ устанавливает, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Указанные доводы заявителя налоговым органом также не опровергнуты.
Учетной политикой АНО ДО "Планета детства "Лада" утвержден следующий метод раздельного учета затрат по предпринимательским и непредпринимательским видам деятельности: расходы, которые нельзя отнести к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующих доходов в суммарном объеме всех доходов АНО ДО "Планета детства "Лада".
Произведенные расчеты оформляются в виде справки к сводному регистру бухгалтерского и налогового учета, на основании которой заполняется декларация по налогу на прибыль организаций.
АНО ДО "Планета детства "Лада" указывает, что доля дохода от осуществления образовательной деятельности в общей сумме доходов в 2012 году составила 96,19%.
При определении процента дохода АНО ДО "Планета детства "Лада" от образовательной деятельности налоговый орган в оспариваемом решении не указал применяемую норму закона, не сделал ссылок на рекомендации какого-либо органа по применению таких методик подсчета доли доходов, которые применил.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействительным.
Поскольку оспариваемое требование основано на признанном недействительным решении, то оно также правомерно признано недействительным, поскольку не соответствует действительной налоговой обязанности АНО ДО "Планета детства "Лада".
С учетом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы налогового органа являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы кассационной жалобы Фонда необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А55-26419/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2014 N Ф06-15177/2013 ПО ДЕЛУ N А55-26419/2013
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N А55-26419/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Комарчевой И.Ю. по доверенности от 12.09.2014, Маркеловой Т.П. по доверенности от 12.09.2014,
ответчика - Серегиной В.В. по доверенности от 19.02.2014, Попова Э.П. по доверенности от 28.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А55-26419/2013
по заявлению автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Планета детства "Лада", г. Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительными решения и требования,
установил:
автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" (далее - заявитель, организация, АНО ДО "Планета детства "Лада") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения N 04-11/13700 от 16.09.2013 и требования N 3221 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.11.2013, принятые Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым требования организации оставить без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 06.05.2013 по 16.09.2013 Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год, представленной автономной некоммерческой организацией "Планета детства "Лада".
По результатам проверки налоговым органом вынесено оспариваемое решение N 04-11/13700 от 16.09.2013, которым АНО ДО "Планета детства "Лада" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 532 924 руб. Этим же решением АНО ДО "Планета детства "Лада" доначислена недоимка по налогу на прибыль в размере 7 664 620 руб. и начислены пени в размере 362 536 руб. 52 коп.
На основании решения N 04-11/13700 от 16.09.2013 налоговым органом было вынесено требование N 3221 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.11.2013 в общей сумме 9 639 674 руб. 54 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения, послужил вывод налогового органа о нарушении организацией положений статьи 284.1 НК РФ в части несоответствия доходов от образовательной деятельности, установленным нормам для применения ставки 0% при исчислении налога на прибыль.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области решением N 03-15/26733 от 31.10.2013 оставило решение Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области N 04-11/13700 от 16.09.2013 без изменений.
АНО ДО "Планета детства "Лада" не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме, при этом правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 НК РФ.
При этом согласно положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям: если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
По мнению налогового органа, заявитель не выполнил одно из условий применения ставки 0% по налогу на прибыль, а именно - доходы от образовательной деятельности АНО ДО "Планета детства "Лада" составили менее 90%.
В обоснование своих выводов налоговый орган ссылается на статью 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562 указывая, что данными нормами предусмотрено разграничение и раздельный учет образовательной деятельности (реализация основной образовательной программы) и родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
Судами предыдущих инстанций установлено, что по итогам камеральной проверки в акте налоговый орган самостоятельно сделал расчет доли доходов, полученных АНО ДО "Планета детства "Лада" от образовательных видов деятельности, и пришел к выводу, что такой доход составляет 27,43%. При этом указал, что доход заявителя от предпринимательской деятельности в виде оказания дополнительных платных услуг составил за 2012 год 90 951 520 руб., а общая сумма дохода АНО ДО "Планета детства "Лада" за 2012 год составила 331 486 803 руб.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля какие-либо иные бухгалтерские данные и сведения по исчислению налога на прибыль за 2012 год налоговым органом не запрашивались.
Данные бухгалтерского и налогового учета АНО ДО "Планета детства "Лада" остались прежними. Заявитель каких-либо уточняющих налоговых деклараций не представлял.
После дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган сделал повторный расчет доли доходов от образовательных видов деятельности АНО ДО "Планета детства "Лада" и пришел к выводу, что такой доход составляет 69,56%.
Как указывает налоговый орган общая сумма дохода АНО ДО "Планета детства "Лада" за 2012 год осталась неизмененной и составила 331 486 803 руб., а доход от образовательной деятельности составляет 230 589 531 руб., в которую включены выручка от реализации платных дополнительных услуг в размере 90 951 520 руб. и полученной платы от родителей в размере 211 099 010 руб. за минусом расходов в сумме 71 461 000 руб.
Однако как верно отмечено судами методика подсчета доли доходов от образовательной деятельности ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом Российской Федерации "Об образовании", ни иными нормативно-правовыми актами не установлена.
Буквальное значение и содержание статьи 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562, на которые ссылается налоговый орган, никакой методики раздельного учета не дает и к другим нормам закона по вопросам учета не отсылает.
Налоговый орган не принял во внимание и не применил пункт 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, подлежащий применению к указанным правоотношениям.
Указанным пунктом установлено, что основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа).
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В перечисленных группах осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
При этом, при необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Таким образом, нормативно-правовым актом разграничены образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми исходя из структуры образовательного учреждения (наличия групп воспитанников по направленностям).
Налоговый орган проводил проверку деятельности заявителя за 2012 год, когда деятельность осуществлялась по Закону Российской Федерации от 10.07.1993 N 3266-1 "Об образовании", в котором не раскрывается понятие "Присмотр и уход за детьми".
Слова "присмотр и уход" появились в статье 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 N 10-ФЗ) после утверждения Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором впервые было установлено, что могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Заявитель указывает, что в детских садах АНО ДО "Планета детства "Лада" для воспитанников сформированы группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности, в которых осуществляется образовательная деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Количество, направленность групп и категории воспитанников в детских садах заявителя утверждаются на каждый учебный год, что подтверждается приказами АНО ДО "Планета детства "Лада" N 223-П от 31.08 2011, N 205-П от 27.08.2012.
Группы по присмотру и уходу за детьми в детских садах АНО ДО "Планета детства "Лада" не созданы, поэтому заявитель не осуществляет присмотр и уход за детьми как вид деятельности и не оказывает такую услугу.
Обосновывая свои выводы, налоговый орган применяет понятие "присмотр и уход за детьми", данное в пункте 34 статьи 2 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу 01.09.2013, обратной силы не имеет и не распространяется на налоговый период 2012 года.
Как верно указано судами ссылка налогового органа на то, что гарантировано предоставление бесплатного образования является несостоятельной, поскольку в пункте 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации установлено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Судами предыдущих инстанций исходя из норм, содержащихся в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типовых положениях о дошкольном образовательном учреждении", из содержания устава организации и наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности, правомерно установлено, что деятельность АНО ДО "Планета детства "Лада" основана на законе и является образовательной и осуществляется по зарегистрированному коду ОКВЭД 80.10 "Дошкольное и начальное общее образование".
При этом судами правомерно указано, что образовательная деятельность в каждом дошкольном образовательном учреждении (в том числе и в АНО ДО "Планета детства "Лада") непрерывна.
Доводы заявителя о том, что им за рамками основной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают дополнительные платные образовательные услуги, налоговым органом не опровергнуты.
В соответствии со статьей 251 НК РФ средства целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
На основании разъяснений Минфина РФ (письмо от 02.03.2006 N 03-03-04/4/43, письмо от 08.06.1999 N 04-02-05/2) плата родителей за содержание детей в детских садах является доходом от реализации услуг и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
АНО ДО "Планета детства "Лада" также указывает, что поскольку родительская плата компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка в детском саду, вести прямой раздельный учет расходов в части предпринимательской деятельности не представляется возможным.
Пункт 1 статьи 272 НК РФ устанавливает, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Указанные доводы заявителя налоговым органом также не опровергнуты.
Учетной политикой АНО ДО "Планета детства "Лада" утвержден следующий метод раздельного учета затрат по предпринимательским и непредпринимательским видам деятельности: расходы, которые нельзя отнести к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующих доходов в суммарном объеме всех доходов АНО ДО "Планета детства "Лада".
Произведенные расчеты оформляются в виде справки к сводному регистру бухгалтерского и налогового учета, на основании которой заполняется декларация по налогу на прибыль организаций.
АНО ДО "Планета детства "Лада" указывает, что доля дохода от осуществления образовательной деятельности в общей сумме доходов в 2012 году составила 96,19%.
При определении процента дохода АНО ДО "Планета детства "Лада" от образовательной деятельности налоговый орган в оспариваемом решении не указал применяемую норму закона, не сделал ссылок на рекомендации какого-либо органа по применению таких методик подсчета доли доходов, которые применил.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействительным.
Поскольку оспариваемое требование основано на признанном недействительным решении, то оно также правомерно признано недействительным, поскольку не соответствует действительной налоговой обязанности АНО ДО "Планета детства "Лада".
С учетом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы налогового органа являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы кассационной жалобы Фонда необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А55-26419/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)