Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2015 N Ф06-23094/2015 ПО ДЕЛУ N А65-16821/2014

Требование: Об обязании возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган оставил без удовлетворения заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. N Ф06-23094/2015

Дело N А65-16821/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Зариповой Г.Н., доверенность от 04.12.2014 N 80,
ответчика - Шигабиева Р.Р., доверенность от 12.01.2015 N 2.2-0-15/00004,
Валиуллина Р.А., доверенность от 12.01.2015 N 2.2-0-15/00006,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-16821/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Казанское специализированное управление "Термостепс", г. Казань (ОГРН 1021603146795, ИНН 1657035210), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758), о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан по возврату излишне (ошибочно) уплаченному земельному налогу на общую сумму 543 213 руб. 78 коп., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан произвести возврат денежных средств, полученных от заявителя в счет уплаты земельного налога за 2012 - 2013 года по объекту недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7 по адресу: г. Казань, ул. Короленко 115 на общую сумму 543 213 руб. 78 коп.,

установил:

открытое акционерное общество "Казанское специализированное управление "Термостепс" (далее - ОАО "КСУ "Термостепс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по РТ, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия инспекции по возврату излишне (ошибочно) уплаченному земельному налогу на общую сумму 543 213 руб. 78 коп., об обязании инспекции произвести возврат денежных средств, полученных от заявителя в счет уплаты земельного налога за 2012 - 2013 годы по объекту недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7 по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115 на общую сумму 543 213 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2014 заявленные требования удовлетворены частично. На Межрайонную ИФНС России N 3 по РТ возложена обязанность возвратить ОАО "КСУ "Термостепс" излишне уплаченный земельный налог за 2012 - 2013 годы в сумме 543 213 руб. 78 коп. В части заявленных требований о признании незаконным бездействия налогового органа, выраженного в невозврате излишне уплаченного земельного налога за 2012-2013 годы, производство по делу прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.10.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.01.2015 отменить, заявленные в кассационной жалобе требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
ОАО "КСУ "Термостепс" является собственником зданий производственной базы, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на земельном участке площадью 14766 кв. м с кадастровым номером 16:50:230104:7. Право собственности истца на здания производственной базы было зарегистрировано на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2010 по делу N А65-26240/2010.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Постановлением от 02.05.2012 N 2698 принял решение о предоставлении истцу 80/100 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м, занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.
Обществом за 2012 - 2013 годы уплачен земельный налог по данному земельному участку в общей сумме 543 213 руб. 78 коп.
04.04.2014 ОАО "КСУ "Термостепс" в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2012, 2013 годы в сумме 543 213 руб. 78 коп., считая, что в указанном периоде кооператив не являлся плательщиком земельного налога.
Заявитель, не получив ответа налогового органа на заявление о возврате налога, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 387 Кодекса земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в ЕГРП, а также в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке по ул. Короленко, 115, с кадастровым номером 16:50:230104:7, принадлежащему ОАО "КСУ "Термостепс" на праве собственности либо на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Для подтверждения наличия ранее возникших прав на земельные участки, а также для их регистрации необходимо представление выданных ранее документов, удостоверяющих принадлежность права.
К таким документам, в частности относятся: Государственный акт на бессрочное (вечное) пользование землей, утвержденный Постановлением Совнаркома СССР от 07.07.1935, Государственный акт на право пользования землей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199, Государственные акты право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, формы которых утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493.
Суды пришли к правильному выводу о том, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 02.05.2012 N 2698 не является правоустанавливающим документом на земельный участок, который подтверждает право собственности либо право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку между заявителем и Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани имелся спор о размере платы за земельный участок, который разрешен решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2014 по делу N А65-10547/2014.
Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств того, что ОАО "КСУ "Термостепс" является плательщиком земельного налога в 2012 - 2013 годах.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик сам представляет декларации и уплачивает налог, не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, обязанность по уплате которого у налогоплательщика отсутствует.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 8 статьи 78 Кодекса определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.
Согласно пункту 9 статьи 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что заявитель 14.07.2014 обратился в налоговый орган в соответствии с требованиями статьи 78 Кодекса с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога, которое ответчиком осталось без удовлетворения.
Наличие недоимки по налогам, подлежащей уплате в бюджет, при рассмотрении спора не установлено.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных обстоятельств дела, судами верно указано на недопустимость лишения заявителя своего права на возврат спорной суммы налога, требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судами.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора отклоняются судебной коллегией, поскольку независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов налогоплательщик не лишен права предъявлять в суд имущественные требования о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа (пункт 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций. Сведений, опровергающих выводы судов, в жалобе не содержится.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А65-16821/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)