Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.01.2014 ПО ДЕЛУ N А60-41776/2013, А60-42030/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2014 г. по делу N А60-41776/2013, А60-42030/2013


Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 13 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым рассмотрел в судебном заседании объединенные в одно производство дела N А60-41776/2013 и N А60-42030/2013
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" (ИНН 7723158666)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017)
о признании недействительными ненормативных актов
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: А.В. Литке, представитель по доверенности N 01-11/13 от 25.11.2-13, паспорт;
- от заинтересованного лица: И.А. Корнилова, главный государственный налоговый инспектор, доверенность N 07-02 от 30.12.2013, удостоверение;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области о признании недействительным решения N 244 от 25.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2009 год в сумме 1460636 руб. (с учетом уточнения в судебном заседании заявленных требований).
Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области N 2920 от 25.06.2013 о привлечении к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2012 год.
По ходатайству Общества с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" определением от 03.12.2013 дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" уточненной налоговой декларация по земельному налогу за 2009 год, по результатам проверки составлен акт от 16.05.2013 N 2431 и вынесено решение N 244 от 25.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 1460636 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной Обществом с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС", межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области составлен акт N 2434 от 16.05.2013 и вынесено решение N 2920 от 25.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1724200 руб., общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 86209 руб. 40 коп. на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 958/13 от 15.08.2013 решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области N 244 от 25.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 2920 от 25.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлены без изменения.
Полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области N 244 от 25.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2009 год в сумме 1460636 руб. и решение N 2920 от 25.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, Общество с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как видно из оспариваемых решений, основанием для доначисления земельного налога послужил вывод о неверном исчислении в уточненной налоговой декларации за 2009 год и первичной налоговой декларации за 2012 год суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:601027:3. При этом общество при расчете налога за 2009, 2012 гг. руководствовалось решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2013 по делу N А60-45379/2012, согласно которому кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2007, признана равной рыночной стоимости в размере 75736300 руб.
Доначисляя налог, инспекция исходила из того, что кадастровая стоимость земельного участка при исчислении земельного налога за 2009 год определяется по состоянию на 01.01.2009 в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в 2012 г. по состоянию на 01.01.2012 в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
При разрешении вопроса об обоснованности доначисления земельного налога, суд руководствуется следующим.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Для целей налогообложения в 2009 - 2011 годах применяется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утвержденная Постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, при исчислении земельного налога за 2009 год, 2012 год по вышеназванному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2013 по делу N А60-45379/2012.
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:601027:3, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2013 по делу N А60-45379/2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2009, 2012 гг.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2009 год в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.08 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 1460636 руб. При исчислении обществом земельного налога за 2012 год в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1724200 руб.
Вместе с тем суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 86209 руб. 40 коп. является незаконным.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа о том, что Обществом с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в подп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применяя ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 Кодекса, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить в результате каких виновных действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
Материалы дела не содержат и налоговым органом не представлены достаточные доказательства вины налогоплательщика в совершении неправомерных действий (бездействия).
В оспариваемом решении налогового органа N 2920 от 25.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не рассматривался вопрос о наличии вины Общества с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" в совершении налогового правонарушения, в связи с чем нельзя считать доказанным неправомерный и виновный характер действий налогоплательщика.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения.
Доводы общества относительно разъяснений, содержащихся в письмах Минфина России, подлежат отклонению, поскольку сделаны без учета положений конкретного Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", а также без учета отсутствия в нем указания, что нормативный акт имеет обратную силу.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области N 2920 от 25.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения суд признает недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 86209 руб. 40 коп. В остальной части оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области от 25.06.2013 N 2920 в части привлечения ООО "К.А.ФИС" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 86209 руб. 40 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "К.А.ФИС" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 (две тысячи) руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
В.В.ОКУЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)