Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2015 N Ф09-1075/15 ПО ДЕЛУ N А60-26041/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Начислены земельный налог, пени ввиду неуплаты налога налогоплательщиком, которому земельные участки предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. N Ф09-1075/15

Дело N А60-26041/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная больница N 2" (ИНН: 6658028937, ОГРН: 1026602329489; далее - учреждение, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области 05.09.2014 по делу N А60-26041/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- учреждения - Старков А.А. (доверенность от 12.11.2014 N 685);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Шипелов А.Л. (доверенность от 19.12.2014 N 61).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.03.2014 N 16р/17.
Решением суда от 05.09.2014 (судья Калашник С.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 12.03.2014 N 16р/17 в части привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 64 781 руб. 22 коп. и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика в указанной части. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.04.2015 (судьи Поротникова Е.А., Гавриленко О.Л., Вдовин Ю.В.) постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 отменено. Дело передано на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Васильева Е.В.) решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение Арбитражного суда Свердловской области 05.09.2014 по делу N А60-26041/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Учреждение полагает, что начисление земельного налога по спорным земельным участкам за период с 2010 г. по 2012 г. незаконно, поскольку данные участки выбыли из его владения и оно перестало ими пользоваться до 01.01.2010 вместе с расположенными на них зданиями (строениями), которые надлежащим образом изъяты из оперативного управления учреждения и переданы в оперативное управление иным лицам, регистрация перехода прав на здания (строения), по не зависящим от учреждения причинам, произведена только в декабре 2012 года.
Заявитель жалобы считает, что расчет сумм земельного налога и пени произведен неверно, поскольку при расчете не уплаченных учреждением налогов, пени и штрафов инспекция использовала для периода с 01.01.2010 по 22.06.2011 размер кадастровой стоимости спорных участков, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП (в соответствующей редакции), а с 23.06.2011 размер кадастровой стоимости, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление от 07.06.2011 N 695-ПП), однако первоначальная редакция постановления от 07.06.2011 N 695-ПП предписывала использовать установленные им результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010, то есть за период с 01.01.2010 по 22.06.2011, а налоговый орган использовал постановление от 07.06.2011 N 695-ПП уже в последующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП (далее - постановление от 14.06.2012 N 648-ПП), отменившей придание постановлению от 07.06.2011 N 695-ПП обратной силы, однако следует применять кадастровую стоимость, установленную постановлением от 07.06.2011 N 695-ПП при расчетах за период с 01.01.2010 по 22.06.2011.
Заявитель жалобы указывает на то, что п. 1 постановления от 07.06.2011 N 695-ПП в его первоначальной редакции установлено "Утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 1 января 2010 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством...", иного смысла, кроме того, что вновь установленная кадастровая стоимость земли подлежит применению с начиная с 01.01.2010, в данном пункте не содержится.
Учреждение считает, что изменения, внесенные постановлением от 14.06.2012 N 648-ПП в постановление 07.06.2011 N 695-ПП, в части исключения из п. 1 слов "по состоянию на 1 января 2010 года", сделаны законодателем для того, чтобы исключить снижение налоговых платежей вследствие применения налогоплательщиками при исчислении налога за период с 01.01.2010 по 22.06.2011 значительно меньшей кадастровой стоимости земли. Таким образом, первоначальная редакция постановления от 07.06.2011 N 695-ПП позволяла применять меньшую кадастровую стоимости земли, и в последующем законодатель устранил такую возможность.
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции не соблюдены требования ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку мотивы, по которым не приняты во внимание представленные учреждением доказательства, в постановлении суда не изложены, что привело к принятию неправильного решения.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, налоговым органом в отношении учреждения в период с 19.12.2013 по 15.01.2014 проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012; земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:2901026:46, 66:25:2901024:81, 66:25:2901024:82, 66:25:2901027:34 (г. Сысерть) зарегистрированы за налогоплательщиком, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 25.12.2013 N 01/162/2013-519; налоговые декларации по земельному налогу в отношении земельных участков по филиалу в г. Сысерть учреждением не сдавались, налог не уплачивался в связи с тем, что данный филиал был закрыт и по приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 18.11.2009 N 2536 недвижимое имущество, расположенное на указанных земельных участках, было передано другой организации (ГУП СО "Медтехкомплекс").
Поскольку записи о праве иного лица на указанные земельные участки в ЕГРП не внесены, налоговым органом в ходе проверки были сделаны выводы о том, что фактическая передача земельного участка и объектов недвижимости не имеет правового значения для целей обложения земельным налогом; плательщиком земельного налога является учреждение.
По результатам налоговой проверки инспекцией составлен акт от 07.02.2014 N 04/17 и вынесено решение от 12.03.2014 N 16р/17, которым учреждению доначислен земельный налог за 2010 г., 2011 г., 2012 г. в сумме 3 239 061 руб., начислены пени в сумме 888 867 руб. 90 коп.; налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 64 781 руб. 22 коп. и по п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 60 руб. (с учетом применения смягчающих обстоятельств и снижения размера штрафа в 10 раз).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 22.05.2014 N 551/14 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 12.03.2014 N 16р/17 нарушает его права и законные интересы, вынесено с нарушением требований законодательства в части доначисления земельного налога в сумме 3 239 061 руб., начисления пеней в сумме 888 867 руб. 90 коп., взыскания штрафа в сумме 64 831 руб. 32 коп., учреждение обратилось с заявлением в арбитражный с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части начисления земельного налога и соответствующих пени, пришли к выводу о том, что учреждение является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2901026:46, 66:25:2901024:81, 66:25:2901024:82, 66:25:2901027:34, независимо от подписания акта приема-передачи недвижимого имущества иным лицам. Удовлетворяя требования учреждения в части начисленных оспариваемым решением инспекции штрафов, суды указали на обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении вменяемого правонарушения.
Судебные акты в части удовлетворения заявленных требований не обжалуются.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в ЕГРП, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в п. 4 данной статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в такой реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Пунктом 1 ст. 390 Кодекса определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса). Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Судами установлено, что на основании постановлений Правительства Свердловской области от 10.11.1998 N 1152-п и от 18.05.2006 N 408-ПП учреждению в постоянное бессрочное пользование под находящимися в его оперативном управлении зданиями переданы земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:2901026:46; 66:25:2901024:81, 66:25:2901024:82, 66:25:2901027:34; государственная регистрация данных прав произведена в период с 2004 г. по 2006 г.; изменения относительно какого-либо иного (нового) правообладателя на земельные участки в ЕГРП не внесены.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что именно учреждение является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2901026:46; 66:25:2901024:81, 66:25:2901024:82, 66:25:2901027:34 в спорных налоговых периодах.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельных участков за период с 07.05.2009 по 22.06.2011 определена инспекцией на основании данного постановления.
Постановлением от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Кадастровая стоимость земельного участка за период с 23.06.2011 по 10.06.2013 определена налоговой инспекцией на основании данного постановления.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-0-0). Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса). В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.









































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)