Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Д.В. Емельянова, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Провоторовой В.В.
при участии:
- от ЗАО "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон": представитель Яцук И.А. по доверенности от 29.10.2014;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Кучеренко Ю.Б. по доверенности от 03.12.2014.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.12.2014 по делу N А53-27406/2014
по заявлению ЗАО "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону
о признании решения недействительным,
принятое в составе судьи Парамоновой А.В.
установил:
закрытое акционерное общество "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России Ленинского района г. Ростова-на-Дону N 06/8991 от 28.07.2014 года о привлечении ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере 518168 рублей, пени в размере 23936,37 рублей, штрафа в размере 103633,60 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Закрытое акционерное общество "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон" (далее - ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон") обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 отменить, удовлетворить заявление ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - Инспекция) просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд приобщил отзыв инспекции к материалам дела.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по делу N А53-27406/2014 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "РПКФ"Ростов-Дон" является собственником двух земельных участков расположенных по адресам:
- 344011, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский 55 "а" с кадастровым номером 61:44:05 04 22:85, площадью 2286 кв. м;
- 344011, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский 55 "б" с кадастровым номером 61:44:05 04 22:79, площадью 292 кв. м;
- Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2013 года по делу N А53-12129/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 61:44:05 04 22:79 была установления в размере 1 668 361 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2013 года по делу N А53-12131/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 61:44:05 04 22:85 была установления в размере 13 705 954 рублей.
Обществом 04.03.2014 года была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, исходя из общей стоимости двух земельных участков в размере 15 374 315 рублей и исчислено земельного налога за налоговый период в размере 230 614 рублей.
Заявитель, полагая, что имеет право на применение новой кадастровой стоимости, определенной путем государственной оценки земель, произвел исчисление земельного налога за 2013 год на основании кадастровой стоимости, установленной решением суда.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон", в ходе которой, выявлено необоснованное уменьшение земельного налога по вышеназванным земельным участкам.
По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 02/21783 от 19.06.2014 года, полученный представителем общества 19.06.2014 года.
18.07.2014 года обществом в налоговый орган были представлены возражения на акт камеральной проверки N 02/21783.
Извещение о дате времени и месте рассмотрения материалов проверки получены представителем общества и ответчиком данный факт не оспаривается.
Рассмотрев материалы проверки и представленные заявителем возражения на акт проверки, налоговым органом вынесено решение N 06/8991 от 28.07.2014 года о привлечении общества к налоговой ответственности, которым обществу доначислен земельный налог в размере 518168 рублей, пени за неуплату земельного налога в размере 23936,37 рублей, а также налоговые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 103633 рублей.
В соответствии с правом, предоставленным статьей 101.2 НК РФ, в порядке, определенном статьей 139 НК РФ, ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" подало апелляционную жалобу на решение от 28.07.2014.
Решением УФНС России по Ростовской области N 15-15/2275 от 30.09.2014 года апелляционная жалоба ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" на решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону от 28.07.2014 года N 06/8991 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решением налогового органа нарушены его экономические права и интересы, а также о его несоответствии налоговому законодательству, обратился в суд первой инстанции с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно статьи 387 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ; далее - Закон N 135-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, как следует из положений статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, такие сведения подлежат использованию с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В названном выше постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Учитывая изложенное, установленная решениями суда по делам N А-53-12129/2013 и N А53-12131/2013 рыночная стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за датой вступления указанных судебных актов в законную силу.
Решения Арбитражного суда Ростовской области по делам N А-53-12129/2013 от 05.12.2013 года и N А53-12131/2013 от 30.12.2013 года могут породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления настоящих решений в законную силу, настоящие решения не являются основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу в 2014 году судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами: 61:44:05 04 22:85 и 61:44:05 04 22:79, установленная решениями суда от 30.12.2013 по делу N А53-12131/2013 и 05.12.2013 по делу N А53-12129/2013, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2017-1 668 361 рублей и 13 705 954 рубля, соответственно, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2013 год. При расчете земельного налога за 2013 год в отношении указанных земельных участков подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области".
Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это в силу пункта 4 статьи 5 Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что судебные акты, которыми была установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, были вынесены Арбитражным судом Ростовской области 05.12.2013 и 30.12.2013, то есть фактически в конце 2013 года, вступили в законную силу в январе 2014 года и, следовательно, налоговая база по земельному налогу за временные периоды, предшествующие вступлению в законную силу в 2014 году решений суда, которым установлена новая кадастровая стоимость, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре, по состоянию на 1 января 2013 года. За указанный период земельный налог перерасчету не подлежит.
Налогоплательщик доводов и доказательств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельств смягчающих ответственность не заявлял и не представлял. По основаниям нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки, как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, решение налогового органа не оспаривает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение налоговой инспекции является законным и обоснованным и основания для перерасчета земельного налога за 2013 год отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции считает венным вывод Арбитражного суда Ростовской области в части распределения судебных расходов в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по делу N А53-27406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 15АП-1296/2015 ПО ДЕЛУ N А53-27406/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N 15АП-1296/2015
Дело N А53-27406/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Д.В. Емельянова, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Провоторовой В.В.
при участии:
- от ЗАО "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон": представитель Яцук И.А. по доверенности от 29.10.2014;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Кучеренко Ю.Б. по доверенности от 03.12.2014.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.12.2014 по делу N А53-27406/2014
по заявлению ЗАО "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону
о признании решения недействительным,
принятое в составе судьи Парамоновой А.В.
установил:
закрытое акционерное общество "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России Ленинского района г. Ростова-на-Дону N 06/8991 от 28.07.2014 года о привлечении ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере 518168 рублей, пени в размере 23936,37 рублей, штрафа в размере 103633,60 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Закрытое акционерное общество "Ростовская промышленно-коммерческая фирма "Ростов-Дон" (далее - ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон") обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 отменить, удовлетворить заявление ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - Инспекция) просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд приобщил отзыв инспекции к материалам дела.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по делу N А53-27406/2014 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "РПКФ"Ростов-Дон" является собственником двух земельных участков расположенных по адресам:
- 344011, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский 55 "а" с кадастровым номером 61:44:05 04 22:85, площадью 2286 кв. м;
- 344011, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский 55 "б" с кадастровым номером 61:44:05 04 22:79, площадью 292 кв. м;
- Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2013 года по делу N А53-12129/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 61:44:05 04 22:79 была установления в размере 1 668 361 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2013 года по делу N А53-12131/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 61:44:05 04 22:85 была установления в размере 13 705 954 рублей.
Обществом 04.03.2014 года была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, исходя из общей стоимости двух земельных участков в размере 15 374 315 рублей и исчислено земельного налога за налоговый период в размере 230 614 рублей.
Заявитель, полагая, что имеет право на применение новой кадастровой стоимости, определенной путем государственной оценки земель, произвел исчисление земельного налога за 2013 год на основании кадастровой стоимости, установленной решением суда.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон", в ходе которой, выявлено необоснованное уменьшение земельного налога по вышеназванным земельным участкам.
По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 02/21783 от 19.06.2014 года, полученный представителем общества 19.06.2014 года.
18.07.2014 года обществом в налоговый орган были представлены возражения на акт камеральной проверки N 02/21783.
Извещение о дате времени и месте рассмотрения материалов проверки получены представителем общества и ответчиком данный факт не оспаривается.
Рассмотрев материалы проверки и представленные заявителем возражения на акт проверки, налоговым органом вынесено решение N 06/8991 от 28.07.2014 года о привлечении общества к налоговой ответственности, которым обществу доначислен земельный налог в размере 518168 рублей, пени за неуплату земельного налога в размере 23936,37 рублей, а также налоговые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 103633 рублей.
В соответствии с правом, предоставленным статьей 101.2 НК РФ, в порядке, определенном статьей 139 НК РФ, ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" подало апелляционную жалобу на решение от 28.07.2014.
Решением УФНС России по Ростовской области N 15-15/2275 от 30.09.2014 года апелляционная жалоба ЗАО "РПКФ "Ростов-Дон" на решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону от 28.07.2014 года N 06/8991 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решением налогового органа нарушены его экономические права и интересы, а также о его несоответствии налоговому законодательству, обратился в суд первой инстанции с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно статьи 387 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ; далее - Закон N 135-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, как следует из положений статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, такие сведения подлежат использованию с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В названном выше постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Учитывая изложенное, установленная решениями суда по делам N А-53-12129/2013 и N А53-12131/2013 рыночная стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за датой вступления указанных судебных актов в законную силу.
Решения Арбитражного суда Ростовской области по делам N А-53-12129/2013 от 05.12.2013 года и N А53-12131/2013 от 30.12.2013 года могут породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления настоящих решений в законную силу, настоящие решения не являются основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу в 2014 году судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами: 61:44:05 04 22:85 и 61:44:05 04 22:79, установленная решениями суда от 30.12.2013 по делу N А53-12131/2013 и 05.12.2013 по делу N А53-12129/2013, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2017-1 668 361 рублей и 13 705 954 рубля, соответственно, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2013 год. При расчете земельного налога за 2013 год в отношении указанных земельных участков подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области".
Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это в силу пункта 4 статьи 5 Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что судебные акты, которыми была установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, были вынесены Арбитражным судом Ростовской области 05.12.2013 и 30.12.2013, то есть фактически в конце 2013 года, вступили в законную силу в январе 2014 года и, следовательно, налоговая база по земельному налогу за временные периоды, предшествующие вступлению в законную силу в 2014 году решений суда, которым установлена новая кадастровая стоимость, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре, по состоянию на 1 января 2013 года. За указанный период земельный налог перерасчету не подлежит.
Налогоплательщик доводов и доказательств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельств смягчающих ответственность не заявлял и не представлял. По основаниям нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки, как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, решение налогового органа не оспаривает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение налоговой инспекции является законным и обоснованным и основания для перерасчета земельного налога за 2013 год отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции считает венным вывод Арбитражного суда Ростовской области в части распределения судебных расходов в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по делу N А53-27406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)