Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2015 ПО ДЕЛУ N 3-144/15, М-353/2014, 3-281/2014

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N 3-144/15


Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-144/15 по заявлению Д. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:

Д. обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Заявитель, уточнив первоначально заявленные требования, просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> подлежащей применению для целей, определенных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года до 29 августа 2014 года.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, которая была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" (далее - Распоряжение N 564-РМ), повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Представитель заявителя Б. в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: Министерства имущественных отношений - Л. филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - Т. - возражали против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просили отказать по тем основаниям, что принадлежавший заявителю земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с кадастрового учета и не существует как объект недвижимости.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерство экологии и природопользования Московской области, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, полагает в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка. Законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, при определении рыночной стоимости данного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Судом установлено, что Д. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (Приложение N 1, л. 63).
Дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости - как следует из кадастровой выписки о земельном участке - 08 февраля 2007 года (Приложение N 1, л. 64).
Распоряжением N 564-РМ кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты>.
В подтверждение действительной рыночной стоимости земельного участка заявителем представлен Отчет <данные изъяты> от 24 октября 2014 года, составленный оценщиком <данные изъяты> (Приложение N 1). На указанный Отчет получено положительное экспертное заключение <данные изъяты> <данные изъяты> членом которой является <данные изъяты> (Приложение N 2).
Уточнив в судебном заседании первоначально заявленные требования представитель заявителя просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, подлежащей применению для целей, установленных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года до 29 августа 2014 года, пояснив, что указанный земельный участок был снят с кадастрового учета 29 августа 2014 года.
Указанное обстоятельство, а именно: снятие земельного участка с кадастрового учета - подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме onlain сайта https://rosreestr.ru/wps/portal/ и не оспаривается участвующими в деле лицами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 221-ФЗ датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Поскольку, как установлено судом, 29 августа 2014 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с кадастрового учета, то с этого дня он перестал существовать как объект недвижимости.
В силу положений ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ и п. 3 ФСО N 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
С завершением 29 августа 2014 года кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> он прекратил свое существование как объект земельных правоотношений. Возможность внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости снятого с кадастрового учета земельного участка в размере его рыночной стоимости законом не предусмотрена.
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства, доводы представителей заинтересованных лиц суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении кадастровой стоимости снятого с кадастрового учета земельного участка равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

Заявление Д. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья
Л.А.НАЙДЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)