Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2008 N 18АП-8898/2007 ПО ДЕЛУ N А47-6387/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2008 г. N 18АП-8898/2007

Дело N А47-6387/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Костина В.Ю., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 ноября 2007 г. по делу N А47-6387/2007 (судья Р.К. Кутлин),

установил:

индивидуальный предприниматель Редников Владислав Егорович (далее - ИП Редников В.Е., индивидуальный предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - МР ИФНС N 8 по Оренбургской области, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), выразившихся в отказе в регистрации объектов по налогу на игорный бизнес от 23.07.2007 N 13-18/244-16.
До принятия решения по существу спора обществом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении требований, согласно которому заявитель просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области, выразившееся в невыдаче свидетельства о регистрации 10 игровых автоматов, расположенных по адресу: г. Новотроицк, ул. Строителей, д. 3-а.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12 ноября 2007 года по настоящему делу в удовлетворении требований заявителя отказано.
Индивидуальный предприниматель, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обжаловал его в арбитражном суде апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Заявитель считает незаконным бездействие налогового органа в отношении регистрации заявленных объектов игорного бизнеса, поскольку нарушено право предпринимателя на регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленное пунктом 2 статьи 366, пунктом 2 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым органом превышены полномочия в сфере игорного бизнеса, поскольку ему не предоставлено право контролировать исполнение Федерального закона N 244-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция ссылается на то, что предприниматель неправомерно регистрирует игровые автоматы в городе Новотроицке, который согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не является игорной зоной. Согласно пункту 4 статьи 5 названного закона игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным законом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.07.2007 индивидуальным предпринимателем Редниковым Владиславом Егоровичем в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области подано заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 11-12) о регистрации десяти игровых автоматов, расположенных по адресу: г. Новотроицк, ул. Строителей, дом 3-а.
Налоговым органом в адрес предпринимателя направлено письмо от 23.07.2007 N 13-18/244-16 (л.д. 13), в котором инспекция сообщила о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 вступившего в законную силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным законом. Учитывая вышеизложенное, с 01.07.2007 года объекты игорного бизнеса, расположенные во вновь открываемых игорных заведениях (залах игровых автоматов, казино и т.п.) регистрации на территории подведомственной налоговой инспекции не подлежат.
Посчитав, что бездействие инспекции нарушает его права и законные интересы, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговый орган не вправе осуществлять регистрацию игровых автоматов на основании заявления лица, которое в настоящее время не отнесено к числу плательщиков налога на игорный бизнес на территории того субъекта Российской Федерации, где деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) запрещена.
Согласно статье 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес, указанный в пункте 1 данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Исходя из системного толкования норм налогового законодательства, регулирующих вопрос регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, следует, что обязанность налогоплательщика по регистрации таких объектов в соответствии со статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации апеллирует к правоспособности налогового органа на осуществление такой регистрации. Так, налоговый орган обязан произвести регистрацию объекта налогообложения только при соблюдении требований норм законодательства, регулирующих данный вопрос.
Между тем, с 1 января 2007 года в законную силу вступил Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), которым введен ряд ограничений в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр.
Согласно части 2 статьи 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона право осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса предоставлено исключительно организаторам азартных игр, к числу которых согласно пункту 5 статьи 4 подпункту 1, 2, 6 статьи 6 Закона отнесены юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, участниками которых не являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, стоимость чистых активов которых составляет не менее 600 миллионов рублей (для организаторов азартных игр в казино и в залах игровых автоматов). Таким образом, из числа лиц, которым предоставлено право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр, исключены индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона, частью 2 статьи 16 Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16 Закона).
Таким образом, после 1 июля 2007 года право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на эту дату соответствуют упомянутым требованиям Закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В этих условиях, при соблюдении владельцами таких игорных заведений норм статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа им после указанной даты в регистрации дополнительно установленных в данных игорных заведениях объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Закона) количества имеющихся в данных игорных заведениях объектов налогообложения.
Однако материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Редников В.Е. не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к организаторам азартных игр.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган правомерно не осуществил регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на основании заявления лица, которое в силу Закона не относится к плательщикам налога на игорный бизнес на территории того субъекта Российской Федерации, где деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена.
Учитывая вышеизложенное, основываясь на материалах дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя.
Доводы подателя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как несоответствующие материалам дела и противоречащие действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 ноября 2007 г. по делу N А47-6387/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА

Судьи
В.Ю.КОСТИН
М.В.ТРЕМАСОВА-ЗИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)