Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-6860/2007

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2007 г. по делу N А55-6860/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от налогового органа - представитель Соловьев В.С., дов. от 28 августа 2006 г.,
от ООО "Алексеевский комбикормовый завод" - представитель Гриценко Е.В., дов. от 04 сентября 2007 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 сентября 2007 г. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Самарской области, Самарская область, г. Кинель,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 г. по делу N А55-6860/2007, судья Гордеева С.Д.,
по заявлению ООО "Алексеевский комбикормовый завод", Самарская область, Кинельский район, п.Кинельский, к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Самарской области, Самарская область, г. Кинель,
о признании недействительным решения от 17.05.2007 г. N 45 в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Алексеевский комбикормовый завод" (далее - ООО "Алексеевский комбикормовый завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 17 мая 2007 г. N 45 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) в сумме 591 236 руб., пени за просрочку уплаты НДС в сумме 107 664 руб. 05 коп. и привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 118 247 руб. 20 коп.
Решением суда от 03 июля 2007 г. заявление удовлетворено. Оспариваемое решение налогового органа о привлечении налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 17 мая 2007 г. признано недействительным как несоответствующее НК РФ в части привлечения ООО "Алексеевский комбикормовый завод" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 118247 руб. 20 коп.; доначисления НДС за декабрь 2005 г. в сумме 591236 руб. 00 коп.; начисления пени за просрочку уплаты НДС за декабрь 2005 г. в сумме 107664 руб. 05 коп. на том основании, что оспариваемое решение налогового органа в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что при переходе с 01 января 2006 г. на систему налогообложения в виде упрощенной системы суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам, которые в дальнейшем будут использоваться, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде 2005 г. Общество суммы НДС по основным средствам в декабре 2005 г. по остаточной стоимости по состоянию на 01 января 2006 г. в бюджет не восстановило, в связи с чем налоговым органом обоснованно доначислен НДС в сумме 591236 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки налоговым органом 17 мая 2007 г. было вынесено решение N 45 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1. л.д. 27-35).
Налоговый орган считает, что ООО "Алексеевский комбикормовый завод" совершило налоговое правонарушение, заключающееся в невосстановлении суммы НДС по основным средствам, принятой ранее к вычету, при переходе ООО "Алексеевский комбикормовый завод" с 01 января 2006 г. на упрощенную систему налогообложения. Указанное налоговое правонарушение было, по мнению налогового органа, вызвано неисполнением налогоплательщиком - ООО"Алексеевский комбикормовый завод" - пункта 3 статьи 170 НК РФ, которым установлена обязанность налогоплательщика восстановить НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 19 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2006 г., были внесены изменения в п. 3 ст. 170 НК РФ, в соответствии с которыми суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 названной статьи, за исключением операций, предусмотренных п/п. 1 указанного пункта, а также при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц. Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Абзацем 5 подпункта 3 этой статьи установлено, что при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Федеральный закон N 119-ФЗ в части, устанавливающей порядок восстановления НДС, вступил в силу с 01 января 2006 г.
Редакция ст. 170 НК РФ, действовавшая до 01 января 2006 г., не содержала требования восстанавливать суммы НДС в случае перехода налогоплательщика на специальные налоговые режимы.
Для налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим с 01 января 2006 г., предыдущий налоговый период приходится на 2005 г., то есть на период, когда у них не было обязанности по восстановлению НДС.
С учетом того, что ООО "Алексеевский комбикормовый завод" перешло на упрощенную систему налогообложения с 01 января 2006 г., а период невосстановления суммы НДС - декабрь 2005 г., то к правоотношениям, возникшим в декабре 2005 г., должно применяться законодательство о налогах и сборах, действовавшее в этот период.
В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Общества не было оснований в уточненной декларации за декабрь 2005 г. восстанавливать принятые к вычету суммы НДС, а у налогового органа отсутствуют правовые основания для квалификации таких действий Общества, как невосстановление суммы НДС, в качестве налогового правонарушения, влекущего соответствующие санкции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопреки требованиям п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 03 июля 2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 г. по делу N А55-6860/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)