Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2009 N 18АП-8171/2009 ПО ДЕЛУ N А07-10010/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. N 18АП-8171/2009

Дело N А07-10010/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 июля 2009 года по делу N А07-10010/2009 (судья Кутлин Р.К.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - налогоплательщик, Общество, ООО "Мега Лэнд") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (л.д. 24) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан), по начислению и выплате процентов в размере 254826 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты процентов в размере 254826 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес (с учетом уточнения заявителем требования (л.д. 49)).
Суд первой инстанции в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 30.04.2009 N 04-04/35 (л.д. 47-48) произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан в порядке правопреемства.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2009 заявление налогоплательщика удовлетворено (л.д. 61-66).
Не согласившись с решением суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой (л.д. 68), в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
Инспекция в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом действующего законодательства. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает следующее.
Налоговый орган полагает, что выплата процентов должна осуществляться той инспекцией, которая осуществила несвоевременный возврат переплаты, а не той в которой на момент рассмотрения спора состоит налогоплательщик. Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку судебный акт, которым удовлетворены требования общества о возврате ему излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2376000 руб., вступил в законную силу 09.09.2006, то начисление процентов должно осуществляться с указанной даты.
От налогоплательщика поступил отзыв, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование доводов отзыва общество, ссылаясь на нормы пунктов 6, 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывает, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога подлежат начислению по истечении 30 дней с даты подачи в налоговый орган заявления о возврате налога.
Обосновывая довод о взыскании процентов с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, налогоплательщик ссылается на нормы статьи 30 НК РФ, согласно которым налоговые органа представляют собой единую централизованную систему, а также на то, что в данный момент общество состоит на учете именно в этом налоговом органе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Мега Лэнд" являлось плательщиком налога на игорный бизнес в налоговые периоды с июля по декабрь 2005 г.
За указанный период налогоплательщиком был уплачен налог на игорный бизнес по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес".
30.01.2006 общество обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес за 2006 год в размере 2376000 рублей. В письме налогового органа от 09.03.2006 N 0275-10/00906 указано, что заявление общества оставлено без удовлетворения (л.д. 29, 32).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2006 по делу N А07-13446/2006, вступившим в законную силу 09.09.2006, признано незаконным бездействие инспекции по возврату излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в размере 2376000 рублей (л.д. 5-9).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2006 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2006 оставлено без изменений (л.д. 10-12).
Возврат налога на игорный бизнес в размере 2376000 рублей произведен Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы 12.02.2007 (л.д. 51-52).
16.03.2009 общество повторно обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы с заявлением о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 258687 рублей (л.д. 30, 31).
В связи с бездействием налогового органа по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции налогоплательщик снят с учета по месту нахождения обособленного подразделения в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы, лицевые счета ООО "Мега Лэнд" и все имеющиеся документы переданы в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (л.д. 41).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет до 01.01.2007, то ст. 78 НК РФ подлежит применению в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ
Согласно п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела судебными актами по делу А07-13446/05 удовлетворены требования общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2376000 рублей, бездействие налогового органа признано незаконным.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пункт 10 ст. 78 НК РФ предполагает безусловное начисление процентов за нарушение сроков, установленных положениями п. 6 ст. 78 НК РФ для реального возврата налога.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 23 НК РФ установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых и иных государственных органов.
Таким образом, положения п. 10 ст. 78 НК РФ, предусматривающие начисление процентов за неисполнение налоговыми органами своих обязанностей, применяются именно при нарушении указанного в п. 6 ст. 78 НК РФ срока на возврат налога, а не с даты признания отказа или бездействия незаконными.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Общество, оспаривая бездействие инспекции, оспаривало, прежде всего, результат этого бездействия - невозврат спорной суммы налога. Бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате спорных сумм и признанного впоследствии судом незаконным, рассматривается как не вынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся обществу денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что, датой начисления процентов является дата, следующая за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога, то есть с 02.03.2006.
Как следует из материалов дела первоначальное заявление о возврате налога подано заявителем 30.01.2006. Фактический возврат налога осуществлен налоговым органом 12.02.2007.
Согласно произведенному обществом расчету процентов за период с 02.03.2006 по 11.02.2007 (12.02.2007 - дата возврата инспекцией излишне уплаченного налога), сумма процентов составила 254826 рублей (л.д. 50). Указанный расчет произведен налогоплательщиком верно, с использованием ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в период нарушения срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, судом первой инстанции проверен, признан законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Инспекции федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07 изложена правовая позиция, что после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на Инспекцию по новому месту налогового учета.
Инспекция федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, к ней с указанной даты перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 июля 2009 года по делу N А07-10010/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА

Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)