Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А54-3472/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А54-3472/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании от:
- открытого акционерного общества "Рязанский мясокомбинат" 390006, г. Рязань, ул. Фирсова, д. 25 (ОГРН 1026201256487) представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
- Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области 390013, г. Рязань, пр. Завражнова, д. 9 Стражевой Л.Л. - представителя (дов. N 2.4-12/024133 от 17.11.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Рязанский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2014 (судья Шишков Ю.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А54-3472/2013,

установил:

ОАО "Рязанский мясокомбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области (далее - Инспекция) N 21065 от 18.04.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного Рязанской области от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение Инспекции признано незаконным в части начисления штрафа по пункту 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2012 год в сумме 611 094 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования Обществу отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция указывает на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Инспекции, обсудив доводы жалобы и отзыва, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления арбитражных судов.
Из материалов дела следует, что Инспекцией, по результатам камеральной проверки представленной 31.01.2013 Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 1 010 100 руб., составлен акт N 27387 от 01.03.2013 и принято решение N 21065 от 18.04.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Данное решение оставлено без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области N 2.15-12/06791 от 28.06.2013.
Решением Инспекции N 21065 от 18.04.2013 Общество привлечено к ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 621 094 руб., ему также предложено уплатить земельный налог в сумме 3 105 470 руб., и соответствующие пени.
Основанием для доначисления Обществу земельного налога, штрафа, пеней и привлечения к ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ послужил вывод налогового органа о том, что Обществом необоснованно не исчислен земельный налог за 2012 год с учетом кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0080076:82, 62:29:0080076:83, установленной постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области".
Полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды обоснованно руководствовались следующим.
Положения ст. 388 НК РФ устанавливают обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном гл. 31 НК РФ.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу положений пункта 3 ст. 391 НК РФ, пункта 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 ст. 390 НК РФ и пунктом 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах собственности; постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 01.01 текущего года.
При этом, налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Пунктом 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) устанавливалось, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007).
Согласно пункту 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 настоящего Закона.
Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
Таким образом, суды верно отметили, что по общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, единый федеральный государственный информационный ресурс.
Вместе с тем, пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа, чем государственная кадастровая оценка, осуществляемая на основании перечисленных нормативно-правовых актов.
Эта же норма в редакции Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010, действующей с 29.07.2010, предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, в случае, если в данные государственного кадастра недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться в этом случае основанием для внесения ее органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Поэтому суды правильно пришли к выводу, что исходя из положений статей 390 и 391 НК РФ, статей 16 и 17 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007, статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в Постановлении Президиума N 913/11 от 28.06.2011, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога лишь после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
Судами установлено, что актуальная государственная кадастровая оценка земель на территории Рязанской области проведена в 2009 году, результаты ее утверждены Постановлением Правительства Рязанской области N 324 от 25.11.2009 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области", и опубликованы в газете "Рязанские ведомости" (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3) за 23.12.2009.
Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0080076:82, 62:29:0080076:83, расположенные в кадастровом квартале 62:29:008 00 76 и имеющие 9-й вид разрешенного использования, с удельным показателем кадастровой стоимости - 5 439,02 руб. за 1 кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:008 00 76:82 составляет 270 504 220,68 руб.; с кадастровым номером 62:29:008 00 76:83 - 3 867 143,22 руб.
Также из материалов дела следует, что Общество, не согласившись с результатами государственной кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлениями об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости на 01.01.2010, определенной в ходе судебной экспертизы, а именно: для земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080076:82 - 66 096 486 руб.; с кадастровым номером 62:29:0080076:83 - 1 243 539 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.2013 по делу N А54-5725/2010 кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080076:82 была определена в сумме 66 096 486 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080076:83 определена в сумме 1 243 539 руб.. Решение суда было обжаловано и вступило в законную силу 22.03.2013.
Суды верно указали, что у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной решением суда, вступившим в законную силу в 2013 году.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, решение по делу N А54-5725/2010 является основанием для внесения данных о рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу названного судебного акта, то есть с 22.03.2013.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом приведенных норм налогового и гражданского законодательства, а также правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях N 913/11 от 28.06.2011 и N 10761/11 от 25.06.2013, измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
Судом установлено, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельно взятого участка в зависимости от его расположения и вида разрешенного пользования, утверждены правительством Рязанской области до начала налогового периода 2012 года.
Соответствующие сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, исчисленной в соответствии с приведенным выше порядком, внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, исчисление земельного налога за 2012 год должно производиться налогоплательщиками с применением указанной кадастровой стоимости.
С учетом постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 размер земельного налога, подлежащего уплате обществом, должен составлять 4 115 570 руб. Однако, фактически обществом земельный налог за 2012 год исчислен в сумме 1 010 100 руб..
Как правомерно отмечено судами, то обстоятельство, что спорные земельные участки не поименованы в постановлении Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, не влияет на возможность общества самостоятельно определить размер земельного налога.
Также судами правомерно отклонен довод Общества о том, что результат государственной кадастровой оценки спорных земельных участков был признан судебными актами недостоверным, поскольку сам факт признания недостоверным результата государственного кадастрового учета в отношении спорных земельных участков, не может служить основанием для признания недействительным самого постановления органа исполнительной власти, утвердившего соответствующие результаты.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 следует, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
При этом, постановление правительства Рязанской области 25.11.2009 N 324 не признано в судебном порядке недействующим.
Как обоснованно отмечено судами, Общество воспользовалось своим правом, предоставленным ст. 66 ЗК РФ, и установило рыночную стоимость спорных земельных участков в судебном порядке, однако актуальность этой стоимости будет иметь значение только с даты вступления в законную силу решения суда, которым она определена.
Обязанность суда устанавливать рыночную стоимость земельного участка на дату утверждения государственной кадастровой стоимости или на дату составления отчета содержится в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении N 10761/11 от 25.06.2013.
Согласно указанному постановлению, ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
При этом в указанном постановлении отмечено, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, однако это не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу об правомерности доначисления Инспекцией недоимки по земельному налогу и пени.
Вместе с тем, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Постановлении от 11.03.1998 N 8-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, суды, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и приняв во внимание требование индивидуализации и дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение, а также необходимость соблюдения баланса частного и публичного интересов, пришел к обоснованному выводу о несоразмерности назначенного Обществу штрафа и необходимости его снижения до 10 000 рублей.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Все доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1, ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2014 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 года по делу N А54-3472/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Рязанский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)