Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении предпринимателем при исчислении налога в отношении земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, ставки 0,3 процента, установленной в отношении участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В., при участии от индивидуального предпринимателя Гукасяна Вадима Грантовича Алексеева О.П. (доверенность от 26.12.2014), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Панкратовой Н.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 02.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-75178/2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гукасян Вадим Грантович, ОГРНИП 311471012500019, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 08.08.2014 N 2496 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2015, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, предприниматель неправомерно применил пониженную ставку земельного налога, равную 0,3%, по отношению к земельным участкам общей площадью 3,069 га. Налоговый орган полагает, что использовать указанные земельные участки можно только для перепродажи физическим лицам, то есть для целей осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, в ходе камеральной проверки доказательств ведения дачного хозяйства на спорных земельных участкам предпринимателем не представлено.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель предпринимателя отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленной предпринимателем декларации по земельному налогу за 2012 год, о чем составлен акт от 26.05.2014 N 11031 и вынесено решение от 08.08.2014 N 2496 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 20 196 рублей, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 771,20 рублей, доначислении пеней в сумме 7 881,77 рублей и земельного налога в сумме 53 856 рублей.
Решением вышестоящего налогового органа от 07.10.2014 N 16-21-10/12171@ апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции - без изменения.
Предприниматель, не согласившись с решением Инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования, указав на отсутствие доказательств использования спорных земельных участков в предпринимательских целях.
Как следует из материалов дела, Гукасян В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 05.05.2011, основной вид экономической деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями (ОКВЭД 52.11).
Гукасян В.Г. являлся собственником 11 земельных участков с кадастровыми номерами: 47:29:0657001:739 площадью 1407 кв. м, 47:29:0657001:711 площадью 1646 кв. м, 47:29:0657001:712 площадью 1973 кв. м, 47:29:0657001:715 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:720 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:728 площадью 14244 кв. м, 47:29:0657001:737 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:746 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:749 площадью 2424 кв. м, 47:29:0657001:736 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:740 площадью 1500 кв. м, расположенных на территории Заклинского сельского поселения (СНТ Колодно).
Данные земельные участки приобретены 21.08.2012, свидетельства о праве собственности выданы 10.09.2012.
Данные земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства".
При исчислении земельного налога по спорным земельным участкам предприниматель применил ставку в размере 0,3%.
Ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 396 и пункт 1 статьи 398 НК РФ, в соответствии с которыми с 2010 года налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и по участкам, предназначенным для использования ими в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Решением Совета депутатов муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2010 г. N 70 ставки земельного налога установлены в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, а налоговая ставка 0,3% определена в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 по делу N 305-КГ14-9101, пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства" не могут применять коммерческие организации.
При этом в названном определении не содержится вывод о запрете применения пониженной ставки в отношении предпринимателей.
Следовательно, при рассмотрении данного спора определяющим является вопрос об использовании спорных земельных участков в предпринимательской деятельности заявителя или для удовлетворения его личных потребностей.
Из правоустанавливающих документов на спорные земельные участки не следует, что земельные участки изначально предназначались для использования в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Доказательств использования спорных земельных участков для осуществление заявителем на этих участках в 2012 году предпринимательской деятельности в материалы дела не представлено.
Ссылки подателя жалобы на статус заявителя, количество земельных участков и их площадь, правомерно отклонены судами обеих инстанций, поскольку указанные обстоятельства, в отсутствие доказательств использования спорных земельных участков в предпринимательских целях, не являются основанием для применения налоговой ставки в размере 1,5 процента в отношении этих участков.
Доводы налогового органа о том, что им проведена не выездная, а камеральная проверка, в связи с чем налоговый орган не произвел сбор необходимых доказательств в подтверждение своей позиции, подлежат отклонению, поскольку в силу требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого решения возлагается на налоговый орган независимо от проводимых им форм налогового контроля.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу N А56-75178/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
С.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.09.2015 N Ф07-6633/2015 ПО ДЕЛУ N А56-75178/2014
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о доначислении земельного налога.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении предпринимателем при исчислении налога в отношении земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, ставки 0,3 процента, установленной в отношении участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N А56-75178/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В., при участии от индивидуального предпринимателя Гукасяна Вадима Грантовича Алексеева О.П. (доверенность от 26.12.2014), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Панкратовой Н.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 02.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-75178/2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гукасян Вадим Грантович, ОГРНИП 311471012500019, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 08.08.2014 N 2496 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2015, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, предприниматель неправомерно применил пониженную ставку земельного налога, равную 0,3%, по отношению к земельным участкам общей площадью 3,069 га. Налоговый орган полагает, что использовать указанные земельные участки можно только для перепродажи физическим лицам, то есть для целей осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, в ходе камеральной проверки доказательств ведения дачного хозяйства на спорных земельных участкам предпринимателем не представлено.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель предпринимателя отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленной предпринимателем декларации по земельному налогу за 2012 год, о чем составлен акт от 26.05.2014 N 11031 и вынесено решение от 08.08.2014 N 2496 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 20 196 рублей, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 771,20 рублей, доначислении пеней в сумме 7 881,77 рублей и земельного налога в сумме 53 856 рублей.
Решением вышестоящего налогового органа от 07.10.2014 N 16-21-10/12171@ апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции - без изменения.
Предприниматель, не согласившись с решением Инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования, указав на отсутствие доказательств использования спорных земельных участков в предпринимательских целях.
Как следует из материалов дела, Гукасян В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 05.05.2011, основной вид экономической деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями (ОКВЭД 52.11).
Гукасян В.Г. являлся собственником 11 земельных участков с кадастровыми номерами: 47:29:0657001:739 площадью 1407 кв. м, 47:29:0657001:711 площадью 1646 кв. м, 47:29:0657001:712 площадью 1973 кв. м, 47:29:0657001:715 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:720 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:728 площадью 14244 кв. м, 47:29:0657001:737 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:746 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:749 площадью 2424 кв. м, 47:29:0657001:736 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:740 площадью 1500 кв. м, расположенных на территории Заклинского сельского поселения (СНТ Колодно).
Данные земельные участки приобретены 21.08.2012, свидетельства о праве собственности выданы 10.09.2012.
Данные земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства".
При исчислении земельного налога по спорным земельным участкам предприниматель применил ставку в размере 0,3%.
Ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 396 и пункт 1 статьи 398 НК РФ, в соответствии с которыми с 2010 года налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и по участкам, предназначенным для использования ими в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Решением Совета депутатов муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2010 г. N 70 ставки земельного налога установлены в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, а налоговая ставка 0,3% определена в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 по делу N 305-КГ14-9101, пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства" не могут применять коммерческие организации.
При этом в названном определении не содержится вывод о запрете применения пониженной ставки в отношении предпринимателей.
Следовательно, при рассмотрении данного спора определяющим является вопрос об использовании спорных земельных участков в предпринимательской деятельности заявителя или для удовлетворения его личных потребностей.
Из правоустанавливающих документов на спорные земельные участки не следует, что земельные участки изначально предназначались для использования в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Доказательств использования спорных земельных участков для осуществление заявителем на этих участках в 2012 году предпринимательской деятельности в материалы дела не представлено.
Ссылки подателя жалобы на статус заявителя, количество земельных участков и их площадь, правомерно отклонены судами обеих инстанций, поскольку указанные обстоятельства, в отсутствие доказательств использования спорных земельных участков в предпринимательских целях, не являются основанием для применения налоговой ставки в размере 1,5 процента в отношении этих участков.
Доводы налогового органа о том, что им проведена не выездная, а камеральная проверка, в связи с чем налоговый орган не произвел сбор необходимых доказательств в подтверждение своей позиции, подлежат отклонению, поскольку в силу требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого решения возлагается на налоговый орган независимо от проводимых им форм налогового контроля.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу N А56-75178/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
С.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)