Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2014 ПО ДЕЛУ N А65-20741/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А65-20741/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 26 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - Миннегалеев И.Х., доверенность от 10 января 2014 г. N 2.4-0-21/000183,
от третьих лиц:
от УФНС России по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2013 г. по делу N А65-20741/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХолдинг1" (ОГРН 1111650024969), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
о признании незаконными действий, недействительным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХолдинг 1" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее первый ответчик), ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее второй ответчик) о признании недействительным решения первого ответчика N 1600/501/12-116878 от 30.07.2012 г.; о признании недействительным решения второго ответчика N 277 от 20.06.2013 г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения; о возложении на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2013 г. по делу N А65-20741/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по г. Набережные Челны Республике Татарстан N 277 от 20.06.2013 г., как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе второй ответчик - налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения, и отказать в удовлетворении заявленного требования в этой части, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда в обжалованной части является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, первого ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
Проверив материалы дела, заслушав представителя второго ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.01.2013 г. заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за сентябрь - декабрь 2012 года с суммой к уплате в размере 36 626 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:40210:141, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 г. по делу N А65-7373/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно, налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 г. земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 г.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 г. N 285.
Рассмотрев акт проверки и возражения налогоплательщика, налоговый орган принял оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности N 277 от 20.06.2013 г., которым доначислил Обществу земельный налог за 2012 год в сумме 40 942 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением от 01.08.2013 г. N 2.14-0-18/016877@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ суд считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 г. по делу N А65-7373/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:141 общей площадью 6 333 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-кт. Мира, на примыкании к д. 24А (7/20), указав ее равной рыночной стоимости в размере 10 810 431 руб.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 г. по делу N А65-7373/2012 в государственный кадастр недвижимости 18.06.2012 г. внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Из материалов дела также следует, что заявитель до 04 сентября 2012 г. не являлся плательщиком земельного налога, поскольку являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:52:40210:141.
Право собственности заявителя на указанный земельный участок было зарегистрировано только 04.09.2012 г. и именно с этого момента заявитель стал плательщиком земельного налога.
Из материалов дела также следует, что 30.07.2012 г. первый ответчик - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан на основании постановления исполкома N 3698 от 10.07.2012 г. установившим вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:141 общей площадью 6 333 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-кт. Мира, на примыкании к д. 24А (7/20) "для размещения административных зданий и офисных зданий физической культуры (хоккейный корт с раздевалкой)" и руководствуясь постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 определил удельный показатель стоимости земельного участка, который составил 3 988, 91 руб. за 1 кв. м, и кадастровую стоимость земельного участка в размере 25 261 767, 03 руб., о чем составлен акт определения кадастровой стоимости, вынесено решение N 1600/501/12-116878 от 30.07.2012 г., что явилось основанием для внесения изменений в сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
30.01.2014 г. орган кадастрового учета принял решение N РКФ-17-13-2014-31 "Об исправлении технической ошибки" которым признал ошибочным присвоение земельному участку с кадастровым номером 16:52:040210:141 удельного показателя стоимости земельного участка в размере 3 988, 91 руб. за 1 кв. м, и кадастровой стоимости земельного участка в размере 25 261 767, 03 руб. и внес изменения в кадастр указав кадастровую стоимость размере 10 810 431 руб. установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 г. по делу N А65-7373/2012.
Техническая ошибка была допущена 30.07.2012 г., что влечет перерасчет налоговых обязательств заявителя.
Таким образом с сентября 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:141 являлась равной ее рыночной стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 г. по делу N А65-7373/2012 размере 10 810 431 руб. и заявитель правомерно рассчитал земельный налог за 2012 г. исходя из указанной кадастровой стоимости, а поэтому оспариваемое решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию незаконным по указанным основаниям.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2013 г. по делу N А65-20741/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.Н.АПАРКИН
С.А.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)