Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, материалы дела N А05-4607/2014,
установил:
индивидуальный предприниматель Петровский Владимир Клавдиевич (<...>, далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, корпус 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) об установлении расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, кадастровой стоимости земельного участка площадью 1265 кв. м, кадастровый номер 29:22:050509:5 в размере его рыночной стоимости, равной 3 384 000 руб., с 01.01.2013.
Решением от 06.06.2014 (судья Шперлинг М.Ю.) суд исковые требования Предпринимателя удовлетворил частично, установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050509:5, площадью 1265 кв. м, в размере его рыночной стоимости, равной 3 384 000 руб.
Лицо, не участвующее в деле, - мэрия города Архангельска (место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Мэрия) - с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также рассмотреть дело по правилам первой инстанции.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, и зачисляется в местные бюджеты по нормативу 100%. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839 по делу N А33-11257/2012. Данный земельный участок находится в частной собственности. В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджеты городских округов зачисляются доходы от земельного налога по нормативу 100%. Согласно решению Архангельского городского Совета от 26.10.2005 N 51 "О введении земельного налога на территории муниципального образования "Город Архангельск" размер земельного налога зависит от его кадастровой стоимости. Решение суда от 06.06.2014 затрагивает экономические интересы муниципального образования "Город Архангельск". До принятия обжалуемого решения налоговые поступления за спорный земельный участок составляли 110 125 руб. в год, после установления новой кадастровой стоимости указанные поступления составляют 50 760 руб. в год.
Определением от 23.10.2014 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 04.12.2014.
Рассмотрев апелляционную жалобу Мэрии, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно данной норме права, основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 6 статьи 268 АПК РФ независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В этом случае арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В данном случае согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 11.02.2014 N 13839/13, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления, к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемое по настоящему делу решение принято о правах Мэрии, не привлеченной к участию в деле, в связи с этим имеются основания для отмены судебного акта, перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлечения лица к участию в деле.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 04.12.2014 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрию, назначил на 15.01.2015 судебное заседание по рассмотрению материалов дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
До судебного заседания Предприниматель в порядке статьи 49 АПК РФ обратился в апелляционный суд с заявлением об уточнении исковых требований, просил установить с 01.01.2014 кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1265 кв. м, кадастровым номером 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, в размере 5 109 000 руб. В обоснование уточненных требований представил отчет общества с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" от 24.11.2014 N 062-14.
Апелляционный суд принял уточнение иска.
Мэрия в отзыве на уточненный иск указала, что не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 5 109 000 руб.
Кадастровая палата в пояснении на уточненный иск не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 5 109 000 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Кадастровой палаты поступило заявление о рассмотрении дела без участия ее представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы сторон, мнения и возражения, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1265 кв. м, кадастровым номером 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является сособственником земельного участка площадью 1265 кв. м, кадастровый номер 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.
В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 7 341 629 руб. 90 коп.
Истец, считая такой размер завышенным, обратился к обществу с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка и составлении отчета.
Согласно отчету вышеназванной организации от 24.11.2014 N 062-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05.06.2012 составила 5 109 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а также считая, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости такие сведения должны применяться с 01.01.2014, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1265 кв. м, кадастровым номером 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб., является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно частям 3 и 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости. При этом в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указывается решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 7 341 629 руб. 90 коп.
Согласно отчету оценщика от 24.11.2014 N 062-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату проведения кадастровой оценки (05.06.2012) составила 5 109 000 руб.
Апелляционный суд полагает, что истец представил достаточные и объективные доказательства, свидетельствующие о достоверности вышеназванных сведений. С учетом согласия с данными сведениями, остальных лиц, участвующих в деле, отсутствия от них возражений, а также противоречий в документах, имеющихся в материалах дела, апелляционный суд считает, что исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем апелляционный суд считает необоснованным требование истца в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2014. Такое требование противоречит вышеперечисленным нормам права, а также правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11) и от 25.06.2013 N 10761/11.
Установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости с момента вступления в силу решения суда. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11) и от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб., с 01.01.2014 не имеется, в иске в этой части следует отказать.
С учетом заявления истца и по правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение иска остаются на истце.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 июня 2014 года по делу N А05-4607/2014 отменить.
Исковые требования индивидуального предпринимателя Петровского Владимира Клавдиевича удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050509:5, площадью 1265 кв. м, в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 ПО ДЕЛУ N А05-4607/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А05-4607/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, материалы дела N А05-4607/2014,
установил:
индивидуальный предприниматель Петровский Владимир Клавдиевич (<...>, далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, корпус 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) об установлении расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, кадастровой стоимости земельного участка площадью 1265 кв. м, кадастровый номер 29:22:050509:5 в размере его рыночной стоимости, равной 3 384 000 руб., с 01.01.2013.
Решением от 06.06.2014 (судья Шперлинг М.Ю.) суд исковые требования Предпринимателя удовлетворил частично, установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050509:5, площадью 1265 кв. м, в размере его рыночной стоимости, равной 3 384 000 руб.
Лицо, не участвующее в деле, - мэрия города Архангельска (место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Мэрия) - с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также рассмотреть дело по правилам первой инстанции.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, и зачисляется в местные бюджеты по нормативу 100%. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839 по делу N А33-11257/2012. Данный земельный участок находится в частной собственности. В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджеты городских округов зачисляются доходы от земельного налога по нормативу 100%. Согласно решению Архангельского городского Совета от 26.10.2005 N 51 "О введении земельного налога на территории муниципального образования "Город Архангельск" размер земельного налога зависит от его кадастровой стоимости. Решение суда от 06.06.2014 затрагивает экономические интересы муниципального образования "Город Архангельск". До принятия обжалуемого решения налоговые поступления за спорный земельный участок составляли 110 125 руб. в год, после установления новой кадастровой стоимости указанные поступления составляют 50 760 руб. в год.
Определением от 23.10.2014 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 04.12.2014.
Рассмотрев апелляционную жалобу Мэрии, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно данной норме права, основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 6 статьи 268 АПК РФ независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В этом случае арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В данном случае согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 11.02.2014 N 13839/13, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления, к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемое по настоящему делу решение принято о правах Мэрии, не привлеченной к участию в деле, в связи с этим имеются основания для отмены судебного акта, перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлечения лица к участию в деле.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 04.12.2014 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрию, назначил на 15.01.2015 судебное заседание по рассмотрению материалов дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
До судебного заседания Предприниматель в порядке статьи 49 АПК РФ обратился в апелляционный суд с заявлением об уточнении исковых требований, просил установить с 01.01.2014 кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1265 кв. м, кадастровым номером 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, в размере 5 109 000 руб. В обоснование уточненных требований представил отчет общества с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" от 24.11.2014 N 062-14.
Апелляционный суд принял уточнение иска.
Мэрия в отзыве на уточненный иск указала, что не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 5 109 000 руб.
Кадастровая палата в пояснении на уточненный иск не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 5 109 000 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Кадастровой палаты поступило заявление о рассмотрении дела без участия ее представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы сторон, мнения и возражения, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1265 кв. м, кадастровым номером 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является сособственником земельного участка площадью 1265 кв. м, кадастровый номер 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.
В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 7 341 629 руб. 90 коп.
Истец, считая такой размер завышенным, обратился к обществу с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка и составлении отчета.
Согласно отчету вышеназванной организации от 24.11.2014 N 062-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05.06.2012 составила 5 109 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а также считая, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости такие сведения должны применяться с 01.01.2014, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1265 кв. м, кадастровым номером 29:22:050509:5, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 90, в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб., является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно частям 3 и 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости. При этом в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указывается решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 7 341 629 руб. 90 коп.
Согласно отчету оценщика от 24.11.2014 N 062-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату проведения кадастровой оценки (05.06.2012) составила 5 109 000 руб.
Апелляционный суд полагает, что истец представил достаточные и объективные доказательства, свидетельствующие о достоверности вышеназванных сведений. С учетом согласия с данными сведениями, остальных лиц, участвующих в деле, отсутствия от них возражений, а также противоречий в документах, имеющихся в материалах дела, апелляционный суд считает, что исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем апелляционный суд считает необоснованным требование истца в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2014. Такое требование противоречит вышеперечисленным нормам права, а также правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11) и от 25.06.2013 N 10761/11.
Установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости с момента вступления в силу решения суда. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11) и от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб., с 01.01.2014 не имеется, в иске в этой части следует отказать.
С учетом заявления истца и по правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение иска остаются на истце.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 июня 2014 года по делу N А05-4607/2014 отменить.
Исковые требования индивидуального предпринимателя Петровского Владимира Клавдиевича удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050509:5, площадью 1265 кв. м, в размере его рыночной стоимости, равной 5 109 000 руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)