Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2014 N Ф01-5249/2014 ПО ДЕЛУ N А43-2907/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А43-2907/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заявителя: Мельникова С.А. (доверенность от 10.12.2014),
от заинтересованного лица: Курушевой М.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2014,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-2907/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Балахнинская швейная фабрика"

о признании недействительным приказа Межрегионального управления в Приволжском
федеральном округе Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском
федеральном округе
и
установил:

закрытое акционерное общество "Балахнинская швейная фабрика" (в настоящее время - открытое акционерное общество "Балахнинская швейная фабрика", далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным приказа Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (в настоящее время - Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области, далее - Управление, Банк) от 31.12.2013 N 32-13-БР-147/ПЗ-И "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ЗАО "Балахнинская швейная фабрика", признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации" (далее - Приказ от 31.12.2013 N 32-13-БР-147/ПЗ-И); об обязании устранить допущенное нарушение прав и интересов Общества путем издания приказа о государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества (акции обыкновенные именные бездокументарные в количестве 1 000 000 штук, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, способ размещения - закрытая подписка; государственный регистрационный номер: 1-01-15858-P-001D, дата государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг: 20.08.2013).
Решением суда от 23.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 решение суда оставлено без изменения.
Банк не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статью 40 и главу XI Федерального закона от 29.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Оспариваемый приказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества. Сделки по приобретению Алексеевой Т.В., Алексеевым А.А. акций дополнительного выпуска ценных бумаг являются сделками с заинтересованностью, поэтому требуют принятия органами управления Общества решения об их одобрении, представления такого решения в регистрирующий орган и отражения сведений о совершении сделок в отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Банк указал Обществу на необходимость устранения допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений. Данное требование Общество не исполнило, что является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.04.2013 на внеочередном общем собрании акционеров Общества принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения среди всех акционеров - владельцев обыкновенных акций дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 1 000 000 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая по цене размещения 1 рубль за одну акцию.
Общество обратилось в Управление с заявлением о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
Управление 20.08.2013 осуществило государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций Общества, размещаемых путем закрытой подписки в количестве 1 000 000 штук общей номинальной стоимостью 1 000 000 рублей, за государственным регистрационным номером 1-01-15858-P-001D.
Согласно справке от 08.11.2013 об оплате ценных бумаг, размещенных путем закрытой подписки, акционеры Общества Алексеев А.А. и Алексеева Т.В. в соответствии с решением о дополнительном выпуске приобрели у Общества 912 000 акций на общую сумму 912 000 рублей.
Общество 18.11.2013 по окончании предусмотренного условиями выпуска ценных бумаг срока размещения акций обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций.
Рассмотрев документы, Управление издало Приказ от 31.12.2013 N 32-13-БР-147/ПЗ-И об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных бездокументарных, признало дополнительный выпуск акций несостоявшимся, аннулировало его государственную регистрацию.
Основаниями для отказа послужили нарушения Обществом пункта 1 статьи 83 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктов 2.6.4 и 6.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты).
В нарушение указанных требований сделки, совершенные в ходе размещения ценных бумаг дополнительного выпуска Алексеевым А.А. и Алексеевой Т.В., которые являлись заинтересованными в их совершении, не были одобрены уполномоченным органом управления эмитента. В регистрирующий орган не была представлена копия протокола собрания уполномоченного органа эмитента, принявшего решение об одобрении сделок по размещению ценных бумаг, в совершении которых имелась заинтересованность. В пункте 11 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг не указана информация о совершенных в процессе размещения ценных бумаг сделках, в совершении которых имелась заинтересованность.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного приказа недействительным.
Руководствуясь статьями 40, 80, 81, 83 Федерального закона N 208-ФЗ, статьями 20 и 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), пунктами 2.6.9 и 6.5.1 Стандартов, Положением о порядке приостановления эмиссии и признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 31.12.1997 N 45 (далее - Положение), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый приказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулирует Федеральный закон N 39-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 19 указанного Закона процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, включает в себя, в том числе, этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 39-ФЗ).
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России на основании заявления эмитента. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения эмиссионных ценных бумаг, утверждения отчета об итогах их выпуска, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении эмиссионных ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативным актом Банка России. Банк России рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его (пункт 7 статьи 25 Федерального закона N 39-ФЗ).
Пунктом 6.5.1 Стандартов установлено, что для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются копии протоколов (выписок из протоколов) собраний (заседаний) уполномоченного органа управления эмитента, принявшего решение об одобрении сделок по размещению ценных бумаг, в совершении которых имелась заинтересованность.
В представленном отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг эмитента должна быть указана информация о совершенных в процессе размещения ценных бумаг сделках, в совершении которых имелась заинтересованность (пункт 2.6.4 Стандартов, приложение 8 (1) к Стандартам).
Неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации является одним из оснований принятия решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (пункт 2.8.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н).
Отказ регистрирующего органа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг является основанием для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся. Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся влечет аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг (пункты 4.1, 6.1 Положения).
В рассматриваемом случае Управление пришло к выводу, что Общество совершило сделки по размещению дополнительных акций, в совершении которых имеется заинтересованность, но не приняло решение об их одобрении, не представило его в регистрирующий орган и не отразило сведения о сделках в отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (нарушены пункт 1 статьи 83 Федерального закона N 208-ФЗ, пункты 2.6.4 и 6.5.1 Стандартов).
Согласно пункту 1 статьи 83 Федерального закона N 208-ФЗ сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы XI данного Закона.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица: являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, требует одобрения в порядке, установленном статьей 83 Федерального закона N 208-ФЗ.
Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций в следующих случаях: если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет 2 и более процентов стоимости активов общества; если сделка является размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции; если сделка является размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом (пункт 4 статьи 83 Федерального закона N 208-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 81 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что положения главы XI закона не применяются к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества; при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (статья 40 Федерального закона N 208-ФЗ).
Как правильно указали суды, понятие заинтересованности в сделке означает заинтересованность конкретного лица в определении условий сделки, выборе контрагента, определении цены сделки, обусловленную его личным материальным и иным интересом, не совпадающим с интересами большинства акционеров или общества в целом. Это направлено на предупреждение возможных злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц при совершении сделки в силу их положения и собственных интересов и на защиту прав остальных (незаинтересованных) акционеров.
При размещении дополнительного выпуска акций условия сделок, касающиеся цены ценных бумаг, для всех акционеров являются одинаковыми, интересы всех акционеров совпадают и направлены на увеличение уставного капитала.
Статья 40 Федерального закона N 208-ФЗ регламентирует преимущественное право приобретения ценных бумаг, размещаемых посредством закрытой подписки. Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций.
Акционеры общества, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Такой механизм позволяет акционеру сохранить размер своей доли в уставном капитале общества и права, предоставленные ему законом.
Суды установили, что дополнительный выпуск акций размещался по закрытой подписке и только среди акционеров Общества. Акционеры, приняв решение об увеличении уставного капитала, выразили согласие как на увеличение уставного капитала, так и на условия, применяемые при таком увеличении. Каждый акционер знал, кому будут размещаться акции дополнительного выпуска и какое количество ценных бумаг распределяется определенному лицу. При этом все акционеры имели равные права на увеличение своего пакета акций пропорционально количеству принадлежащих им акций, цена приобретения акций для всех акционеров являлась одинаковой.
Следовательно, все акционеры Общества были заинтересованы в проводимой посредством закрытой подписки эмиссии дополнительных акций.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что положения статьи 81 Федерального закона N 208-ФЗ об ограничениях, связанных с заинтересованностью, в данном случае не применяются.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Банк освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу N А43-2907/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)