Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.,
- при участии: от истца: Перминов А.А. (доверенность от 14.07.2014);
- от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2014 по делу N А32-6324/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Администрации г. Анапа
о признании не подлежащим применению сведения в государственном кадастре недвижимости,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
установил:
Истец обратился в арбитражный суд со следующими требованиями (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
1) признать не подлежащими применению содержавшиеся в период с 18.01.2010 по 29.12.2012 в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент" на праве собственности, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, в размере 1 226 883 648,73 руб. (далее - спорный земельный участок);
2) признать не подлежащими применению содержавшиеся в период с 29.12.2012 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013 в государственной кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 169997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент" на праве собственности, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, в размере 403 911 172, 03 руб.;
3) признать подлежащей применению кадастровую стоимость земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент" на праве собственности, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, за период с 18.01.2010 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013, а именно:
- - в период с 18.01.2010 по 31.12.2010-127 142 456 руб.;
- - в период с 01.01.2011 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013-106 299 124 руб.;
4) обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу передать сведения о кадастровых стоимостях земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, подлежащих применению:
- - в период с 18.01.2010 по 31.12.2010-127 142 456 руб.;
- - в период с 01.01.2011 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013-106 299 124 руб. копеек в ИФНС России по городу-курорту Анапа для осуществления налогообложения, в т.ч. перерасчета (исчисления) земельного налога за данные периоды.
Заявленные требования мотивированы тем, что в период с 18.01.2010 до даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013 сведения о кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не подлежат применению ввиду несоответствия кадастровой стоимости рыночной стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Анапа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании решения комиссии как равная рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы (то есть перерасчет кадастровой стоимости не осуществляется), поскольку заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением, пытается уклониться от уплаты земельного налога в установленном законом размере (исходя из кадастровой стоимости, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости), тем самым злоупотребил своими правами.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на признание судом подлежащей применению кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости за предшествующий период. Заявитель жалобы указывает на то, что земельное законодательство не содержит запрета на применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости с даты, на которую была установлена его кадастровая стоимость. Исходя из этого истец полагает, что признание судом кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на момент установления его кадастровой стоимости не противоречит нормам законодательства, а разъяснения, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 не могут квалифицироваться как запрет на установление судом кадастровой стоимости в предшествующий период.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьего лица. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца в обоснование апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, истцу на праве собственности с 29.09.2007 принадлежит земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0721001:63 площадью 169997 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, разрешенное использование - для рекреационного использования.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 N 1065-р "О включении земельных участков в границы поселка Пятихатки муниципального образования город-курорт Анапа" в государственном кадастре недвижимости были изменены сведения о категории земель - земли населенных пунктов, и виде разрешенного использования - для рекреационного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:63 определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или изменения площади земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Кадастровая стоимость земельного участка определена 18.01.2010 и составила 1226883648,73 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного 18.01.2010, составленного ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю.
В 2011 году на территории Краснодарского края были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которых утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края", кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 403911172,03 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного 29.12.2012, составленного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю.
Согласно отчету ООО "Южная оценочная компания "Эксперт" N 410/2-12 от 05.02.2013 "Об определении рыночной стоимости земельного участка" итоговая величина рыночной стоимости указанного земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63 по состоянию на 18.01.2010 составляет 127 142 456 руб., по состоянию на 01.01.2011-106 299 124 руб., на 01.01.2012-86 497 874 руб.
На основании заявления общества решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 106 299 124 рубля.
Комиссия при вынесении решения руководствовалась отчетом об оценке от 05.02.2013 N 410/2-12 (определившим кадастровую стоимость в указанном размере по состоянию на 01.01.2011), составленным оценщиком, членом СРО - Некоммерческое партнерство "Ассоциация Российских Магистров Оценки".
Комиссией установлено отличие рыночной стоимости данного земельного участка от его кадастровой стоимости, утвержденной актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 29.12.2012 в размере 403 911 172, 03 руб. по состоянию на 01.01.2011, что составляет более 30% (74%).
Истец согласен с данным решением комиссии и полагает, что кадастровая стоимость в размере 106 299 124 рубля подлежит применению с 01.01.2012, в связи с чем обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Пунктом 2 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии со ст. 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) таким актом в случае пересмотра кадастровой стоимости может служить или решение комиссии или вступившее в законную силу решение суда.
Согласно статье 24.20 Закона об оценке сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Плата за землю является регулируемой и ее определение возможно исключительно с учетом актуальной кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в ГКН. Законных оснований для начисления в ином размере до изменения сведений кадастра не имеется. Следовательно, наличие основания для перерасчета земельного налога не может быть констатировано.
Правовые последствия, связанные с установлением кадастровой стоимости земельного участка, возникают с момента вступления решения комиссии и последующего внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Истец, указывая на применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости с даты, на которую была установлена его кадастровая стоимость, полагает, что налогооблагаемая база за истекший период (с 18.01.2010 по 22.03.2013) подлежит перерасчету.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании решения комиссии как равная рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за период с 18.01.2010 по 22.03.2013.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной с даты, определенной решением комиссии, обеспечит права истца как налогоплательщика, поскольку позволит произвести перерасчет земельного налога за предыдущий период, подлежат отклонению апелляционным судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, иски об установлении кадастровой стоимости земельного участка не направлены на оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель, в силу чего сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
В силу изложенного, исполнение стороной гражданско-правовой сделки либо налоговых обязательств на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенных по результатам государственной кадастровой оценки земель, не противоречит закону и не может нарушать права и интересы данного лица.
Суд обоснованно указал, что заявитель пытается уклониться от уплаты земельного налога в указанные периоды в установленном законом размере (исходя из кадастровой стоимости, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости), тем самым злоупотребил своими правами.
Доводы заявителя жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на момент установления его кадастровой стоимости не противоречит нормам законодательства, а также, что земельное законодательство не содержит запрета на применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости с даты, на которую была установлена его кадастровая стоимость, основаны на неверном понимании и толковании норм материального права.
Правовая позиция, сформированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, вопреки утверждениям апеллянта не опровергает вышеизложенные выводы суда, поскольку возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной ранее вступления в законную силу решения комиссии из названного постановления не следует.
Таким образом, заявленные истцом периоды, за которые, по его мнению, надлежит указать на применимость иной кадастровой стоимости, не соответствуют требованиям статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которой корректировка кадастра возможна только на будущий период на основании решения суд либо комиссии (согласно редакции закона, действовавшей в период спорных правоотношений).
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 по делу N А32-6324/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 N 15АП-10046/2014 ПО ДЕЛУ N А32-6324/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. N 15АП-10046/2014
Дело N А32-6324/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.,
- при участии: от истца: Перминов А.А. (доверенность от 14.07.2014);
- от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2014 по делу N А32-6324/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Администрации г. Анапа
о признании не подлежащим применению сведения в государственном кадастре недвижимости,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
установил:
Истец обратился в арбитражный суд со следующими требованиями (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
1) признать не подлежащими применению содержавшиеся в период с 18.01.2010 по 29.12.2012 в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент" на праве собственности, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, в размере 1 226 883 648,73 руб. (далее - спорный земельный участок);
2) признать не подлежащими применению содержавшиеся в период с 29.12.2012 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013 в государственной кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 169997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент" на праве собственности, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, в размере 403 911 172, 03 руб.;
3) признать подлежащей применению кадастровую стоимость земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "МагМА Кэпитал Менеджмент" на праве собственности, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, за период с 18.01.2010 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013, а именно:
- - в период с 18.01.2010 по 31.12.2010-127 142 456 руб.;
- - в период с 01.01.2011 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013-106 299 124 руб.;
4) обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу передать сведения о кадастровых стоимостях земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63, подлежащих применению:
- - в период с 18.01.2010 по 31.12.2010-127 142 456 руб.;
- - в период с 01.01.2011 по дату внесения кадастровой стоимости в ГКН на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013-106 299 124 руб. копеек в ИФНС России по городу-курорту Анапа для осуществления налогообложения, в т.ч. перерасчета (исчисления) земельного налога за данные периоды.
Заявленные требования мотивированы тем, что в период с 18.01.2010 до даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013 сведения о кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не подлежат применению ввиду несоответствия кадастровой стоимости рыночной стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Анапа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании решения комиссии как равная рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы (то есть перерасчет кадастровой стоимости не осуществляется), поскольку заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением, пытается уклониться от уплаты земельного налога в установленном законом размере (исходя из кадастровой стоимости, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости), тем самым злоупотребил своими правами.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на признание судом подлежащей применению кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости за предшествующий период. Заявитель жалобы указывает на то, что земельное законодательство не содержит запрета на применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости с даты, на которую была установлена его кадастровая стоимость. Исходя из этого истец полагает, что признание судом кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на момент установления его кадастровой стоимости не противоречит нормам законодательства, а разъяснения, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 не могут квалифицироваться как запрет на установление судом кадастровой стоимости в предшествующий период.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьего лица. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца в обоснование апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, истцу на праве собственности с 29.09.2007 принадлежит земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0721001:63 площадью 169997 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ЗАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделение N 3, контур N 10, разрешенное использование - для рекреационного использования.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 N 1065-р "О включении земельных участков в границы поселка Пятихатки муниципального образования город-курорт Анапа" в государственном кадастре недвижимости были изменены сведения о категории земель - земли населенных пунктов, и виде разрешенного использования - для рекреационного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:63 определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или изменения площади земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Кадастровая стоимость земельного участка определена 18.01.2010 и составила 1226883648,73 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного 18.01.2010, составленного ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю.
В 2011 году на территории Краснодарского края были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которых утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края", кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 403911172,03 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного 29.12.2012, составленного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю.
Согласно отчету ООО "Южная оценочная компания "Эксперт" N 410/2-12 от 05.02.2013 "Об определении рыночной стоимости земельного участка" итоговая величина рыночной стоимости указанного земельного участка площадью 169 997 кв. м, кадастровый номер 23:37:0721001:63 по состоянию на 18.01.2010 составляет 127 142 456 руб., по состоянию на 01.01.2011-106 299 124 руб., на 01.01.2012-86 497 874 руб.
На основании заявления общества решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 6/40 от 22.03.2013 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 106 299 124 рубля.
Комиссия при вынесении решения руководствовалась отчетом об оценке от 05.02.2013 N 410/2-12 (определившим кадастровую стоимость в указанном размере по состоянию на 01.01.2011), составленным оценщиком, членом СРО - Некоммерческое партнерство "Ассоциация Российских Магистров Оценки".
Комиссией установлено отличие рыночной стоимости данного земельного участка от его кадастровой стоимости, утвержденной актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 29.12.2012 в размере 403 911 172, 03 руб. по состоянию на 01.01.2011, что составляет более 30% (74%).
Истец согласен с данным решением комиссии и полагает, что кадастровая стоимость в размере 106 299 124 рубля подлежит применению с 01.01.2012, в связи с чем обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Пунктом 2 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии со ст. 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) таким актом в случае пересмотра кадастровой стоимости может служить или решение комиссии или вступившее в законную силу решение суда.
Согласно статье 24.20 Закона об оценке сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Плата за землю является регулируемой и ее определение возможно исключительно с учетом актуальной кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в ГКН. Законных оснований для начисления в ином размере до изменения сведений кадастра не имеется. Следовательно, наличие основания для перерасчета земельного налога не может быть констатировано.
Правовые последствия, связанные с установлением кадастровой стоимости земельного участка, возникают с момента вступления решения комиссии и последующего внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Истец, указывая на применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости с даты, на которую была установлена его кадастровая стоимость, полагает, что налогооблагаемая база за истекший период (с 18.01.2010 по 22.03.2013) подлежит перерасчету.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании решения комиссии как равная рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за период с 18.01.2010 по 22.03.2013.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной с даты, определенной решением комиссии, обеспечит права истца как налогоплательщика, поскольку позволит произвести перерасчет земельного налога за предыдущий период, подлежат отклонению апелляционным судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, иски об установлении кадастровой стоимости земельного участка не направлены на оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель, в силу чего сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
В силу изложенного, исполнение стороной гражданско-правовой сделки либо налоговых обязательств на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенных по результатам государственной кадастровой оценки земель, не противоречит закону и не может нарушать права и интересы данного лица.
Суд обоснованно указал, что заявитель пытается уклониться от уплаты земельного налога в указанные периоды в установленном законом размере (исходя из кадастровой стоимости, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости), тем самым злоупотребил своими правами.
Доводы заявителя жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на момент установления его кадастровой стоимости не противоречит нормам законодательства, а также, что земельное законодательство не содержит запрета на применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости с даты, на которую была установлена его кадастровая стоимость, основаны на неверном понимании и толковании норм материального права.
Правовая позиция, сформированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, вопреки утверждениям апеллянта не опровергает вышеизложенные выводы суда, поскольку возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной ранее вступления в законную силу решения комиссии из названного постановления не следует.
Таким образом, заявленные истцом периоды, за которые, по его мнению, надлежит указать на применимость иной кадастровой стоимости, не соответствуют требованиям статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которой корректировка кадастра возможна только на будущий период на основании решения суд либо комиссии (согласно редакции закона, действовавшей в период спорных правоотношений).
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 по делу N А32-6324/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)