Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19925/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N А65-19925/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2014 года в помещении суда, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2013 года по делу N А65-19925/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ОГРН 5077746957426, ИНН 7716580524), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 21.06.2013 года N 564,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, инспекция) от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 21.06.2013 N 564.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
До начала разбирательства представитель ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" заявил письменное ходатайство об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности части 7 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.207 N 221-ФЗ.
Ходатайство рассмотрено апелляционным судом и оставлено без удовлетворения, поскольку несоответствие закона, подлежащего применению по настоящему делу, Конституции РФ не усматривается.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120602:3, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги Казань-Набережные Челны.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" 29.01.2013 представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основании указанной декларации составляет 466 438 руб.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 14.05.2013 N 564.
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом принято решение от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 248 477 руб. и начислены пени в сумме 283 руб. 17 коп.
Основанием принятия оспариваемого решения, является вывод налоговой инспекции о том, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:3 по данным регистрирующего органа составляет 30 385 571 руб.
Решением УФНС России по РТ от 05.08.2013 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение МРИ ФНС России N 3 по Республике Татарстан оставлено без изменения и утверждено.
Считая, что решение инспекции от 21.06.2013 N 564 нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-29625/2011 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 2 149 580 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-29625/2011 в государственный кадастр недвижимости 12.06.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществлялся, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:3, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 12.06.2012.
До указанной даты, в силу 391 Налогового кодекса Российской федерации и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции считает, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 30 385 571 руб. * налоговая ставка 0,88% /12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 111 413,70 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 2 149 580 руб. * налоговая ставка 0,88% / 12 мес. * 7 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 11 034,50 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 122 448,20 руб. (111 413,70 руб. +11 034,50 руб.).
Обществом уплачено налога на основании декларации в сумме 18 916 руб.
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 103 532,20 руб. (122 448,20 руб. - 18 916 руб.).
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 248 477 руб. Фактически обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 103 532,20 руб.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекции неправомерно доначислен обществу оспариваемым решением земельный налог в сумме 144 944,80 руб. (248 477 руб. - 103 532,20 руб.).
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменят решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 3 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает новый судебный акт о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан от 21.06.2013 N 564 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" земельного налога за 2012 год в сумме 144 944 руб. 80 коп., соответствующих сумм пени, в удовлетворении остальной части исковых требований обществу следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции распределяются на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2013 года по делу N А65-19925/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан от 21 июня 2013 года N 564 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" земельного налога за 2012 год в сумме 144 944 руб. 80 коп., соответствующих сумм пени.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
А.А.ЮДКИН

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)