Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-16343/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу N А65-16343/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Сафиуллина Р.Р. (доверенность от 14.04.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (председательствующий судья - Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-16343/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича, г. Набережные Челны (ОГРН <...>, ИНН <...>) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, о признании незаконным решения от 13.06.2013 N 1245 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

индивидуальный предприниматель Лыкасов Вячеслав Вениаминович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Лыкасов В.В., налогоплательщик) обратился в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконным решения от 13.06.2013 N 1245 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2013 заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 решение суда первой инстанции отменено. Признано недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 208 749 руб., а также соответствующей части пени и штрафа.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене постановления апелляционной инстанции.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:090202:6, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, ул. Промышленная, д. 27/1.
30.01.2013 ИП Лыкасовым В.В. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 209 963 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 по делу N А65-21708/2012.
По представленной декларации Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по окончании которой составлен акт от 30.04.2013 N 996.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 13.06.2013 N 1245 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю начислен земельный налог за 2012 год в размере 1 252 493 руб., пени в размере 42 572,18 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 146 347 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что заявителем в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно, земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
ИП Лыкасов В.В. не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Управления от 03.07.2013 N 2.14-0-19/014525@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением N 1102.
Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, указывает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу абзаца 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, суд апелляционной инстанции верно указал на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом анализа вышеуказанных норм, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
По настоящему делу судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 по делу N А65-21708/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090202:6 в размере рыночной - 13 997 500 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Как правомерно указала апелляционная инстанция, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:090202:6, принадлежащих предпринимателю, установленная решением суда от 16.10.2012 не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
До указанного момента, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением N 1102.
Согласно представленному налоговым органом расчету земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости) земельный налог составил 1 043 744 руб.
Налогоплательщику оспариваемым решением налогового органа был начислен земельный налог за 2012 год в размере 1 252 493 руб., пени в размере 42 572,18 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 146 347 руб.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о недействительности решения от 13.06.2013 N 1245 в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 208 749 руб., соответствующих пени и штрафа являются верными.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А65-16343/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)