Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-18836/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N А55-18836/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Чехуновой Е.И., доверенность от 15.01.2014,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-18836/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом туризма", г. Самара, (ИНН 6316003714) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании недействительным распоряжения от 22.05.2013 N 356-р в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж - стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272,18 руб. и обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дом туризма" (далее - общество, ООО "Дом туризма", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Росимущество) с заявлением о признании недействительным распоряжения от 22.05.2013 N 356-р в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об установлении выкупной цены земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, по цене в размере 3 542 808 руб. 99 коп., действовавшей на дату подачи заявления о выкупе - 27.07.2009.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Росимущество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ООО "Дом туризма" 27.07.2009 обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1849,5 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:552, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, д. 5 "А", на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2003 серия 63-АА 778650.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Дом туризма" заключен договор аренды земельного участка от 18.07.2001 N 009689з согласно которому земельный участок, находящийся по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Бельский, площадью 2048,50 кв. м предоставлен обществу на праве аренды.
22.05.2013 Росимущество вынесло распоряжение N 356-р "О разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:526 и предоставлении в собственность образованного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002: 952 в собственность ООО "Дом туризма".
Согласно пункту 3 распоряжения заявителю предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 площадью 1849 кв. м, местоположение: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под гараж-стоянку и механическую мастерскую по цене 19 682 272 руб. 18 коп.
22.05.2013 Росимущество письмом N 5654 в порядке пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) направил в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка.
19.06.2013 общество направило в адрес Росимущества протокол разногласий.
26.07.2013 Росимущество отклонило протокол разногласий.
ООО "Дом туризма", полагая, что распоряжение Росимущества от 22.05.2013 N 356-р в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую является незаконным, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Арбитражные суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из того, что с заявлением о выкупе земельного участка ООО "Дом туризма" обратилось 27.07.2009, следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о приватизации земельного участка.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче Федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ООО "Дом туризма" к заявлению о выкупе земельного участка от 27.07.2009 приложил все документы, предусмотренные действующим в момент подачи заявления Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружении, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом согласно статье 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0927002:952 является частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами площадью 1849,5 кв. м с разрешенным использованием: под гараж стоянку и механическую мастерскую с местоположением: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка 27.07.2009, то есть до 01.07.2012, в связи с чем оно имеет право на приобретение данного земельного участка по льготной цене, в размере 3 542 808 руб. 99 коп.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленная в отношении земельного участка цена продажи и оспариваемое распоряжение Росимущества от 22.05.2013 N 356-р в части установления цены продажи земельного участка площадью 1849 кв. м, кадастровый номер 63:01:0927002:952, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, пер. Бельский, под гараж-стоянку и механическую мастерскую в размере 19 682 272 руб. 18 коп., не соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А55-18836/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.КАРПОВА
М.В.КОНОПЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)