Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Селезневой Е.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Автогаз LPG" - Гаврилина С.А. (доверенность от 08.06.2007 г.),
представителя ИФНС России по Промышленному району г. Самары - Малютиной И.Ф. (доверенность от 09.01.2007 г. N 05-11/03),
представителя ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 сентября 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара, с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 г. (судья Гордеева С.Д.) по делу N А55-6391/2007, рассмотренному
по заявлению ООО "Автогаз LPG", г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
третье лицо: ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании возвратить излишне уплаченный налог, взыскании процентов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автогаз LPG" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - налоговый орган) по отказу в возврате ошибочно уплаченной суммы единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 2 квартал 2006 г., об обязании налогового органа произвести возврат ошибочно уплаченной суммы ЕНВД за 2 квартал 2006 г. в размере 20320 руб., о взыскании с налогового органа проценты за невозвращение в срок суммы излишне уплаченного ЕНВД в размере 426,72 руб. (л.д. 2-4, 25-26).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Самары (далее - Пенсионный фонд) (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2007 г. по делу N А55-6391/2007 заявленные требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными действия налогового органа по отказу письмом от 15.03.2007 г. N 117 в возврате Обществу излишне уплаченной в 2006 г. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в размере 20320 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения законных прав Общества путем возврата Обществу в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), излишне уплаченной в 2006 г. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в размере 20320 руб. Кроме того, с налогового органа в пользу Общества взысканы проценты в размере 426,72 руб. за невозвращение в установленный срок суммы излишне уплаченной в 2006 г. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии (л.д. 53-54).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, так как действующим законодательством не предусмотрено право налоговых органов производить зачеты или возвраты излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д. 60-62).
Общество и Пенсионный фонд отклонили апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзывах на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществом на основании платежного поручения от 20.07.2006 г. N 38 совершена уплата ЕВНД за полугодие 2006 г. в налоговый орган на КБК 18210202020061000160 в размере 20320 рублей. В платежном поручении Обществом в графе "Получатель" ошибочно указан неверный код бюджетной классификации (18210202020061000160 вместо 18210502000021000110). В связи с вышеизложенным, указанная сумма зачислена на КБК 1821020200061000160 как уплата страховых взносов на накопительную часть пенсии (л.д. 7).
Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда в Промышленном районе города Самары на просьбу Общества о возврате ошибочно уплаченной суммы сообщила (письмо от 17.10.2006 г. N 01-13/11829), что не может произвести возврат, так как на основании письма Департамента казначейства Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.03.2003 г. N 03-25/2800 "Об учете средств ПФР", зачет ошибочно перечисленных сумм или возврат излишне уплаченных страховых взносов страхователем, органами Пенсионного фонда не осуществляется поскольку отсутствует механизм возврата платежей. Администратором ошибочно указанного КБК являются налоговые органы, которые осуществляют учет начисленных и уплаченных сумм страховых взносов, выявляют излишне уплаченные суммы страховых взносов, подлежащие возврату или зачету по заявлению плательщика в установленном порядке (л.д. 6).
14.02.2007 г. Общество обратилось с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 20320 руб. (л.д. 44-45).
Налоговый орган письмом от 15.03.2007 г. N 117 отказал Обществу в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, сославшись на то, что ст. 78 и 79 НК РФ установлен порядок возврата (зачета) только излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пени, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, в связи с чем налоговые органы не вправе осуществлять возврат (зачет) налогоплательщикам излишне уплаченные страховые взносы (л.д. 8).
Отказ в возврате страховых взносов явился основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.
В соответствии со ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога (платежей) выносится при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов, или задолженности по пеням, начисленных тому же бюджету (внебюджетному фонду).
Как видно из материалов дела, что наличие у Общества переплаты в размере 20320 руб. на КБК 18210202020061000160 подтверждается реестром учета платежей страхователя за период с 13.04.2006 г. по 16.06.2007 г. (л.д. 46-47).
Налоговый орган не оспаривает сам факт переплаты Обществом страховых взносов.
При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Обществу в возврате излишне уплаченной суммы страхового взноса, ошибочно уплаченной на КБК 18210202020061000160.
Следовательно, вывод налогового органа, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, а не налоговым органам, является ошибочным.
Позиция суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.09.2006 г. N 2776/06.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога (в данном случае страхового взноса) производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении данного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов 14.02.2007 г., однако налоговым органом возврат не произведен, в связи с чем, Общество обоснованно просило взыскать проценты в сумме 426,72 руб. Расчет процентов налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции в данной части является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары. Налоговому органу при подаче апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка уплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 г. по делу N А55-6391/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-6391/2007
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2007 г. по делу N А55-6391/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Селезневой Е.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Автогаз LPG" - Гаврилина С.А. (доверенность от 08.06.2007 г.),
представителя ИФНС России по Промышленному району г. Самары - Малютиной И.Ф. (доверенность от 09.01.2007 г. N 05-11/03),
представителя ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 сентября 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара, с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 г. (судья Гордеева С.Д.) по делу N А55-6391/2007, рассмотренному
по заявлению ООО "Автогаз LPG", г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
третье лицо: ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании возвратить излишне уплаченный налог, взыскании процентов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автогаз LPG" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - налоговый орган) по отказу в возврате ошибочно уплаченной суммы единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 2 квартал 2006 г., об обязании налогового органа произвести возврат ошибочно уплаченной суммы ЕНВД за 2 квартал 2006 г. в размере 20320 руб., о взыскании с налогового органа проценты за невозвращение в срок суммы излишне уплаченного ЕНВД в размере 426,72 руб. (л.д. 2-4, 25-26).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Самары (далее - Пенсионный фонд) (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2007 г. по делу N А55-6391/2007 заявленные требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными действия налогового органа по отказу письмом от 15.03.2007 г. N 117 в возврате Обществу излишне уплаченной в 2006 г. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в размере 20320 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения законных прав Общества путем возврата Обществу в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), излишне уплаченной в 2006 г. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в размере 20320 руб. Кроме того, с налогового органа в пользу Общества взысканы проценты в размере 426,72 руб. за невозвращение в установленный срок суммы излишне уплаченной в 2006 г. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии (л.д. 53-54).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, так как действующим законодательством не предусмотрено право налоговых органов производить зачеты или возвраты излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д. 60-62).
Общество и Пенсионный фонд отклонили апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзывах на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществом на основании платежного поручения от 20.07.2006 г. N 38 совершена уплата ЕВНД за полугодие 2006 г. в налоговый орган на КБК 18210202020061000160 в размере 20320 рублей. В платежном поручении Обществом в графе "Получатель" ошибочно указан неверный код бюджетной классификации (18210202020061000160 вместо 18210502000021000110). В связи с вышеизложенным, указанная сумма зачислена на КБК 1821020200061000160 как уплата страховых взносов на накопительную часть пенсии (л.д. 7).
Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда в Промышленном районе города Самары на просьбу Общества о возврате ошибочно уплаченной суммы сообщила (письмо от 17.10.2006 г. N 01-13/11829), что не может произвести возврат, так как на основании письма Департамента казначейства Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.03.2003 г. N 03-25/2800 "Об учете средств ПФР", зачет ошибочно перечисленных сумм или возврат излишне уплаченных страховых взносов страхователем, органами Пенсионного фонда не осуществляется поскольку отсутствует механизм возврата платежей. Администратором ошибочно указанного КБК являются налоговые органы, которые осуществляют учет начисленных и уплаченных сумм страховых взносов, выявляют излишне уплаченные суммы страховых взносов, подлежащие возврату или зачету по заявлению плательщика в установленном порядке (л.д. 6).
14.02.2007 г. Общество обратилось с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 20320 руб. (л.д. 44-45).
Налоговый орган письмом от 15.03.2007 г. N 117 отказал Обществу в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, сославшись на то, что ст. 78 и 79 НК РФ установлен порядок возврата (зачета) только излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пени, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, в связи с чем налоговые органы не вправе осуществлять возврат (зачет) налогоплательщикам излишне уплаченные страховые взносы (л.д. 8).
Отказ в возврате страховых взносов явился основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.
В соответствии со ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога (платежей) выносится при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов, или задолженности по пеням, начисленных тому же бюджету (внебюджетному фонду).
Как видно из материалов дела, что наличие у Общества переплаты в размере 20320 руб. на КБК 18210202020061000160 подтверждается реестром учета платежей страхователя за период с 13.04.2006 г. по 16.06.2007 г. (л.д. 46-47).
Налоговый орган не оспаривает сам факт переплаты Обществом страховых взносов.
При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Обществу в возврате излишне уплаченной суммы страхового взноса, ошибочно уплаченной на КБК 18210202020061000160.
Следовательно, вывод налогового органа, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, а не налоговым органам, является ошибочным.
Позиция суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.09.2006 г. N 2776/06.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога (в данном случае страхового взноса) производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении данного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов 14.02.2007 г., однако налоговым органом возврат не произведен, в связи с чем, Общество обоснованно просило взыскать проценты в сумме 426,72 руб. Расчет процентов налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции в данной части является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары. Налоговому органу при подаче апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка уплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 г. по делу N А55-6391/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)