Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Хузиной И.Г., доверенность от 24.12.2013,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-458/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Масловой Марины Юрьевны, г. Набережные Челны (ОГРН <...>, ИНН <...>) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 01.11.2013 N 2800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
индивидуальный предприниматель Маслова Марина Юрьевна (далее - ИП Маслова М.Ю., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.11.2013 N 2800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014, заявление ИП Масловой М.Ю. было удовлетворено частично: решение инспекции от 01.11.2013 N 2800 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 29 536 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, признано незаконным, в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления ИП Масловой М.Ю. отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ИП Масловой М.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:70307:4, площадью 3999,48 кв. м, расположенный по адресу: 423800, г. Набережные Челны, Шоссе-III-ЗД.
ИП Масловой М.Ю. в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 99 475 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, соответствующая рыночной, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, инспекцией вынесено решение 01.11.2013 N 2800, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа в общей сумме 17 497,20 руб., также ему доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 87 486 руб. и пени в размере 7223,45 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления от 11.12.2013 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 01.11.2013 N 2800, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа в части, суды исходили из того, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащей уплате в бюджет предпринимателем, должен рассчитываться с января по июль 2012 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", а за период с августа по декабрь 2012 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 3 192 000 руб.
Решение суда по делу N А65-5605/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 30.07.2012.
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащей уплате в бюджет предпринимателем, должен рассчитываться с января по июль 2012 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", а за период с августа по декабрь 2012 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012.
Суды установив, что начисление земельного налога, превышающего 29 536 руб., также начисление соответствующих сумм пени и штрафа, является незаконным, произвели правильный расчет земельного налога, из которого следует, что недоимка по земельному налогу за 2012 год составляет 29 536 руб. (109 061 руб. + 19 950 руб.) - 99 475 руб. (сумма, исчисленная заявителем за 2012 год).
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу N А65-458/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-458/2014
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А65-458/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Хузиной И.Г., доверенность от 24.12.2013,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-458/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Масловой Марины Юрьевны, г. Набережные Челны (ОГРН <...>, ИНН <...>) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 01.11.2013 N 2800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
индивидуальный предприниматель Маслова Марина Юрьевна (далее - ИП Маслова М.Ю., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.11.2013 N 2800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014, заявление ИП Масловой М.Ю. было удовлетворено частично: решение инспекции от 01.11.2013 N 2800 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 29 536 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, признано незаконным, в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления ИП Масловой М.Ю. отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ИП Масловой М.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:70307:4, площадью 3999,48 кв. м, расположенный по адресу: 423800, г. Набережные Челны, Шоссе-III-ЗД.
ИП Масловой М.Ю. в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 99 475 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, соответствующая рыночной, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, инспекцией вынесено решение 01.11.2013 N 2800, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа в общей сумме 17 497,20 руб., также ему доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 87 486 руб. и пени в размере 7223,45 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления от 11.12.2013 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 01.11.2013 N 2800, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа в части, суды исходили из того, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащей уплате в бюджет предпринимателем, должен рассчитываться с января по июль 2012 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", а за период с августа по декабрь 2012 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 3 192 000 руб.
Решение суда по делу N А65-5605/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 30.07.2012.
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащей уплате в бюджет предпринимателем, должен рассчитываться с января по июль 2012 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", а за период с августа по декабрь 2012 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-5605/2012.
Суды установив, что начисление земельного налога, превышающего 29 536 руб., также начисление соответствующих сумм пени и штрафа, является незаконным, произвели правильный расчет земельного налога, из которого следует, что недоимка по земельному налогу за 2012 год составляет 29 536 руб. (109 061 руб. + 19 950 руб.) - 99 475 руб. (сумма, исчисленная заявителем за 2012 год).
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу N А65-458/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)