Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой Е.Б.
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (07АП-6529/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2014 по делу N А27-18907/2013 (судья Фуртуна Н.К.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника" (ОГРН 1054211028569, ИНН 4211018043)
к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760)
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поликлиника" (далее - ООО "Поликлиника", общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - комитет) о внесении в договор аренды N 8023 земельного участка с кадастровым номером 42:25:0102011:276, расположенного по адресу: г. Киселевск, ул. Дзержинского, 6, площадью 1570 кв. м, заключенный 28.01.2011, следующих изменений: раздел 3 договора аренды N 8023 от 28.01.2011 в редакции дополнительных соглашений от 23.01.2012 N 1 и от 28.01.2013 N 2 дополнить пунктом 3.3.1., изложив в следующей редакции: "В случае, если размер арендной платы, определенный в соответствии с пунктами 3.1., 3.2., 3.3. настоящего договора, превышает размер земельного налога, то арендная плата принимается равной размеру земельного налога. Данные условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 27.01.2011."; внесении изменений в расчет арендной платы за землю за 2011 год, являющийся неотъемлемой частью договора аренды N 8023 от 28.01.2011, следующих изменений: после приведенной в нем таблицы расчета арендной платы дополнить расчетом земельного налога в следующей редакции: "Земельный налог за 2011 год: 3 443 810,70 руб. х 1,5% = 51 657,16 руб., где 3 443 810,70 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5 процента - налоговая ставка.", слова: "Ежемесячно с февраля по декабрь 2011: 25 552 руб. 63 коп." заменить словами: "Ежемесячно с февраля по декабрь 2011 года: 4 304 руб. 76 коп."; в расчет арендной платы за землю за 2012 год, являющийся неотъемлемой частью договора аренды N 8023 от 28.01.2011, следующие изменения: после приведенной в нем таблицы расчета арендной платы дополнить расчетом земельного налога в следующей редакции: "Земельный налог за 2012 год: 3 443 810,70 руб. х 1,5% = 51 657,16 руб., где 3 443 810,70 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5 процента - налоговая ставка.", слова: "Ежемесячно с января по декабрь 2012: 31 524 руб. 65 коп. " заменить словами: "Ежемесячно с января по декабрь 2012 года: 4 304 руб. 76 коп. "; в расчет арендной платы за землю за 2013 год, являющийся неотъемлемой частью договора аренды N 8023 от 28.01.2011, следующие изменения: после приведенной в нем таблицы расчета арендной платы дополнить расчетом земельного налога в следующей редакции: "Земельный налог за 2013 год: 3 443 810,70 руб. х 1,5% = 51 657,16 руб., где 3 443 810,70 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5 процента - налоговая ставка.", слова: "Ежемесячно с января по декабрь 2013: 39 405 руб. 81 коп." заменить словами: "Ежемесячно с января по декабрь 2013 года: 4 304 руб. 76 коп.".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, комитет в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование подателем указано, что Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 не может применяться при расчете арендной платы земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Действующий Порядок определения размера арендной платы, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47, в установленном законом порядке не оспорен. При заключении договора и дополнительных соглашений ООО "Поликлиника" не возражало против применяемого расчета арендной платы. Незаконным является внесение изменений в договор с момента заключения договора, а не с момента направления претензии в адрес комитета. Предусмотренный пунктом 2.4 порядок исчисления арендной платы применяется для медицинских учреждений. К ответчику указанный пункт не применим. Судом необоснованно взысканы с ответчика расходы истца по уплате государственной пошлины.
Общество в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Киселевского городского округа от 27.01.2011 N 72-р спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду под здание поликлиники.
28.01.2011 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 8023, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:25:0102011:276, площадью 1570 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Киселевск, ул. Дзержинского, 6, под здание поликлиники.
Срок действия договора установлен с 28.01.2011 по 27.01.2013. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 27.01.2011.
К договору сторонами заключены дополнительные соглашения 23.01.2012 N 1 и 28.01.2013 N 2.
Платежи и расчеты по договору согласованы сторонами в разделе 3 указанного договора в редакции дополнительного соглашения N 2.
Указывая, что общество относится к числу организаций, занимающихся социально значимыми видами деятельности (медицинское учреждение), в связи с чем арендная плата не может превышать размер земельного налога, претензией от 28.11.2013 ООО "Поликлиника" потребовала арендодателя внести соответствующие изменения в договор аренды.
Отказ комитета, выраженный в письме от 26.12.2013 N 4043 (л.д. 112 - 113 т. 1) послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из их доказанности и обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены либо изменения решения суда, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, стоимость аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса указано, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Расчет арендной платы по договору аренды земельного участка произведен в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" (далее по тексту - постановление N 47) по общей формуле, приведенной в пункте 2.9.1 данного постановления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
По мотивам несоответствия указанным принципам названные нормативные акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и правилами главы 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11 и обязательна для применения при рассмотрении арбитражными судами споров со сходными правоотношениями.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 закреплен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
Следовательно, установление в отношении спорного земельного участка, предоставленного в аренду, размера арендной платы без учета названного принципа не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Указанный выше принцип нашел свое отражение в пункте 2.4 Порядка определения размера арендной платы, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47, предусматривающим, что арендная плата не может превышать размер земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного для социально значимых видов деятельности, указанных в приложении N 34 к настоящему Порядку. В случае, если арендная плата, определенная на основании кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, то арендная плата принимается равной размеру земельного налога.
В приложении N 34 Порядка указана деятельность лечебных учреждений.
Осуществление обществом деятельности лечебных учреждений подтверждается уставом, сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц, лицензиями, договорами на оказание медицинских услуг, иными документами, находящимися в материалах дела, ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенных норм права, правовых позиций ВАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что для ООО "Поликлиника" размер арендной платы по договору аренды земельного участка не может превышать размер земельного налога, правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что п/п 3 приложения 34 Порядка подлежит применению к юридическим лицам с организационно-правовой формой учреждение, апелляционным судом отклоняется, поскольку исходя из содержания указанного Порядка следует, что критерием применения указанного приложения является вид экономической деятельности, а не организационно-правовая форма организации.
В п/п 3 приложения 34 Порядка указан ВЭД 85.11 Деятельность лечебных учреждений.
Из материалов дела (л.д. 68 т. 1) следует, что общество осуществляет указанный вид экономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 было утверждено два документа: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Действие Основных принципов распространяется на все земельные участки, находящиеся в публичной собственности, как государственной, так и муниципальной.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно применил положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 в части основных принципов определения арендной платы.
Апелляционным судом как противоречащий разъяснениям Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 отклоняется довод ответчика о незаконности внесения изменений в договор с момента его заключения договора.
Поскольку договор аренды земельного участка N 8023 от 28.01.2011 изначально заключен с нарушением требований закона, соответственно право общества должно быть восстановлено с момента его нарушения.
Согласно абз. 5 пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Поскольку комитет как государственный орган действующим законодательством освобожден именно от государственной пошлины, а не от обязанности по возмещению судебных расходов стороны, арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца соответствующую сумму.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2014 по делу N А27-18907/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2014 ПО ДЕЛУ N А27-18907/2013
Разделы:Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу N А27-18907/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой Е.Б.
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (07АП-6529/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2014 по делу N А27-18907/2013 (судья Фуртуна Н.К.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника" (ОГРН 1054211028569, ИНН 4211018043)
к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760)
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поликлиника" (далее - ООО "Поликлиника", общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - комитет) о внесении в договор аренды N 8023 земельного участка с кадастровым номером 42:25:0102011:276, расположенного по адресу: г. Киселевск, ул. Дзержинского, 6, площадью 1570 кв. м, заключенный 28.01.2011, следующих изменений: раздел 3 договора аренды N 8023 от 28.01.2011 в редакции дополнительных соглашений от 23.01.2012 N 1 и от 28.01.2013 N 2 дополнить пунктом 3.3.1., изложив в следующей редакции: "В случае, если размер арендной платы, определенный в соответствии с пунктами 3.1., 3.2., 3.3. настоящего договора, превышает размер земельного налога, то арендная плата принимается равной размеру земельного налога. Данные условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 27.01.2011."; внесении изменений в расчет арендной платы за землю за 2011 год, являющийся неотъемлемой частью договора аренды N 8023 от 28.01.2011, следующих изменений: после приведенной в нем таблицы расчета арендной платы дополнить расчетом земельного налога в следующей редакции: "Земельный налог за 2011 год: 3 443 810,70 руб. х 1,5% = 51 657,16 руб., где 3 443 810,70 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5 процента - налоговая ставка.", слова: "Ежемесячно с февраля по декабрь 2011: 25 552 руб. 63 коп." заменить словами: "Ежемесячно с февраля по декабрь 2011 года: 4 304 руб. 76 коп."; в расчет арендной платы за землю за 2012 год, являющийся неотъемлемой частью договора аренды N 8023 от 28.01.2011, следующие изменения: после приведенной в нем таблицы расчета арендной платы дополнить расчетом земельного налога в следующей редакции: "Земельный налог за 2012 год: 3 443 810,70 руб. х 1,5% = 51 657,16 руб., где 3 443 810,70 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5 процента - налоговая ставка.", слова: "Ежемесячно с января по декабрь 2012: 31 524 руб. 65 коп. " заменить словами: "Ежемесячно с января по декабрь 2012 года: 4 304 руб. 76 коп. "; в расчет арендной платы за землю за 2013 год, являющийся неотъемлемой частью договора аренды N 8023 от 28.01.2011, следующие изменения: после приведенной в нем таблицы расчета арендной платы дополнить расчетом земельного налога в следующей редакции: "Земельный налог за 2013 год: 3 443 810,70 руб. х 1,5% = 51 657,16 руб., где 3 443 810,70 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5 процента - налоговая ставка.", слова: "Ежемесячно с января по декабрь 2013: 39 405 руб. 81 коп." заменить словами: "Ежемесячно с января по декабрь 2013 года: 4 304 руб. 76 коп.".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, комитет в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование подателем указано, что Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 не может применяться при расчете арендной платы земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Действующий Порядок определения размера арендной платы, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47, в установленном законом порядке не оспорен. При заключении договора и дополнительных соглашений ООО "Поликлиника" не возражало против применяемого расчета арендной платы. Незаконным является внесение изменений в договор с момента заключения договора, а не с момента направления претензии в адрес комитета. Предусмотренный пунктом 2.4 порядок исчисления арендной платы применяется для медицинских учреждений. К ответчику указанный пункт не применим. Судом необоснованно взысканы с ответчика расходы истца по уплате государственной пошлины.
Общество в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Киселевского городского округа от 27.01.2011 N 72-р спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду под здание поликлиники.
28.01.2011 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 8023, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:25:0102011:276, площадью 1570 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Киселевск, ул. Дзержинского, 6, под здание поликлиники.
Срок действия договора установлен с 28.01.2011 по 27.01.2013. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 27.01.2011.
К договору сторонами заключены дополнительные соглашения 23.01.2012 N 1 и 28.01.2013 N 2.
Платежи и расчеты по договору согласованы сторонами в разделе 3 указанного договора в редакции дополнительного соглашения N 2.
Указывая, что общество относится к числу организаций, занимающихся социально значимыми видами деятельности (медицинское учреждение), в связи с чем арендная плата не может превышать размер земельного налога, претензией от 28.11.2013 ООО "Поликлиника" потребовала арендодателя внести соответствующие изменения в договор аренды.
Отказ комитета, выраженный в письме от 26.12.2013 N 4043 (л.д. 112 - 113 т. 1) послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из их доказанности и обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены либо изменения решения суда, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, стоимость аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса указано, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Расчет арендной платы по договору аренды земельного участка произведен в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" (далее по тексту - постановление N 47) по общей формуле, приведенной в пункте 2.9.1 данного постановления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
По мотивам несоответствия указанным принципам названные нормативные акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и правилами главы 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11 и обязательна для применения при рассмотрении арбитражными судами споров со сходными правоотношениями.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 закреплен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
Следовательно, установление в отношении спорного земельного участка, предоставленного в аренду, размера арендной платы без учета названного принципа не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Указанный выше принцип нашел свое отражение в пункте 2.4 Порядка определения размера арендной платы, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47, предусматривающим, что арендная плата не может превышать размер земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного для социально значимых видов деятельности, указанных в приложении N 34 к настоящему Порядку. В случае, если арендная плата, определенная на основании кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, то арендная плата принимается равной размеру земельного налога.
В приложении N 34 Порядка указана деятельность лечебных учреждений.
Осуществление обществом деятельности лечебных учреждений подтверждается уставом, сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц, лицензиями, договорами на оказание медицинских услуг, иными документами, находящимися в материалах дела, ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенных норм права, правовых позиций ВАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что для ООО "Поликлиника" размер арендной платы по договору аренды земельного участка не может превышать размер земельного налога, правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что п/п 3 приложения 34 Порядка подлежит применению к юридическим лицам с организационно-правовой формой учреждение, апелляционным судом отклоняется, поскольку исходя из содержания указанного Порядка следует, что критерием применения указанного приложения является вид экономической деятельности, а не организационно-правовая форма организации.
В п/п 3 приложения 34 Порядка указан ВЭД 85.11 Деятельность лечебных учреждений.
Из материалов дела (л.д. 68 т. 1) следует, что общество осуществляет указанный вид экономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 было утверждено два документа: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Действие Основных принципов распространяется на все земельные участки, находящиеся в публичной собственности, как государственной, так и муниципальной.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно применил положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 в части основных принципов определения арендной платы.
Апелляционным судом как противоречащий разъяснениям Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 отклоняется довод ответчика о незаконности внесения изменений в договор с момента его заключения договора.
Поскольку договор аренды земельного участка N 8023 от 28.01.2011 изначально заключен с нарушением требований закона, соответственно право общества должно быть восстановлено с момента его нарушения.
Согласно абз. 5 пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Поскольку комитет как государственный орган действующим законодательством освобожден именно от государственной пошлины, а не от обязанности по возмещению судебных расходов стороны, арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца соответствующую сумму.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2014 по делу N А27-18907/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)