Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N А60-26172/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N А60-26172/2014


Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Ильиных рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Челябинское специализированное предприятие "СВЭЧЕЛ" (ИНН 7450001455, ОГРН 1027402817970)
к Управлению Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Гауфлера Виктора Александровича
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица: Заякина Е.Л., представитель по доверенности от 11.06.2014 N 66АА 2475873.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представитель заявителя принимал участие в судебных заседаниях по данному делу и был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем его отсутствие не препятствует рассмотрению дела.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Челябинское специализированное предприятие "СВЭЧЕЛ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Банка России от 28.04.2014 N С59-8-1/11177 об исключении из состава затрат на изготовление копий документов, подлежащих предоставлению акционерам, затрат на оплату труда и начисления на заработную плату.
По мнению заявителя, данное требование управления является необоснованным поскольку указанные затраты являются обоснованными и экономически необходимыми для оказания услуг по изготовлению и заверению копий документов, кроме того стоимость таких услуг, определенная обществом в размере 10 руб. за один лист, не превышает стоимость изготовления копий документов нотариусами (30 - 50 руб.), а также другими акционерными обществами (от 8 до 100 руб.).
Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Банка России (далее - управление) доводы заявителя не признает, полагая, что включение в стоимость услуг по изготовлению копий документов затрат на оплату труда и начислений на заработную плату является необоснованным, поскольку указанные расходы общество несет в связи с его хозяйственной деятельностью вне зависимости от необходимости изготовления копий документов по требованию акционеров.
Кроме того, управление ссылается, что в соответствии со официальными статистическими данными стоимость услуг по изготовлению копий документов в Челябинской области в 2013 году составляет от 2,17 до 2,46 руб. в связи с чем стоимость в размере 10 руб. является чрезмерно завышенной и препятствует праву акционеров на получение копий документов.
Третье лицо отзыв или пояснения не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В связи с обращением акционера ОАО "СВЭЧЕЛ" с заявлением о не предоставлении ему копий документов Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Банка России проведена проверка, которой установлено, что обществом по требованию акционера о предоставлении документов о деятельности акционерного общества (их заверенных копий) общество потребовало оплатить стоимость изготовления копий документов.
В соответствии с предоставленной обществом информация о расходах общества по изготовлению копий документов, данные расходы общества определены в размере 10 руб. в расчете на 1 страницу формата А4, при этом в состав расходов включена такие затраты общества, как зарплата архивариуса/секретаря (поиск документов) в размере 2,33 руб., зарплата оператора/секретаря (копирование, удостоверительная надпись, сопроводительное письмо, подготовка к отправке) в размере 3,33 руб., а также зарплаты лица, удостоверяющего копию в размере 0,9 руб., всего в размере 8,53 руб.
Посчитав, что данные затраты общество несет в связи со своей обычной деятельностью вне зависимости от необходимости изготовления копий документов по требованиям акционеров, управление направило в адрес общества предписание от 28.04.2014 N С59-8-1/11177 об исключении данных затрат из стоимости услуг по изготовлению копий документов.
Полномочия Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора определены Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", в соответствии с п. 18.4 ст. 4 которого Центральный банк осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.
Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг установлены статьей 38 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), в силу которой государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется, в том числе, путем создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг, контроля и надзора за соблюдением их прав эмитентами (акционерными обществами), участниками или эмитентами, который в соответствии со ст. 42 данного Закона возлагается на Банк России.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) Банк России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 6 Закона о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на Банк России как на уполномоченный орган банковского контроля.
Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров является структурным подразделением центрального аппарата Банка России, созданным в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29.11.2013 N 26) в целях защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты прав инвесторов, и в соответствии с п. 8.3.1 Положения о Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров вправе направлять предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов и (или) о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности, а также иные предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, выдавая обществу оспариваемое предписание действовала в пределах своих полномочий
В соответствии с п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники акционерного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
Статьей 90 Федерального закона "Об акционерных обществах" информация об обществе предоставляется акционерам в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации, в частности, пунктом 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах установлена обязанность общества обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 настоящего Федерального закона, кроме того установлено, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа право доступа имеют акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
В силу требований пункта 2 ст. 91 Закона об акционерных обществах документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. По требованию лиц, имеющих право доступа к документам, общество обязано предоставить им копии указанных документов с учетом того, что плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 6 Закона о защите прав инвесторов, профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в п. 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.
Приведенные нормы носят императивный характер и обязательны к исполнению всеми акционерными обществами, чем гарантируется реализация прав акционеров на участие в делах общества.
Как указано в п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" оценивая обоснованность требований хозяйственного общества о взыскании с участника расходов на изготовление копий документов, суды должны исходить из того, что взимаемая обществом плата, включающая в себя затраты на изготовление копий документов не должна превышать цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за изготовление копий документов.
Как следует из материалов дела, в состав расходов на изготовление копий документов, подлежащих предоставлению акционерам, ОАО "СВЭЧЕЛ" включено следующие расходы: материалы - 1,3 руб., электроэнергия - 0,08 руб., амортизация - 0,06 руб., зарплата архивариуса/секретаря (поиск документов) - 2,33 руб., зарплата оператора/секретаря (копирование, удостоверительная надпись, сопроводительное письмо, подготовка к отправке) - 3,33 руб., зарплата лица, удостоверяющего копию - 0,9 руб.
Всего размер затрат определен в сумме 8,05 руб., отчисление с зарплат составили 1,97 руб., в связи с чем плата за изготовление копии документов установлена в размере 10 руб.
Вместе с тем, исходя из положений ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), акционер обязан компенсировать обществу в составе платы за изготовление копий документов лишь те расходы, которые непосредственно связаны с изготовлением копий документов и которые общество не понесло бы без обращения акционера, т.е. расходы, которые общество несет в связи с его хозяйственной деятельностью вне зависимости от таких обращений.
Таким образом, включением в состав затрат дополнительных расходов, копий документов, не соответствует указанным требованиям законодательства и является необоснованным.
В связи с этим управлением был сделан правильный вывод о неправомерности включения в состав платы за изготовление копий документов расходов по зарплате архивариуса/секретаря (поиск документов) в размере 2,33 руб., зарплате оператора/секретаря (копирование, удостоверительная надпись, сопроводительное письмо, подготовка к отправке) в размере 3,33 руб., а также зарплате лица, удостоверяющего копию в размере 0,9 руб., всего в размере 8,53 руб., поэтому оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Доводы заявителя о правомерности включения в состав платы указанных расходов являются необоснованными в связи с вышеизложенным.
Не может быть признана обоснованной и ссылка заявителя о том, что взимаемая обществом плата не превышает цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за изготовление копий документов, и что плата за такие услуги других лиц, в том числе, нотариусов и других акционерных обществах сопоставима или выше установленной обществом платы.
В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 настоящих Основ.
В связи с этим тарифы нотариусов не могут быть сопоставимы с платой хозяйствующих субъектов за услуги, формируемой по иным принципам и правилам.
Структура размера платы за такие услуги иных акционерных обществ в представленных заявителем сведениях не раскрыта, что не позволяет сделать вывод об их сравнимости (сопоставимости).
Вместе с тем, в соответствии с приведенными управлением официальными статистическими данными Федеральной службы государственной статистики средние потребительские цены (тарифы) на ксерокопирование документов по городу Челябинску в 2013 году составляли от 2,17 (январь) до 2,46 (декабрь) руб. за лист, а в 2014 году - 2,59 руб. за весь период наблюдения.
Учитывая, что в силу ст. 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" система государственной статистики - это государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств, и что одним из принципов официального статистического учета и наблюдения является ее достоверность официальной статистической информации, приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что в целях реализации положений ст. 6 Закона о защите прав инвесторов установленная акционерным обществом цена не может превышать такую цену, которая в силу ее усредненного характера применительно к условиям оказания таких услуг является ценой, обычно взимаемой за изготовление копий документов при сравнимых обстоятельствах.
Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным и основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.П.ВОРОНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)