Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" - Найфоновой З.С. (доверенность от 30.01.2014), Кочиевой Г.Г. (доверенность от 01.04.2013), от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Сикоева М.М. (доверенность от 01.01.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1021500580090, ОГРН 1061515005166), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 25638 0, 25639 7, 25640 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.04.2013 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А61-2757/2012, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Зарамагские ГЭС" (далее - ГЭС, генерирующая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - служба) от 23.07.2012 N 37 и обязании службы выполнить расчет платы за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям открытого акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ОАО "МРСК СК", сетевая организация) в соответствии с действующим законодательством и утвердить плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" в сумме 17 631 940 рублей 16 копеек (без НДС). Делу присвоен N А61-2757/2012.
ОАО "МРСК СК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления службы от 23.07.2012 N 37. Делу присвоен N А61-2791/2012.
Определением суда от 09.01.2013 дела N А61-2757/2012 и N А61-2791/2012 объединены в одно производство, делу присвоен N А61-2757/2012.
Решением суда от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2013, признано недействительным постановление службы от 23.07.2012 N 37. Суд обязал службу рассмотреть заявление общества о перерасчете платы и утверждению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" в соответствии с действующим законодательством в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу. Судебные инстанции сделали вывод о необоснованном включении службой налога на прибыль в состав платы за технологическое присоединение. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд указал, что органом, уполномоченным по определению расчета платы за технологическое присоединение, является служба.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ОАО "МРСК СК" с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы указывает, что суд неправомерно обязал службу применить действующее законодательство к отношениям, возникшим до введения в действие обжалуемого постановления. Поскольку ОАО "МРСК СК" обратилось в службу впервые с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение 08.07.2010 и постановление службы от 23.12.2010 N 71 по результатам его рассмотрения признано недействительным, все остальные заявления должны рассматриваться в соответствии с законодательством, действующим на момент выполнения спорных работ.
В отзыве на кассационную жалобу ГЭС просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Служба отзыв на жалобу не направила.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Постановлением службы от 23.07.2012 N 37 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭС (головная ГЭС") к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" в размере 52 075 886 рублей 81 копейки (без НДС).
Не согласившись с данным постановлением, ГЭС и ОАО "МРСК СК" обжаловали его в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N 365-э/5 (далее - Методические указания).
Статьей 23.2 Закона N 35-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2011, установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, в соответствии с пунктом 17 Правил устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. На территории Республики Северная Осетия-Алания подобными полномочиями наделена РСТ РСО-Алания. В соответствии с пунктом 30.1 Правил установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств, требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, то сетевая организация в установленный срок направляет в уполномоченный орган заявку об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Пункт 11 Методических указаний запрещает включать в размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту стоимость выполнения технических условий сетевой организации, в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
Судебные инстанции установили, что ОАО "МРСК СК" и ГЭС заключили договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок к электрическим сетям от 17.04.2008 N 94/2008, предметом которого является осуществление сторонами комплекса мероприятий, обеспечивающих в совокупности фактическое присоединение электроустановок общества к электрическим сетям ОАО "МРСК СК". Сетевая организация обязуется осуществить предварительный расчет платы за технологическое присоединение; осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергоустановок генерирующей компании в части, касающейся сетевой компании (пункт 3.1 договора); генерирующая компания обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению, осуществить определенные договором мероприятия, в части касающейся генерирующей компании (подпункт 4 пункта 3.2).
Постановлением службы от 23.12.2010 N 71 утверждена индивидуальная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" энергоустановок ГЭС в размере 132 251 820 рублей (с НДС). При этом служба не учла расходы на уплату налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в размере 29 125 751 рубля, а также расходы за подготовку и выдачу технических условий в размере 10 024 рубля. Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.07.2011 N 429-тп службе указано при определении размера платы за технологическое присоединение к сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" дополнительно учесть расходы на уплату налога на прибыль, подготовку и выдачу технических условий. Постановлением службы от 08.08.2011 N 68 внесены дополнения в постановление от 23.12.2010 N 71 в части включения расходов на уплату налога на прибыль, подготовку и выдачу технических условий. Индивидуальная плата за технологическое присоединение энергоустановок общества к сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" установлена в размере 160 295 379 рублей (с НДС).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.10.2011 по делу А61-523/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2011, постановление службы от 23.12.2010 N 71 признано недействительным.
Постановлением службы от 23.07.2012 N 37 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭС (головная ГЭС") к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" в размере 52 075 886 рублей 81 копейки (без НДС) по видам работ: подготовка технических условий и их согласование (4 390 рублей), проверка выполнения заявителем технических условий (579 рублей), фактические действия по присоединению (1 725 рублей), выполнение технических условий (41 655 354 рубля).
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 24.04.2012 N ЕП-3205/14 "О порядке определения размера платы за технологическое присоединение" в состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, определен в приложении 5 Методических указаний.
Налог на прибыль включен в плату за техническое присоединение в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по тарифам, которые отражены в пункте 4 протокола согласительного совещания с применением системы видеоконференц-связи по рассмотрению заявления ОАО "МРСК СК" об урегулировании спора, связанного с установлением службы платы за технологическое присоединение общества к территориальным распределительным электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" по индивидуальному проекту (исх. от 17.03.2011 N СОФ/01/323, вх. от 18.03.2011 N ФСТ-5836-27) от 04.05.2011 N НБ-3.
Из протокола заседания Правления службы от 23.07.2012 следует, что вышеперечисленные мероприятия учитываются при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с Приложением 5 Методических указаний и статье 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ.
Мероприятия, учтенные службой при установлении платы за технологическое присоединение, выполненные на действующих подстанциях ПС 110 кВ Зарамаг, ПС 110 кВ Нузал и ПС 110 кВ Мизур, находящихся на балансе сетевой организации, относятся к реконструкции и развитию электрических сетей и в плату за техническое присоединение не включаются.
Из пресс-релиза Правления Федеральной службы по тарифам от 02.08.2011 "О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" следует, что в "плату за технологическое присоединение должны включаться только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (или) объектов электроэнергетики (последняя миля)", а также со ссылкой на пункт 11.1 Методических указаний отмечено, что в соответствии статьей 23.2 Закона N 35-ФЗ исключена возможность включения в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту затрат на реконструкцию и развитие сетевой организации.
Согласно Приложению 5 Методических указаний в составе расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, учитывается только строительство заходов на ОРУ-110кВ Головной Зарамагской ГЭС в размере 8 633 149 рублей 63 копеек (без НДС), так как выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС осуществляется в рассечку проходящей вблизи станции линии электропередачи ВЛ-110кВ N 127 Зарамаг-Нузал по схеме "заход-выход", что усматривается из чертежа заходов.
Согласно проектно-сметной документации, разработанной ОАО "Южэнергосетьпроект" на основании технических условий на технологическое присоединение энергоустановок ГЭС к электрическим сетям, сетевая организация выполнила работы в границах Головной Зарамагской ГЭС на сумму 8 992 096 рублей 53 копеек (без НДС), в том числе: по организации ВЧ связи в размере 7 909 927 рублей 26 копеек, пусконаладочные работы - 884 719 рублей 67 копеек, вынос ВЛ-35кВ с площадок ОРУ-110кВ Головной ГЭС - 197 449 рублей 60 копеек. Величина расходов и факт их производства подтверждаются реестром выполненных объемов работ по объекту выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС, актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, счетами-фактурами.
В соответствии с Методическими указаниями по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25-2001 от 01.03.2001 (введены в действие с 01.03.2011 постановлением Госстроя Российской Федерации от 28.02.2011 N 15) в сметной документации учтена сметная прибыль, так как технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС выполнялось по индивидуальному проекту на основании сметной документации.
При этом в составе норматива сметной прибыли учтены затраты на налоги на прибыль, имущество и т.д. (пункт 1.2. Методических указаний).
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о необоснованном включении службой в состав платы за технологическое присоединение налога на прибыль основан на правильном применении норм права к установленным судом фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд также учел положения пункта 21 раздел 3 "Принципы и методы регулирования тарифов (цен)" постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 в части включения в необходимую валовую выручку суммы налога на прибыль, а не в плату за технологическое присоединение, утвержденную службой.
Согласно пункту 9 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с разделом 2 и 3.
Учитывая технические характеристики Головной станции ГЭС для расчета платы за технологическое присоединение, суд посчитал применимым к сложившимся между участниками соглашения положений раздела 2, определяющего размер платы исходя из формулы: Птп = Методических указаний = Р + Ри (руб.), где Р - расходы на технологическое присоединение по мероприятиям, указанным в пункте 12 Методических указаний, не включающие в себя расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (руб.); Ри - расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 9 Методических указаний (руб.), определяемые в соответствии с разделом 5 согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
В составе вышеуказанной формулы также не учитывается налог на прибыль, что соответствует Основам ценообразования.
Суд установил, что головная ГЭС присоединена к линии электропередачи, имеющей класс напряжения, указанный в заявке. Линия электропередачи не требовала реконструкции, то есть не требовала увеличения сечения провода, что соответствует представленной суду проектной документации. Усиление существующей электрической сети в смысле, определенном в пункте 11 Методических указаний, связанного со строительством новых линий электропередачи, подстанций, увеличением сечения проводов и кабелей, заменой или увеличением мощности трансформаторов, расширением распределительных устройств, установкой устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии при технологическом присоединении Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" не требовалось и не осуществлялось. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Строительство заходов ВЛ-110кВ на ОРУ-110кВ Головной Зарамагской ГЭС стоимостью 8 633 149 рублей 60 копеек (без НДС), являющихся объектом электросетевого хозяйства, осуществлено с целью присоединения станции от границы балансовой принадлежности до существующего объекта электросетевого хозяйства (опора ВЛ-110кВ N 127 Нузал-Зарамаг).
Плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых Устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных Устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких Устройств (пункт 4 Методических указаний).
Методическими указаниями установлено, что плановые экономически обоснованные расходы сетевой организации на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к ее сетям Устройств юридических и физических лиц для целей определения размера платы за технологическое присоединение в соответствии с разделами II и III Методических указаний определяются путем расчета необходимой валовой выручки согласно Основам ценообразования в соответствии с Приложением 1. В состав необходимой валовой выручки включаются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, определяемые в соответствии с Разделом V согласно Приложению 5 к Методическим указаниям (пункт 9).
Согласно пункту 10 Методических указаний инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Перечень мероприятий, учитываемых в составе расходов сетевой организации для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установлен пунктом 12 Методических указаний.
Довод ОАО "МРСК СК" о неправомерном обязании службы применить действующее законодательство к отношениям, возникшим до введения в действие обжалуемого постановления, суд проверил и правильно указал, что нормы действующего законодательства в отношении объектов по производству электроэнергии на момент заключения договора, в период проведения работ и осуществления технологического присоединения сетевой организацией, а также на момент вынесения решения предусматривали одни и те же требования и не менялись.
Пунктом 21 постановления Правительства России от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" указано, что в необходимую валовую выручку у объектов по производству электроэнергии подлежит включению сумма налога на прибыль, которая учитывается при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (раздел III постановления).
В силу вышеуказанных норм материального права и Правил за технологическое присоединение устанавливается плата, а не индивидуальный тариф. При этом на основании пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ определение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется на основании Методических указаний.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным постановление службы от 23.07.2012 N 37.
Поскольку судом установлены нарушения прав и законных интересов общества, судебные инстанции правильно обязали службу рассмотреть заявление общества о перерасчете платы и утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" в соответствии с действующим законодательством в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.04.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу N А61-2757/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2014 ПО ДЕЛУ N А61-2757/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. по делу N А61-2757/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" - Найфоновой З.С. (доверенность от 30.01.2014), Кочиевой Г.Г. (доверенность от 01.04.2013), от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Сикоева М.М. (доверенность от 01.01.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1021500580090, ОГРН 1061515005166), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 25638 0, 25639 7, 25640 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.04.2013 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А61-2757/2012, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Зарамагские ГЭС" (далее - ГЭС, генерирующая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - служба) от 23.07.2012 N 37 и обязании службы выполнить расчет платы за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям открытого акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ОАО "МРСК СК", сетевая организация) в соответствии с действующим законодательством и утвердить плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" в сумме 17 631 940 рублей 16 копеек (без НДС). Делу присвоен N А61-2757/2012.
ОАО "МРСК СК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления службы от 23.07.2012 N 37. Делу присвоен N А61-2791/2012.
Определением суда от 09.01.2013 дела N А61-2757/2012 и N А61-2791/2012 объединены в одно производство, делу присвоен N А61-2757/2012.
Решением суда от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2013, признано недействительным постановление службы от 23.07.2012 N 37. Суд обязал службу рассмотреть заявление общества о перерасчете платы и утверждению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" в соответствии с действующим законодательством в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу. Судебные инстанции сделали вывод о необоснованном включении службой налога на прибыль в состав платы за технологическое присоединение. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд указал, что органом, уполномоченным по определению расчета платы за технологическое присоединение, является служба.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ОАО "МРСК СК" с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы указывает, что суд неправомерно обязал службу применить действующее законодательство к отношениям, возникшим до введения в действие обжалуемого постановления. Поскольку ОАО "МРСК СК" обратилось в службу впервые с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение 08.07.2010 и постановление службы от 23.12.2010 N 71 по результатам его рассмотрения признано недействительным, все остальные заявления должны рассматриваться в соответствии с законодательством, действующим на момент выполнения спорных работ.
В отзыве на кассационную жалобу ГЭС просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Служба отзыв на жалобу не направила.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Постановлением службы от 23.07.2012 N 37 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭС (головная ГЭС") к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" в размере 52 075 886 рублей 81 копейки (без НДС).
Не согласившись с данным постановлением, ГЭС и ОАО "МРСК СК" обжаловали его в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N 365-э/5 (далее - Методические указания).
Статьей 23.2 Закона N 35-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2011, установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, в соответствии с пунктом 17 Правил устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. На территории Республики Северная Осетия-Алания подобными полномочиями наделена РСТ РСО-Алания. В соответствии с пунктом 30.1 Правил установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств, требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, то сетевая организация в установленный срок направляет в уполномоченный орган заявку об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Пункт 11 Методических указаний запрещает включать в размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту стоимость выполнения технических условий сетевой организации, в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
Судебные инстанции установили, что ОАО "МРСК СК" и ГЭС заключили договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок к электрическим сетям от 17.04.2008 N 94/2008, предметом которого является осуществление сторонами комплекса мероприятий, обеспечивающих в совокупности фактическое присоединение электроустановок общества к электрическим сетям ОАО "МРСК СК". Сетевая организация обязуется осуществить предварительный расчет платы за технологическое присоединение; осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергоустановок генерирующей компании в части, касающейся сетевой компании (пункт 3.1 договора); генерирующая компания обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению, осуществить определенные договором мероприятия, в части касающейся генерирующей компании (подпункт 4 пункта 3.2).
Постановлением службы от 23.12.2010 N 71 утверждена индивидуальная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" энергоустановок ГЭС в размере 132 251 820 рублей (с НДС). При этом служба не учла расходы на уплату налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в размере 29 125 751 рубля, а также расходы за подготовку и выдачу технических условий в размере 10 024 рубля. Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.07.2011 N 429-тп службе указано при определении размера платы за технологическое присоединение к сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" дополнительно учесть расходы на уплату налога на прибыль, подготовку и выдачу технических условий. Постановлением службы от 08.08.2011 N 68 внесены дополнения в постановление от 23.12.2010 N 71 в части включения расходов на уплату налога на прибыль, подготовку и выдачу технических условий. Индивидуальная плата за технологическое присоединение энергоустановок общества к сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" установлена в размере 160 295 379 рублей (с НДС).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.10.2011 по делу А61-523/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2011, постановление службы от 23.12.2010 N 71 признано недействительным.
Постановлением службы от 23.07.2012 N 37 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭС (головная ГЭС") к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" в размере 52 075 886 рублей 81 копейки (без НДС) по видам работ: подготовка технических условий и их согласование (4 390 рублей), проверка выполнения заявителем технических условий (579 рублей), фактические действия по присоединению (1 725 рублей), выполнение технических условий (41 655 354 рубля).
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 24.04.2012 N ЕП-3205/14 "О порядке определения размера платы за технологическое присоединение" в состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, определен в приложении 5 Методических указаний.
Налог на прибыль включен в плату за техническое присоединение в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по тарифам, которые отражены в пункте 4 протокола согласительного совещания с применением системы видеоконференц-связи по рассмотрению заявления ОАО "МРСК СК" об урегулировании спора, связанного с установлением службы платы за технологическое присоединение общества к территориальным распределительным электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" по индивидуальному проекту (исх. от 17.03.2011 N СОФ/01/323, вх. от 18.03.2011 N ФСТ-5836-27) от 04.05.2011 N НБ-3.
Из протокола заседания Правления службы от 23.07.2012 следует, что вышеперечисленные мероприятия учитываются при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с Приложением 5 Методических указаний и статье 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ.
Мероприятия, учтенные службой при установлении платы за технологическое присоединение, выполненные на действующих подстанциях ПС 110 кВ Зарамаг, ПС 110 кВ Нузал и ПС 110 кВ Мизур, находящихся на балансе сетевой организации, относятся к реконструкции и развитию электрических сетей и в плату за техническое присоединение не включаются.
Из пресс-релиза Правления Федеральной службы по тарифам от 02.08.2011 "О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" следует, что в "плату за технологическое присоединение должны включаться только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (или) объектов электроэнергетики (последняя миля)", а также со ссылкой на пункт 11.1 Методических указаний отмечено, что в соответствии статьей 23.2 Закона N 35-ФЗ исключена возможность включения в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту затрат на реконструкцию и развитие сетевой организации.
Согласно Приложению 5 Методических указаний в составе расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, учитывается только строительство заходов на ОРУ-110кВ Головной Зарамагской ГЭС в размере 8 633 149 рублей 63 копеек (без НДС), так как выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС осуществляется в рассечку проходящей вблизи станции линии электропередачи ВЛ-110кВ N 127 Зарамаг-Нузал по схеме "заход-выход", что усматривается из чертежа заходов.
Согласно проектно-сметной документации, разработанной ОАО "Южэнергосетьпроект" на основании технических условий на технологическое присоединение энергоустановок ГЭС к электрическим сетям, сетевая организация выполнила работы в границах Головной Зарамагской ГЭС на сумму 8 992 096 рублей 53 копеек (без НДС), в том числе: по организации ВЧ связи в размере 7 909 927 рублей 26 копеек, пусконаладочные работы - 884 719 рублей 67 копеек, вынос ВЛ-35кВ с площадок ОРУ-110кВ Головной ГЭС - 197 449 рублей 60 копеек. Величина расходов и факт их производства подтверждаются реестром выполненных объемов работ по объекту выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС, актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, счетами-фактурами.
В соответствии с Методическими указаниями по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25-2001 от 01.03.2001 (введены в действие с 01.03.2011 постановлением Госстроя Российской Федерации от 28.02.2011 N 15) в сметной документации учтена сметная прибыль, так как технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС выполнялось по индивидуальному проекту на основании сметной документации.
При этом в составе норматива сметной прибыли учтены затраты на налоги на прибыль, имущество и т.д. (пункт 1.2. Методических указаний).
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о необоснованном включении службой в состав платы за технологическое присоединение налога на прибыль основан на правильном применении норм права к установленным судом фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд также учел положения пункта 21 раздел 3 "Принципы и методы регулирования тарифов (цен)" постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 в части включения в необходимую валовую выручку суммы налога на прибыль, а не в плату за технологическое присоединение, утвержденную службой.
Согласно пункту 9 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с разделом 2 и 3.
Учитывая технические характеристики Головной станции ГЭС для расчета платы за технологическое присоединение, суд посчитал применимым к сложившимся между участниками соглашения положений раздела 2, определяющего размер платы исходя из формулы: Птп = Методических указаний = Р + Ри (руб.), где Р - расходы на технологическое присоединение по мероприятиям, указанным в пункте 12 Методических указаний, не включающие в себя расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (руб.); Ри - расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 9 Методических указаний (руб.), определяемые в соответствии с разделом 5 согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
В составе вышеуказанной формулы также не учитывается налог на прибыль, что соответствует Основам ценообразования.
Суд установил, что головная ГЭС присоединена к линии электропередачи, имеющей класс напряжения, указанный в заявке. Линия электропередачи не требовала реконструкции, то есть не требовала увеличения сечения провода, что соответствует представленной суду проектной документации. Усиление существующей электрической сети в смысле, определенном в пункте 11 Методических указаний, связанного со строительством новых линий электропередачи, подстанций, увеличением сечения проводов и кабелей, заменой или увеличением мощности трансформаторов, расширением распределительных устройств, установкой устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии при технологическом присоединении Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" не требовалось и не осуществлялось. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Строительство заходов ВЛ-110кВ на ОРУ-110кВ Головной Зарамагской ГЭС стоимостью 8 633 149 рублей 60 копеек (без НДС), являющихся объектом электросетевого хозяйства, осуществлено с целью присоединения станции от границы балансовой принадлежности до существующего объекта электросетевого хозяйства (опора ВЛ-110кВ N 127 Нузал-Зарамаг).
Плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых Устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных Устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких Устройств (пункт 4 Методических указаний).
Методическими указаниями установлено, что плановые экономически обоснованные расходы сетевой организации на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к ее сетям Устройств юридических и физических лиц для целей определения размера платы за технологическое присоединение в соответствии с разделами II и III Методических указаний определяются путем расчета необходимой валовой выручки согласно Основам ценообразования в соответствии с Приложением 1. В состав необходимой валовой выручки включаются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, определяемые в соответствии с Разделом V согласно Приложению 5 к Методическим указаниям (пункт 9).
Согласно пункту 10 Методических указаний инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Перечень мероприятий, учитываемых в составе расходов сетевой организации для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установлен пунктом 12 Методических указаний.
Довод ОАО "МРСК СК" о неправомерном обязании службы применить действующее законодательство к отношениям, возникшим до введения в действие обжалуемого постановления, суд проверил и правильно указал, что нормы действующего законодательства в отношении объектов по производству электроэнергии на момент заключения договора, в период проведения работ и осуществления технологического присоединения сетевой организацией, а также на момент вынесения решения предусматривали одни и те же требования и не менялись.
Пунктом 21 постановления Правительства России от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" указано, что в необходимую валовую выручку у объектов по производству электроэнергии подлежит включению сумма налога на прибыль, которая учитывается при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (раздел III постановления).
В силу вышеуказанных норм материального права и Правил за технологическое присоединение устанавливается плата, а не индивидуальный тариф. При этом на основании пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ определение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется на основании Методических указаний.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным постановление службы от 23.07.2012 N 37.
Поскольку судом установлены нарушения прав и законных интересов общества, судебные инстанции правильно обязали службу рассмотреть заявление общества о перерасчете платы и утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" в соответствии с действующим законодательством в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.04.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу N А61-2757/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)