Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Ставропольское президентское кадетское училище" (ИНН 2634803361, ОГРН 1112651024750) - Горбатенко Е.С. (доверенность от 12.01.2015), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (ИНН 2635028348, ОГРН 1042600329969) - Сидельникова Е.А. (доверенность от 12.01.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" (ИНН 2634801029, ОГРН 1112651000109) - Паламарчука Е.И. (доверенность от 10.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-1980/2014, установил следующее.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Ставропольское президентское кадетское училище" (далее - училище, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.10.2013 N 44997 в части начисления 1 218 536 рублей земельного налога за 2012 год и 1 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату налога (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 02.04.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю".
Решением суда от 04.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2014, требования училища удовлетворены в полном объеме. Производство в части признания земельного участка, принадлежащего училищу на праве постоянного (бессрочного) пользования, изъятым из оборота в соответствии со статьей 389 Кодекса, и начисления штрафных санкций по статье 119 Кодекса прекращено в связи с отказом заявителя от части требований.
Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок относится к землям обороны, изъят из гражданского оборота и, соответственно, не является объектом налогообложения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что учебно-административные корпусы училища к военным объектам не относятся. Доказательства того, что военный городок, на котором расположено кадетское училище, является воинской частью или на территории училища находится воинская часть, в материалы дела не представлены. Содействие укреплению безопасности страны в деятельности училища при организации и проведении военно-патриотического воспитания граждан и подготовка граждан по военно-учебным специальностям не могут служить основанием для отнесения земельного участка, используемого в этих целях, к землям, используемым непосредственно для обеспечения обороны и безопасности, а также для освобождения от уплаты земельного налога. Действующее законодательство об обороне и безопасности Российской Федерации не наделяет такие училища особым статусом, равно как не наделяет особым статусом их имущество. Целью деятельности училища является осуществление образовательного процесса в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительными образовательными программами для подготовки несовершеннолетних граждан к гражданской службе. Фактически на спорном земельном участке расположены гражданские объекты, используемые в общеобразовательном процессе. Спорный земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, относится к землям поселений, категория - земли населенных пунктов.
В отзыве на кассационную жалобу училище просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную проверку представленной училищем 03.04.2013 налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составила акт от 17.07.2013 N 25202 и вынесла решение от 07.10.2013 N 44997 о начислении 1 218 536 рублей земельного налога за 2012 год, 243 780 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса за его неполную уплату и 182 780 рублей 40 копеек штрафа по статье 119 Кодекса за нарушение установленного срока направления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган (при установленном сроке представления не позднее 01.02.2013 документ налоговой отчетности представлен в инспекцию 03.04.2013).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 11.12.2013 N 07-20/018414 решение инспекции от 07.10.2013 N 44997 отменено в части начисления штрафных санкций, установленных пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в размере 120 853 рублей 60 копеек, и пунктом 1 статьи 119 Кодекса в размере 90 390 рублей 20 копеек. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
В порядке статей 137 и 138 Кодекса училище обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных училищем требований в оспариваемой части, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Кодекса определены объекты обложения земельным налогом, из числа которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса исключены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Землями обороны и безопасности признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами (статья 39 Земельного кодекса).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что училище создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2011 N 1414-р, его учредителем является Российская Федерация; функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. В силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.02.2013 N 152 училище входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ссылаясь на статьи 10, 15 приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2012 N 1199 "Об утверждении типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации", приказы Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583", от 21.06.2011 N 888 "Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время", от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации", приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов", устав училища, а также факт прямого подчинения кадетского училища статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации, судебные инстанции исходя из характера возложенных на училище функций и специфики его деятельности, сделали вывод о создании училища, являющегося государственным учреждением, в целях реализации поставленным перед Министерством обороны Российской Федерации задач и вхождении его в единую систему органов и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Суд проанализировал устав училища, исходя из которого оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан. Основной целью деятельности училища является подготовки всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще. Ведение учебного процесса наряду с гражданскими служащими осуществляют в том числе военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.
Училищу также присвоен статус военного городка, что подтверждается паспортом военного городка.
Суд установил, что спорный земельный участок общей площадью 94 100 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 328 (кадастровый номер 26:12:030113:4) с разрешенным использованием - территория училища, категория земли - земли поселений, с 30.01.2006 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 30.01.2006 N 26 АА252090. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2012 N 2842 спорный земельный участок передан училищу в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 14.11.2012 N 26-АИ 214075).
В письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу" указано, что в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности. В связи с тем, что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может осуществляться только строго определенным указанными законами кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности на вещном титуле постоянного (бессрочного) пользования.
Судебные инстанции применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела пришли к выводу о том, что закрепленный за училищем земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к земельным участкам, изъятым из оборота, поскольку учреждение входит в систему органов Министерства обороны Российской Федерации, имущество (здания, строения, сооружения), принадлежит ему на праве оперативного управления, а все имущество и земельный участок находится в собственности Российской Федерации, а спорный земельный участок используется училищем в целях обороны страны.
Отнесение спорного участка к землям поселений в рассматриваемом случае не изменяет его фактического использования и не исключает права на применение налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса, так как эта норма такого ограничения не содержит.
Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 328 установлено, что училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, обучающихся в этих училищах, по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (или по профилю деятельности федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища) и обеспечивающими их подготовку к поступлению в профильные образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти (пункт 3).
Основными задачами училищ являются:
а) подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения;
б) обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, получения ими среднего (полного) общего образования;
в) получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений;
г) воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
д) формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
е) развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости (пункт 4).
Положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что оборона представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (часть 1 статьи 1 Закона). Организация обороны включает в себя в том числе развитие науки в интересах обороны (пункт 12 статьи 2 Закона); другие мероприятия в области обороны (пункт 16 статьи 2 Закона).
Поскольку училище реализует дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола, является наиболее продуктивной отечественной школой подготовки квалифицированных кадров для профессионального служения государству и поступления в высшие учебные заведения конкретного вида и рода войск (кадетские корпуса Министерства обороны России, Министерства внутренних дел России, Федеральной службы безопасности России и других ведомств), а также на гражданскую и военную службу, являющиеся одним из элементов обороны России в части воспитания и подготовки граждан, выводы судебных инстанций о фактическом использовании училищем спорного земельного участка в целях обороны следует признать на правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу N А63-1980/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2015 ПО ДЕЛУ N А63-1980/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. по делу N А63-1980/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Ставропольское президентское кадетское училище" (ИНН 2634803361, ОГРН 1112651024750) - Горбатенко Е.С. (доверенность от 12.01.2015), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (ИНН 2635028348, ОГРН 1042600329969) - Сидельникова Е.А. (доверенность от 12.01.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" (ИНН 2634801029, ОГРН 1112651000109) - Паламарчука Е.И. (доверенность от 10.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-1980/2014, установил следующее.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Ставропольское президентское кадетское училище" (далее - училище, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.10.2013 N 44997 в части начисления 1 218 536 рублей земельного налога за 2012 год и 1 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату налога (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 02.04.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю".
Решением суда от 04.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2014, требования училища удовлетворены в полном объеме. Производство в части признания земельного участка, принадлежащего училищу на праве постоянного (бессрочного) пользования, изъятым из оборота в соответствии со статьей 389 Кодекса, и начисления штрафных санкций по статье 119 Кодекса прекращено в связи с отказом заявителя от части требований.
Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок относится к землям обороны, изъят из гражданского оборота и, соответственно, не является объектом налогообложения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что учебно-административные корпусы училища к военным объектам не относятся. Доказательства того, что военный городок, на котором расположено кадетское училище, является воинской частью или на территории училища находится воинская часть, в материалы дела не представлены. Содействие укреплению безопасности страны в деятельности училища при организации и проведении военно-патриотического воспитания граждан и подготовка граждан по военно-учебным специальностям не могут служить основанием для отнесения земельного участка, используемого в этих целях, к землям, используемым непосредственно для обеспечения обороны и безопасности, а также для освобождения от уплаты земельного налога. Действующее законодательство об обороне и безопасности Российской Федерации не наделяет такие училища особым статусом, равно как не наделяет особым статусом их имущество. Целью деятельности училища является осуществление образовательного процесса в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительными образовательными программами для подготовки несовершеннолетних граждан к гражданской службе. Фактически на спорном земельном участке расположены гражданские объекты, используемые в общеобразовательном процессе. Спорный земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, относится к землям поселений, категория - земли населенных пунктов.
В отзыве на кассационную жалобу училище просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную проверку представленной училищем 03.04.2013 налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составила акт от 17.07.2013 N 25202 и вынесла решение от 07.10.2013 N 44997 о начислении 1 218 536 рублей земельного налога за 2012 год, 243 780 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса за его неполную уплату и 182 780 рублей 40 копеек штрафа по статье 119 Кодекса за нарушение установленного срока направления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган (при установленном сроке представления не позднее 01.02.2013 документ налоговой отчетности представлен в инспекцию 03.04.2013).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 11.12.2013 N 07-20/018414 решение инспекции от 07.10.2013 N 44997 отменено в части начисления штрафных санкций, установленных пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в размере 120 853 рублей 60 копеек, и пунктом 1 статьи 119 Кодекса в размере 90 390 рублей 20 копеек. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
В порядке статей 137 и 138 Кодекса училище обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных училищем требований в оспариваемой части, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Кодекса определены объекты обложения земельным налогом, из числа которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса исключены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Землями обороны и безопасности признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами (статья 39 Земельного кодекса).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что училище создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2011 N 1414-р, его учредителем является Российская Федерация; функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. В силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.02.2013 N 152 училище входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ссылаясь на статьи 10, 15 приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2012 N 1199 "Об утверждении типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации", приказы Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583", от 21.06.2011 N 888 "Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время", от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации", приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов", устав училища, а также факт прямого подчинения кадетского училища статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации, судебные инстанции исходя из характера возложенных на училище функций и специфики его деятельности, сделали вывод о создании училища, являющегося государственным учреждением, в целях реализации поставленным перед Министерством обороны Российской Федерации задач и вхождении его в единую систему органов и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Суд проанализировал устав училища, исходя из которого оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан. Основной целью деятельности училища является подготовки всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще. Ведение учебного процесса наряду с гражданскими служащими осуществляют в том числе военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.
Училищу также присвоен статус военного городка, что подтверждается паспортом военного городка.
Суд установил, что спорный земельный участок общей площадью 94 100 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 328 (кадастровый номер 26:12:030113:4) с разрешенным использованием - территория училища, категория земли - земли поселений, с 30.01.2006 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 30.01.2006 N 26 АА252090. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2012 N 2842 спорный земельный участок передан училищу в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 14.11.2012 N 26-АИ 214075).
В письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу" указано, что в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности. В связи с тем, что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может осуществляться только строго определенным указанными законами кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности на вещном титуле постоянного (бессрочного) пользования.
Судебные инстанции применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела пришли к выводу о том, что закрепленный за училищем земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к земельным участкам, изъятым из оборота, поскольку учреждение входит в систему органов Министерства обороны Российской Федерации, имущество (здания, строения, сооружения), принадлежит ему на праве оперативного управления, а все имущество и земельный участок находится в собственности Российской Федерации, а спорный земельный участок используется училищем в целях обороны страны.
Отнесение спорного участка к землям поселений в рассматриваемом случае не изменяет его фактического использования и не исключает права на применение налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса, так как эта норма такого ограничения не содержит.
Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 328 установлено, что училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, обучающихся в этих училищах, по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (или по профилю деятельности федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища) и обеспечивающими их подготовку к поступлению в профильные образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти (пункт 3).
Основными задачами училищ являются:
а) подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения;
б) обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, получения ими среднего (полного) общего образования;
в) получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений;
г) воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
д) формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
е) развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости (пункт 4).
Положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что оборона представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (часть 1 статьи 1 Закона). Организация обороны включает в себя в том числе развитие науки в интересах обороны (пункт 12 статьи 2 Закона); другие мероприятия в области обороны (пункт 16 статьи 2 Закона).
Поскольку училище реализует дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола, является наиболее продуктивной отечественной школой подготовки квалифицированных кадров для профессионального служения государству и поступления в высшие учебные заведения конкретного вида и рода войск (кадетские корпуса Министерства обороны России, Министерства внутренних дел России, Федеральной службы безопасности России и других ведомств), а также на гражданскую и военную службу, являющиеся одним из элементов обороны России в части воспитания и подготовки граждан, выводы судебных инстанций о фактическом использовании училищем спорного земельного участка в целях обороны следует признать на правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу N А63-1980/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Ю.В.МАЦКО
Т.Н.ДОРОГИНА
Ю.В.МАЦКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)