Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Петровой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "КАММИНВОДЫ" (ИНН 6613005672)
к Межрайонная ИФНС России N 19 по Свердловской области (ИНН 6633001154)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя - Андреев А.И., директор, паспорт, приказ,
Горюшина О.С., представитель по доверенности от 20.06.2014, паспорт,
Шеина З.Г., представитель по доверенности от 20.06.2014, паспорт,
от заинтересованного лица - Конова П.С., представитель по доверенности N 5 от 10.01.2014, паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "КАМЫШЛОВСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области о пересчете суммы задолженности по акту выездной налоговой проверки по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, и начислить с суммы 365336 руб., то есть с учетом сумм оплаты произведенных до окончания проведения проверки, уменьшить штраф по решению от 31.03.2014 N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в 2 раза.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области N 10 от 31.03.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части штрафа по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камышловские минеральные воды".
Уточнения судом приняты.
Оспаривая решение, заявитель считает, что при принятии решения не были учтены все смягчающие ответственность обстоятельства, указывает на процедурные нарушения, допущенные налоговой инспекцией.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном суду отзыве, считает, что правонарушение доказано материалами проверки, налог перечислялся с нарушением установленных сроков.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области на основании решения заместителя начальника от 31 декабря 2013 года N 39 проведена выездная налоговая проверка ООО "Камминводы" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов, в т.ч. налога на доходы физических лиц с 01.01.2010 по 30.11.2013.
Проверка начата 31 декабря 2013 года, окончена 25 февраля 2014 года. Справка о проведенной проверке от 25.02.2014, получена ООО "Камминводы" 25.02.2014.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 26 февраля 2014 года N 10 и 31.03.2014 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области вынесено решение о привлечении ООО "Камминводы" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10.
Данным решением ООО "Камминводы" привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 137430 руб., а также установлено удержание, но неперечисление, налога на доходы физических лиц в размере 365.336 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области 26.05.2014 N 567/14 Решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области от 31.03.2014 N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменений.
Общество с ограниченной ответственностью "Камминводы", не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области N 10 от 31.03.2014 в части привлечения к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Оспаривая решение налогового органа в названной части, заявитель указывает, что налоговым органом при вынесении решения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ не приняты доводы налогоплательщика о наличии смягчающих вину обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном названным Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации (пункт 5 той же статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Из статьи 226 НК РФ также следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из содержания и смысла указанных правовых норм, следует, что обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ обусловлена фактом выплаты доходов налогоплательщику и возможностью его удержания из выплачиваемых сумм.
Предприятием как налоговым агентом в проверяемый период несвоевременно перечислялся в установленный НК РФ срок налог на доходы физических лиц, удержанный у налогоплательщиков.
Указанные обстоятельства установлены в ходе налоговой проверки и не опровергаются налоговым агентом.
Положениями ст. 123 НК РФ (в редакции ФЗ N 229-ФЗ от 27.07.2010) предусмотрено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В данной редакции ст. 123 Кодекса (в редакции Закона N 229-ФЗ) дополнительно установлено, что ответственность применяется за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Следовательно, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение санкции по статье 123 Кодекса.
Факт несвоевременного перечисления удержанного заявителем НДФЛ в размере 687150 руб. за проверяемый период подтвержден материалами дела и им не оспаривается, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ является правомерным именно с суммы несвоевременно перечисленной в бюджет.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ).
Таким образом, ООО "Камминводы" подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ в виде штрафа.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ. силу п. 1 ст. 112 НК РФ судом в качестве смягчающих ответственность могут быть признаны иные, кроме перечисленных в указанном пункте, обстоятельства.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление ВАС РФ от 01.02.2002 N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление ВАС РФ от 06.03.2001 N 8337/00).
Уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд как правоприменитель вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе РФ.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая статус предприятия, его вид деятельности, признание нарушения, сложное финансовое положение общества, в связи с чем произошло снижение заработной платы, увольнение работников, увеличение кредиторской задолженности, убытков, сопоставив соразмерность исчисленного штрафа с тяжестью совершенного правонарушения, а также отсутствие в материалах дела доказательств повторности совершения ООО "Камминводы" аналогичного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ), суд считает возможным снизить размер налоговой санкции до 34357,50 руб.
Довод заявителя о нарушении периода проведения проверки в части налога на доходы физических лиц, судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При проведении проверки по НДФЛ был проверен период с 01.01.2010 по 30.11.2013. Решение о проведении проверки принято 31.12.2013 N 39. Таким образом, три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки - 2012, 2011, 2010 годы.
Пункт 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Само по себе ограничение периода проведения выездной проверки призвано ограничить давностные критерии, что корреспондирует обязанность налогоплательщика по обеспечению сохранности документов в течение четырех лет, предусмотренной п. п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области N 10 от 31.03.2014 о привлечении ООО "Камышловские минеральные воды" к налоговой ответственности в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, превышающего 34357 руб. 50 коп., как не соответствующее налоговому законодательству.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 19 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камышловские минеральные воды".
В удовлетворении остальной части требования отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области в пользу ООО "КАММИНВОДЫ" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-26998/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N А60-26998/2014
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Петровой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "КАММИНВОДЫ" (ИНН 6613005672)
к Межрайонная ИФНС России N 19 по Свердловской области (ИНН 6633001154)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя - Андреев А.И., директор, паспорт, приказ,
Горюшина О.С., представитель по доверенности от 20.06.2014, паспорт,
Шеина З.Г., представитель по доверенности от 20.06.2014, паспорт,
от заинтересованного лица - Конова П.С., представитель по доверенности N 5 от 10.01.2014, паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "КАМЫШЛОВСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области о пересчете суммы задолженности по акту выездной налоговой проверки по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, и начислить с суммы 365336 руб., то есть с учетом сумм оплаты произведенных до окончания проведения проверки, уменьшить штраф по решению от 31.03.2014 N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в 2 раза.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области N 10 от 31.03.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части штрафа по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камышловские минеральные воды".
Уточнения судом приняты.
Оспаривая решение, заявитель считает, что при принятии решения не были учтены все смягчающие ответственность обстоятельства, указывает на процедурные нарушения, допущенные налоговой инспекцией.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном суду отзыве, считает, что правонарушение доказано материалами проверки, налог перечислялся с нарушением установленных сроков.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области на основании решения заместителя начальника от 31 декабря 2013 года N 39 проведена выездная налоговая проверка ООО "Камминводы" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов, в т.ч. налога на доходы физических лиц с 01.01.2010 по 30.11.2013.
Проверка начата 31 декабря 2013 года, окончена 25 февраля 2014 года. Справка о проведенной проверке от 25.02.2014, получена ООО "Камминводы" 25.02.2014.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 26 февраля 2014 года N 10 и 31.03.2014 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области вынесено решение о привлечении ООО "Камминводы" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10.
Данным решением ООО "Камминводы" привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 137430 руб., а также установлено удержание, но неперечисление, налога на доходы физических лиц в размере 365.336 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области 26.05.2014 N 567/14 Решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области от 31.03.2014 N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменений.
Общество с ограниченной ответственностью "Камминводы", не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области N 10 от 31.03.2014 в части привлечения к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Оспаривая решение налогового органа в названной части, заявитель указывает, что налоговым органом при вынесении решения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ не приняты доводы налогоплательщика о наличии смягчающих вину обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном названным Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации (пункт 5 той же статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Из статьи 226 НК РФ также следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из содержания и смысла указанных правовых норм, следует, что обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ обусловлена фактом выплаты доходов налогоплательщику и возможностью его удержания из выплачиваемых сумм.
Предприятием как налоговым агентом в проверяемый период несвоевременно перечислялся в установленный НК РФ срок налог на доходы физических лиц, удержанный у налогоплательщиков.
Указанные обстоятельства установлены в ходе налоговой проверки и не опровергаются налоговым агентом.
Положениями ст. 123 НК РФ (в редакции ФЗ N 229-ФЗ от 27.07.2010) предусмотрено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В данной редакции ст. 123 Кодекса (в редакции Закона N 229-ФЗ) дополнительно установлено, что ответственность применяется за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Следовательно, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение санкции по статье 123 Кодекса.
Факт несвоевременного перечисления удержанного заявителем НДФЛ в размере 687150 руб. за проверяемый период подтвержден материалами дела и им не оспаривается, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ является правомерным именно с суммы несвоевременно перечисленной в бюджет.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ).
Таким образом, ООО "Камминводы" подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ в виде штрафа.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ. силу п. 1 ст. 112 НК РФ судом в качестве смягчающих ответственность могут быть признаны иные, кроме перечисленных в указанном пункте, обстоятельства.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление ВАС РФ от 01.02.2002 N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление ВАС РФ от 06.03.2001 N 8337/00).
Уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд как правоприменитель вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе РФ.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая статус предприятия, его вид деятельности, признание нарушения, сложное финансовое положение общества, в связи с чем произошло снижение заработной платы, увольнение работников, увеличение кредиторской задолженности, убытков, сопоставив соразмерность исчисленного штрафа с тяжестью совершенного правонарушения, а также отсутствие в материалах дела доказательств повторности совершения ООО "Камминводы" аналогичного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ), суд считает возможным снизить размер налоговой санкции до 34357,50 руб.
Довод заявителя о нарушении периода проведения проверки в части налога на доходы физических лиц, судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При проведении проверки по НДФЛ был проверен период с 01.01.2010 по 30.11.2013. Решение о проведении проверки принято 31.12.2013 N 39. Таким образом, три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки - 2012, 2011, 2010 годы.
Пункт 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Само по себе ограничение периода проведения выездной проверки призвано ограничить давностные критерии, что корреспондирует обязанность налогоплательщика по обеспечению сохранности документов в течение четырех лет, предусмотренной п. п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области N 10 от 31.03.2014 о привлечении ООО "Камышловские минеральные воды" к налоговой ответственности в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, превышающего 34357 руб. 50 коп., как не соответствующее налоговому законодательству.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 19 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камышловские минеральные воды".
В удовлетворении остальной части требования отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области в пользу ООО "КАММИНВОДЫ" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)