Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Газпром": Самоховец Максима Александровича по доверенности от 03.04.2014 N 01/04/04-167д,
от ЦБ РФ: Мельниковой Светланы Ивановны по доверенности от 08.09.2014, Паршиной Надежды Петровны по доверенности от 09.07.2014 N 22,
от ОАО "Роснефтегаз": Жильцовой Елены Сергеевны по доверенности от 25.12.2014 N ЛК-14/54/Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.07.2014 по делу N А53-6758/2014,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром"
к Банку России
при участии третьих лиц: ОАО "Роснефтегаз"
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления в Южном федеральном округе Службы Банка России по финансовым рынкам (после преобразования - Отделение по Ростовской области Южного главного управления Банка России) от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Роснефтегаз".
Решением суда от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемое предписание соответствует Закону и не нарушает прав заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Газпром" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 28.07.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что Банк России не вправе выносить предписание, предметом которого является обязанность направить обязательное предложение о выкупе акций. Само по себе приобретение крупного пакета акций и ненаправление публичной оферты при наличии предусмотренных законом ограничений для реализации прав акционера и в условиях фактического отсутствия смены контроля над обществом, не может нарушать права акционеров. В случае ненаправления обязательного предложения о выкупе акций права акционеров не нарушаются, следовательно, оспариваемое предписание в условиях отсутствия нарушенных прав акционеров выходит за пределы полномочий Банка России. ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" не являются аффилированными лицами, поэтому у заявителя отсутствует обязанность направить обязательное предложение о выкупе акций.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" является непубличным акционерным обществом, поэтому в отношении акций данного общества не может быть направлено обязательное предложение о выкупе. Отсутствие у данного общества статуса публичного следует из содержания новой редакции статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Газпром" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представители Банка России в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва и дополнения к отзыву.
Представитель ОАО "Роснефтегаз" в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Службу Банка России в ЮФО (г. Ростов-на-Дону) 24.01.2014, 18.02.2014 поступили сведения от ОАО "Ростовская газонаполнительная станция", в ходе анализа которых установлено, что во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 2016-р "О продаже принадлежащих "ОАО "Роснефтегаз" (г. Москва) обыкновенных именных акций открытых акционерных обществ ОАО "Газпром" (г. Москва) 09.04.2013 был заключен договор N 11/Д-2013, по условиям которого ОАО "Газпром" (вместе с акциями других открытых акционерных обществ) приобрел у ОАО "Роснефтегаз" обыкновенные именные акции открытых акционерных обществ ОАО "Газпром". Операция по переводу акций со счета ОАО "Роснефтегаз" на счет ОАО "Газпром" была осуществлена 14.05.2013. Доля принадлежащих ОАО "Газпром" акций в уставном капитале ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" составляет 2099 штук - 41.9%.
Ненаправление в соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона "Об акционерных обществах" обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" послужило основанием для вынесения Межрегиональным управлением Службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО (г. Ростов-на-Дону) предписания от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903, которым обществу "Газпром" предписано в течение двадцати рабочих дней с даты получения предписания направить в адрес общества обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" и предоставить в межрегиональное отделение обязательное предложение и прилагаемые к нему документы, соответствующие требованиям положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России N 06-76/пз-н от 13.07.2006, электронный носитель, содержащий текст обязательного предложения, а также информировать межрегиональное отделение о действиях, предпринятых в связи с получением предписания.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, ОАО "Газпром" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, предписание Банка России может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного ненормативного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие совокупности указанных условий суд апелляционной инстанции находит недоказанным.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" ФСФР России упразднена с 01.09.2013, функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим, в том числе регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Основанием для вынесения Банком России оспариваемого в рамках настоящего дела предписания от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903 послужило нарушение ОАО "Газпром" требований п. 1 ч. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), выразившееся в ненаправлении в адрес общества обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Ростовская газонаполнительная станция".
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
По смыслу приведенной нормы, лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
Из материалов дела следует, что ОАО "Газпром" приобретена доля акций в уставном капитале ОАО "Ростовская газонаполнительная станция", о чем внесена соответствующая запись по лицевому счету заявителя 14.05.2013. Доля принадлежащих ОАО "Газпром" акций в уставном капитале ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" составила 2 099 штук (41,79%).
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм обязанность по направлению обязательного предложения заявителем не исполнена.
В соответствии с абз. 5 п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах требования настоящей статьи не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами.
Заявитель указывает, что в период приобретения акций ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" являлись аффилированными лицами, следовательно, заявитель освобождается от обязанности по направлению другим акционерам обязательного предложения в связи с состоявшимся приобретением.
В статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" дано определение понятия аффилированных лиц - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются также лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное лицо (абзац пятый статья 4 Закона о конкуренции).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 6, 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, в том числе из следующих признаков: хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица; хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку.
- Заявитель полагает, что является аффилированным лицом с ОАО "Роснефтегаз" по признакам, предусмотренным в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции по следующим группам лиц: ОАО "Газпром", ОАО "Газпром газораспределение", Густов Сергей Владимирович, ОАО "Тувгаз", ОАО "Роснефтегаз";
- ОАО "Газпром", ОАО "Дальтрансгаз", ОАО "Камчатгазпром", ОАО "Роснефтегаз"; ОАО "Газпром", ОАО "Чеченгаз", ОАО "Роснефтегаз"; ОАО "Газпром", ОАО "Чеченгазпром", ОАО "Роснефтегаз"; ОАО "Газпром", ОАО "Курскгаз", ОАО "Роснефтегаз".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у названных субъектов признаков аффилированности.
Из представленных в материалы дела писем ФАС России от 05.11.2013 N ИА/43674-ДСП/13 и от 11.11.2013 N ИА/44621/13 следует, что ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" аффилированными лицами не являются (т. 2 л.д. 10-12, 95-97).
На отсутствие аффилированности указывает также Служба Банка России в вынесенных в отношении ОАО "Роснефтегаз" постановлениях от 20.11.2013 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, ОАО "Газпром" до появления первых требований миноритарных акционеров (ОАО "УК "Арсагера" - истец по делу А40-97919/2013) о направлении оферты, не указывал ОАО "Роснефтегаз" в своем списке аффилированных лиц.
Доказательств наличия возможности ОАО "Роснефтегаз" и ОАО "Газпром" влиять на хозяйственную деятельность друг друга материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент приобретения заявителем акций ОАО "Ростовская газонаполнительная станция", ОАО "Роснефтегаз" не являлось аффилированным лицом ОАО "Газпром", следовательно, заявитель обязан был исполнить обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что оспариваемое предписание вынесено за пределами предоставленных Банку России полномочий, поскольку ненаправление обязательного предложения прав акционеров не нарушает, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации применяются до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н был утвержден Административный регламент исполнения ФСФР России государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Положениями данного Административного регламента предусмотрено, что: при исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) следующих акций открытых акционерных обществ: обыкновенных акций; привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах (пункт 5); исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8); исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9); основанием для начала процедуры являются: поступление в ФСФР России (Региональное отделение ФСФР России) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона об акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27).
В силу пункта 45 Административного регламента основанием для начала процедуры является выявление ФСФР России (РО ФСФР России) факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах. В случае выявления ФСФР России (РО ФСФР России) факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется ФСФР России (РО ФСФР России) в установленном пунктами 33 - 44 настоящего Административного регламента порядке.
Таким образом, направление заявителю предписания от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903 связано с реализацией функций Банка России по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах и в сфере финансового рынка при упразднении ФСФР России, и не нарушает прав и законных интересов ОАО "Газпром".
Обязательное предложение о приобретении акций открытого общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В составе такой обязательной информации при обязательном предложении есть пункты, предусматривающие наличие предлагаемой цены сделки, которая должна быть обоснована (п. 2, 4 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Однако при ненаправлении обязательного предложения миноритарный акционер фактически лишается возможности реализовать акции по цене, контроль определения которой предусмотрен на законодательном уровне.
Таким образом, защите подлежит, в том числе право миноритарных акционеров получить справедливую цену за свои акции, определяемую по правилам, установленным в п. 4 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Правовые последствия неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах указаны в пункте 6 статьи 84.2 Закона, согласно которому до даты направления в открытое общество обязательного предложения, соответствующего требованиям названной статьи, лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Следовательно, ненаправление ОАО "Газпром" обязательного предложения с учетом норм п. 6 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" может также повлиять на правомочность общих собраний ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" и на результаты голосования, что не может не нарушать права иных акционеров.
Учитывая изложенное, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание направлено на устранение нарушений Закона об акционерных обществах и на защиту прав акционеров, следовательно, вынесено Банком России в пределах предоставленных ему полномочий. При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, поскольку неисполнение предписания влечет ответственность, на что ОАО "Газпром" прямо указано в предписании от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае могут быть применены положения статьи 54 Конституции Российской Федерации.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 Кодекса в редакции Закона).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
В соответствии с пунктом 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах).
Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного.
Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
В Письме Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680 указано, что признаками публичного акционерного общества, предусмотренными пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (пункт 11 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Поскольку ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" в настоящее время является непубличным акционерным обществом, следовательно, в отношении ценных бумаг данного общества после 01.09.2014 обязательное предложение не подлежит направлению.
При формальной правомерности вынесения предписания, после вступления в законную силу судебного акта его исполнение влечет направление обязательного предложения непубличному обществу, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание не подлежит исполнению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения с апелляционной жалобой) составляет 1 000 руб.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины по жалобе в размере 1 000 руб., уплаченная по платежному поручению от 06.08.2014 N 42136 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 июля 2014 года по делу А53-6758/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации признать предписание Банка России от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903 не подлежащим исполнению.
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 15АП-16237/2014 ПО ДЕЛУ N А53-6758/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 15АП-16237/2014
Дело N А53-6758/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Газпром": Самоховец Максима Александровича по доверенности от 03.04.2014 N 01/04/04-167д,
от ЦБ РФ: Мельниковой Светланы Ивановны по доверенности от 08.09.2014, Паршиной Надежды Петровны по доверенности от 09.07.2014 N 22,
от ОАО "Роснефтегаз": Жильцовой Елены Сергеевны по доверенности от 25.12.2014 N ЛК-14/54/Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.07.2014 по делу N А53-6758/2014,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром"
к Банку России
при участии третьих лиц: ОАО "Роснефтегаз"
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления в Южном федеральном округе Службы Банка России по финансовым рынкам (после преобразования - Отделение по Ростовской области Южного главного управления Банка России) от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Роснефтегаз".
Решением суда от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемое предписание соответствует Закону и не нарушает прав заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Газпром" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 28.07.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что Банк России не вправе выносить предписание, предметом которого является обязанность направить обязательное предложение о выкупе акций. Само по себе приобретение крупного пакета акций и ненаправление публичной оферты при наличии предусмотренных законом ограничений для реализации прав акционера и в условиях фактического отсутствия смены контроля над обществом, не может нарушать права акционеров. В случае ненаправления обязательного предложения о выкупе акций права акционеров не нарушаются, следовательно, оспариваемое предписание в условиях отсутствия нарушенных прав акционеров выходит за пределы полномочий Банка России. ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" не являются аффилированными лицами, поэтому у заявителя отсутствует обязанность направить обязательное предложение о выкупе акций.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" является непубличным акционерным обществом, поэтому в отношении акций данного общества не может быть направлено обязательное предложение о выкупе. Отсутствие у данного общества статуса публичного следует из содержания новой редакции статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Газпром" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представители Банка России в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва и дополнения к отзыву.
Представитель ОАО "Роснефтегаз" в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Службу Банка России в ЮФО (г. Ростов-на-Дону) 24.01.2014, 18.02.2014 поступили сведения от ОАО "Ростовская газонаполнительная станция", в ходе анализа которых установлено, что во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 2016-р "О продаже принадлежащих "ОАО "Роснефтегаз" (г. Москва) обыкновенных именных акций открытых акционерных обществ ОАО "Газпром" (г. Москва) 09.04.2013 был заключен договор N 11/Д-2013, по условиям которого ОАО "Газпром" (вместе с акциями других открытых акционерных обществ) приобрел у ОАО "Роснефтегаз" обыкновенные именные акции открытых акционерных обществ ОАО "Газпром". Операция по переводу акций со счета ОАО "Роснефтегаз" на счет ОАО "Газпром" была осуществлена 14.05.2013. Доля принадлежащих ОАО "Газпром" акций в уставном капитале ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" составляет 2099 штук - 41.9%.
Ненаправление в соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона "Об акционерных обществах" обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" послужило основанием для вынесения Межрегиональным управлением Службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО (г. Ростов-на-Дону) предписания от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903, которым обществу "Газпром" предписано в течение двадцати рабочих дней с даты получения предписания направить в адрес общества обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" и предоставить в межрегиональное отделение обязательное предложение и прилагаемые к нему документы, соответствующие требованиям положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России N 06-76/пз-н от 13.07.2006, электронный носитель, содержащий текст обязательного предложения, а также информировать межрегиональное отделение о действиях, предпринятых в связи с получением предписания.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, ОАО "Газпром" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, предписание Банка России может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного ненормативного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие совокупности указанных условий суд апелляционной инстанции находит недоказанным.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" ФСФР России упразднена с 01.09.2013, функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим, в том числе регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Основанием для вынесения Банком России оспариваемого в рамках настоящего дела предписания от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903 послужило нарушение ОАО "Газпром" требований п. 1 ч. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), выразившееся в ненаправлении в адрес общества обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Ростовская газонаполнительная станция".
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
По смыслу приведенной нормы, лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
Из материалов дела следует, что ОАО "Газпром" приобретена доля акций в уставном капитале ОАО "Ростовская газонаполнительная станция", о чем внесена соответствующая запись по лицевому счету заявителя 14.05.2013. Доля принадлежащих ОАО "Газпром" акций в уставном капитале ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" составила 2 099 штук (41,79%).
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм обязанность по направлению обязательного предложения заявителем не исполнена.
В соответствии с абз. 5 п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах требования настоящей статьи не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами.
Заявитель указывает, что в период приобретения акций ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" являлись аффилированными лицами, следовательно, заявитель освобождается от обязанности по направлению другим акционерам обязательного предложения в связи с состоявшимся приобретением.
В статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" дано определение понятия аффилированных лиц - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются также лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное лицо (абзац пятый статья 4 Закона о конкуренции).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 6, 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, в том числе из следующих признаков: хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица; хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку.
- Заявитель полагает, что является аффилированным лицом с ОАО "Роснефтегаз" по признакам, предусмотренным в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции по следующим группам лиц: ОАО "Газпром", ОАО "Газпром газораспределение", Густов Сергей Владимирович, ОАО "Тувгаз", ОАО "Роснефтегаз";
- ОАО "Газпром", ОАО "Дальтрансгаз", ОАО "Камчатгазпром", ОАО "Роснефтегаз"; ОАО "Газпром", ОАО "Чеченгаз", ОАО "Роснефтегаз"; ОАО "Газпром", ОАО "Чеченгазпром", ОАО "Роснефтегаз"; ОАО "Газпром", ОАО "Курскгаз", ОАО "Роснефтегаз".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у названных субъектов признаков аффилированности.
Из представленных в материалы дела писем ФАС России от 05.11.2013 N ИА/43674-ДСП/13 и от 11.11.2013 N ИА/44621/13 следует, что ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" аффилированными лицами не являются (т. 2 л.д. 10-12, 95-97).
На отсутствие аффилированности указывает также Служба Банка России в вынесенных в отношении ОАО "Роснефтегаз" постановлениях от 20.11.2013 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, ОАО "Газпром" до появления первых требований миноритарных акционеров (ОАО "УК "Арсагера" - истец по делу А40-97919/2013) о направлении оферты, не указывал ОАО "Роснефтегаз" в своем списке аффилированных лиц.
Доказательств наличия возможности ОАО "Роснефтегаз" и ОАО "Газпром" влиять на хозяйственную деятельность друг друга материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент приобретения заявителем акций ОАО "Ростовская газонаполнительная станция", ОАО "Роснефтегаз" не являлось аффилированным лицом ОАО "Газпром", следовательно, заявитель обязан был исполнить обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что оспариваемое предписание вынесено за пределами предоставленных Банку России полномочий, поскольку ненаправление обязательного предложения прав акционеров не нарушает, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации применяются до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н был утвержден Административный регламент исполнения ФСФР России государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Положениями данного Административного регламента предусмотрено, что: при исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) следующих акций открытых акционерных обществ: обыкновенных акций; привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах (пункт 5); исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8); исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9); основанием для начала процедуры являются: поступление в ФСФР России (Региональное отделение ФСФР России) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона об акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27).
В силу пункта 45 Административного регламента основанием для начала процедуры является выявление ФСФР России (РО ФСФР России) факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах. В случае выявления ФСФР России (РО ФСФР России) факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется ФСФР России (РО ФСФР России) в установленном пунктами 33 - 44 настоящего Административного регламента порядке.
Таким образом, направление заявителю предписания от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903 связано с реализацией функций Банка России по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах и в сфере финансового рынка при упразднении ФСФР России, и не нарушает прав и законных интересов ОАО "Газпром".
Обязательное предложение о приобретении акций открытого общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В составе такой обязательной информации при обязательном предложении есть пункты, предусматривающие наличие предлагаемой цены сделки, которая должна быть обоснована (п. 2, 4 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Однако при ненаправлении обязательного предложения миноритарный акционер фактически лишается возможности реализовать акции по цене, контроль определения которой предусмотрен на законодательном уровне.
Таким образом, защите подлежит, в том числе право миноритарных акционеров получить справедливую цену за свои акции, определяемую по правилам, установленным в п. 4 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Правовые последствия неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах указаны в пункте 6 статьи 84.2 Закона, согласно которому до даты направления в открытое общество обязательного предложения, соответствующего требованиям названной статьи, лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Следовательно, ненаправление ОАО "Газпром" обязательного предложения с учетом норм п. 6 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" может также повлиять на правомочность общих собраний ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" и на результаты голосования, что не может не нарушать права иных акционеров.
Учитывая изложенное, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание направлено на устранение нарушений Закона об акционерных обществах и на защиту прав акционеров, следовательно, вынесено Банком России в пределах предоставленных ему полномочий. При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, поскольку неисполнение предписания влечет ответственность, на что ОАО "Газпром" прямо указано в предписании от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае могут быть применены положения статьи 54 Конституции Российской Федерации.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 Кодекса в редакции Закона).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
В соответствии с пунктом 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах).
Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного.
Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
В Письме Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680 указано, что признаками публичного акционерного общества, предусмотренными пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (пункт 11 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Поскольку ОАО "Ростовская газонаполнительная станция" в настоящее время является непубличным акционерным обществом, следовательно, в отношении ценных бумаг данного общества после 01.09.2014 обязательное предложение не подлежит направлению.
При формальной правомерности вынесения предписания, после вступления в законную силу судебного акта его исполнение влечет направление обязательного предложения непубличному обществу, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание не подлежит исполнению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения с апелляционной жалобой) составляет 1 000 руб.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины по жалобе в размере 1 000 руб., уплаченная по платежному поручению от 06.08.2014 N 42136 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 июля 2014 года по делу А53-6758/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации признать предписание Банка России от 28.02.2014 N 58-14-АЩ-04/1903 не подлежащим исполнению.
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)