Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.08.2014 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абдуллиной Светланы Геннадиевны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014 по делу N А65-2825/2014 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Абдуллиной Светланы Геннадиевны (ИНН 165804339805, ОГРН 308169017800086), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан - Альмухаметов И.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 2.4-08/00048),
Абдуллин И.Р. - представитель ИП Абдуллиной С.Г. (доверенность от 04.08.2014),
представитель УФНС России по Республике Татарстан не явился, извещено надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Абдуллина Светлана Геннадиевна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 30.09.2013 N 2.12-09/1190.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014 по делу N А65-2825/2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприниматель Абдуллина С.Г. просила отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель предпринимателя Абдуллиной С.Г. поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Абдуллиной С.Г. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 116:50:011206:7 и 16:50:011206:8, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, 44.
27.04.2013 предприниматель Абдуллина С.Г. представила в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, согласно которой подлежит уплате земельный налог в сумме 97805 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:011206:7 в размере 22583000 руб. и из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:011206:8 в размере 8251000 руб., соответствующих рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-30380/2012.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговый орган составил акт от 13.08.2013 N 2.12-09/1190 и принял решение 30.09.2013 N 2.12-09/1190 о привлечении предпринимателя Абдуллиной С.Г. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением предпринимателю Абдуллиной С.Г. начислены земельный налог за 2012 год в сумме 84536 руб., а также соответствующие пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 7592,19 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 16907,20 руб. за неуплату налога и штраф по статье 119 НК РФ в сумме 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации.
Основанием начисления налоговым органом земельного налога за 2012 год послужил вывод о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за названный налоговый период кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 21.11.2013 N 2.14-0-198/02659@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя Абдуллиной С.Г., указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
Суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявление предпринимателя Абдуллиной С.Г. об оспаривании указанного решения налогового органа.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия, в силу статьи 11 НК РФ, должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ.
Вышеприведенным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-30380/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 116:50:011206:7 и 16:50:011206:8, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, 44 и принадлежащих Абдуллиной С.Г. на праве собственности, в размере, равном их рыночной стоимости, - 22583000 руб. и 8251000 руб. соответственно.
На основании заявления Абдуллиной С.Г. указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнено государственным органом, осуществляющим внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, 15.03.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, принадлежащих предпринимателю Абдуллиной С.Г. на праве собственности, установленная судебным решением по делу N А65-30380/2012, не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу на 2013 год.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, а также в судебных актах Федерального арбитражного суда Поволжского округа по подобным делам.
По настоящему делу не имеется неустранимых сомнений, противоречий или неясностей, которые могли бы быть истолкованы в пользу предпринимателя Абдуллиной С.Г. на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные предпринимателем Абдуллиной С.Г. в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Абдуллину С.Г. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ею при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 апреля 2014 года по делу N А65-2825/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-2825/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А65-2825/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.08.2014 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абдуллиной Светланы Геннадиевны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014 по делу N А65-2825/2014 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Абдуллиной Светланы Геннадиевны (ИНН 165804339805, ОГРН 308169017800086), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан - Альмухаметов И.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 2.4-08/00048),
Абдуллин И.Р. - представитель ИП Абдуллиной С.Г. (доверенность от 04.08.2014),
представитель УФНС России по Республике Татарстан не явился, извещено надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Абдуллина Светлана Геннадиевна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 30.09.2013 N 2.12-09/1190.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014 по делу N А65-2825/2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприниматель Абдуллина С.Г. просила отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель предпринимателя Абдуллиной С.Г. поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Абдуллиной С.Г. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 116:50:011206:7 и 16:50:011206:8, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, 44.
27.04.2013 предприниматель Абдуллина С.Г. представила в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, согласно которой подлежит уплате земельный налог в сумме 97805 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:011206:7 в размере 22583000 руб. и из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:011206:8 в размере 8251000 руб., соответствующих рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-30380/2012.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговый орган составил акт от 13.08.2013 N 2.12-09/1190 и принял решение 30.09.2013 N 2.12-09/1190 о привлечении предпринимателя Абдуллиной С.Г. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением предпринимателю Абдуллиной С.Г. начислены земельный налог за 2012 год в сумме 84536 руб., а также соответствующие пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 7592,19 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 16907,20 руб. за неуплату налога и штраф по статье 119 НК РФ в сумме 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации.
Основанием начисления налоговым органом земельного налога за 2012 год послужил вывод о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за названный налоговый период кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 21.11.2013 N 2.14-0-198/02659@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя Абдуллиной С.Г., указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
Суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявление предпринимателя Абдуллиной С.Г. об оспаривании указанного решения налогового органа.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия, в силу статьи 11 НК РФ, должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ.
Вышеприведенным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-30380/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 116:50:011206:7 и 16:50:011206:8, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, 44 и принадлежащих Абдуллиной С.Г. на праве собственности, в размере, равном их рыночной стоимости, - 22583000 руб. и 8251000 руб. соответственно.
На основании заявления Абдуллиной С.Г. указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнено государственным органом, осуществляющим внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, 15.03.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, принадлежащих предпринимателю Абдуллиной С.Г. на праве собственности, установленная судебным решением по делу N А65-30380/2012, не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу на 2013 год.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, а также в судебных актах Федерального арбитражного суда Поволжского округа по подобным делам.
По настоящему делу не имеется неустранимых сомнений, противоречий или неясностей, которые могли бы быть истолкованы в пользу предпринимателя Абдуллиной С.Г. на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные предпринимателем Абдуллиной С.Г. в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Абдуллину С.Г. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ею при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 апреля 2014 года по делу N А65-2825/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)