Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18712/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А65-18712/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014)
в отсутствие:
заявителя и третьего лица - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-18712/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань (ОГРН 1021602825980, ИНН 1653006793) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, об оспаривании решения в части,

установил:

открытое акционерное общество "Комбытсервис", г. Казань (далее - Общество, заявитель, ОАО "Комбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.06.2013 N 21443 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления заявителю земельного налога за 2012 год в размере 2 252 631 руб.; в части начисления пени в размере 166 309,88 руб., штрафа в размере 112 631,60 руб.; в части предложения уплатить указанные суммы и внести необходимых исправлений в бухгалтерский учет и отчетность; обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители Общества и Управления в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Общества и Управления, извещенных надлежащим образом.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 30.01.2013 заявителем была представлена декларация по земельному налогу за 2012 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежал налог в размере 765 050 руб.
Основанием для исчисления заявителем налога в указанном размере послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, согласно которому установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107 в размере 181 441 714 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3 в размере 12 499 740 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5 в размере 56 293 544 руб. В мотивировочной части решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения. Изменения внесены 03.08.2012.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт от 20.05.2013 N 22775. На акт проверки заявителем были представлены возражения. По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налоговым органом было принято решение от 20.06.2013 N 21443.
В соответствии с указанным решением заявителю был доначислен земельный налог за 2012 год в размере 2 252 631 руб., соответствующие пени в размере 166 309,88 руб., а также применены меры ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 112 631,60 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости. В данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в государственный реестр на основании решения суда внесена в 2012 году.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 26.07.2013 N 2.14-0-18/016405@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, суды верно указали, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами обеих инстанций в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 в государственный кадастр недвижимости 03.08.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является несостоятельным.
Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам.
Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к выводу о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, а также внесения соответствующих изменений в государственный кадастр 03.08.2012, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год (с момента внесения сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной до окончания налогового периода 2012 года), исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с частью 6 статьи 200 АПК РФ суд апелляционной инстанции определением от 03.03.2014 предложил ОАО "Комбытсервис" и Инспекции представить суду расчет земельного налога на указанный земельный участок с учетом даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Ввиду того, что определение суда апелляционной инстанции не было исполнено, расчет суду не представлен, суды правомерно указали, что бремя ответственности за непредставление органом или лицом, которые приняли оспариваемое решение, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, лежит, в данном случае, на налоговом органе.
При данных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции от 20.06.2013 N 6513 не соответствует НК РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, вследствие чего оспариваемое решение налогового органа правомерно признано судами незаконным.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А65-18712/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)