Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.О. Окуловой
Судей Е.А. Солоповой, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года (резолютивная часть объявлена 28 октября 2013 года)
по делу N А40-135911/12, принятое судьей В.В. Сторублевым
по заявлению ООО "Электро-ЛТ"
к ИФНС России N 5 по г. Москве (ИНН: 7705045236, ОГРН: 1047705092380)
об обязании возвратить 3 997 653 руб. 77 коп. и взыскании 1 232 124 руб. 45 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кононов В.Ю. на осн. определения Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2011, паспорт.
от заинтересованного лица - Бабкина Ю.В. по дов. N 22-13/50 от 23.12.2013
установил:
ООО "Электро-ЛТ" в лице Конкурсного управляющего Кононова В.Ю. (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) возвратить ООО "Электро-ЛТ" переплату по налогам в размере 3 997 653,77 руб., с начисленными процентами за просрочку возврата налога в размере 1 232 124,45 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 05.11.2013 г. заявленные требования судом удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, а также представило уточнение к жалобе и просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором отказать в части взыскания с Инспекции излишне уплаченных платежей, а в части процентов удовлетворить заявленные требования в размере 83 317, 20 руб., указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву, в которых просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений к ним, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 02.08.2012 г. сторонами был подписан акт сверки взаиморасчетов по налогам и сборам N 2785 на 01.07.2012 г., в котором была отражена переплата по налогам и сборам в размере 4 463 559, 71 рублей.
Конкурсный управляющий ООО "Электро-ЛТ" Кононов В.Ю. 15 августа 2012 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по налогам.
Решением N 1057 от 26.09.2012 Инспекция со ссылкой на пункт 8 статьи 78 НК РФ сообщила конкурсному управляющему об отказе в осуществлении возврата переплаты по налогам в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного налоговым законодательством для целей возврата переплаты в адрес налогоплательщика.
В октябре 2012 г. Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о возврате переплаты по налогам и взыскании процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогам за период с 12.01.2009 по 12.11.2012 г., полагая, что Инспекция подтвердила переплату по налогам в пользу налогоплательщика, однако незаконно отказала в ее возврате мотивируя истечением сроков, препятствующих такому возврату, а не ошибками в электронных системах учета или уже произведенным возвратом переплаты.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе Инспекция приводит доводы о том, что основания для возврата переплаты отсутствуют, в связи со следующим.
Так, по ЕСН, зачисляемый в фонд социального страхования РФ была переплата 377 696, 61 руб., решением инспекции была возвращена переплата частично и сумма переплаты составила 146 256,71 руб., которая не подлежит возврату поскольку уполномоченный орган (Инспекция) не производит возврат сумм, полученных из органов ФСС, в связи с чем Заинтересованным лицо был сделан запрос на который поступил ответ об отсутствии у ООО "Электро-ЛТ" задолженности и переплаты, по ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в результате перечисления Заявителю денежных средств, сумма переплаты, отраженная в акте сверки (1 539 659,68 руб.), уменьшилась и составила 976 041, 99 руб., однако указанная сумма не подлежит возврату, т.к. Заявитель в подтверждение переплаты в качестве доказательства в основном ссылается на акт сверки, в котором отражается только состояние лицевого счета.
Инспекция в апелляционной жалобе в отношении налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ указывает на то, что Инспекцией было установлено, что при конвертации базы данных АИС Налог и АИС Налог 2 произошла техническая ошибка, в результате которой не были перенесены в лицевой счет решения Инспекции N 18-10/32467 от 03.08.2010 г., N 18-10/32463 от 05.03.2010 г, N 18-10/32462 от 03.12.2009 г, указанная техническая ошибка устранена и в настоящее время переплата, отраженная в акте сверки на 01.07.2012 г. отсутствует.
По мнению Заинтересованного лица, проценты за несвоевременный возврат в соответствии с представленным им расчетом составляют сумму 83 317,20 руб.
Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8, п. 9 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Также на основании п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет за период с 2006 по 2010 г. платежи осуществлялись следующими платежными поручениями N 480 от 06.12.2006 г. на сумму 89 480,06 руб., N 481 от 06.12.2006 г. на сумму 1312,4 руб., N 219 от 12.04.2007 г. на сумму 96 466,00 руб., N 221 от 26.03.2008 г. на сумму 27 564,00 руб., N 511 от 25.07.2008 г. на сумму 494 048 руб., N 277 от 09.07.2009 г. на сумму 30 000,00 руб., N 303 от 10.08.2009 г. на сумму 20 000,00 руб., N 325 от 19.08.2009 г. на сумму 40 000,00 руб., N 367 от 05.10.2009 г. на сумму 10 000,00 руб., N 411 от 30.10.2009 г. на сумму 10 000,00 руб. Всего на сумму 1 103 103,15 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций за весь период: 605 943,00 руб.
В результате разницы между фактически уплаченными суммами налогов и суммы, на которую налогоплательщик подал декларацию образовалась переплата в размере 497 160 рублей 15 копеек. Налоговый орган действительно уплатил денежные средства в размере 110 000 рублей, ввиду признания сделок (за период с 09.07.2009 г. по 30.10.2009 г.) недействительными.
Таким образом, подтверждается переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РФ, в размере 387 160 рублей 15 копеек, Инспекцией не представлены доказательства возврата суммы переплаты налога на эту сумму.
По налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта федерации за период с 2006 по 2010 г. осуществлялись платежи следующими платежными поручениями: N 415 от 09.11.2006 г. на сумму 396 370,15 руб.; N 218 от 12.04.2007 на сумму 372 188,57 руб.; N 220 от 26.03.2008 г. на сумму 74 212 руб.; N 335 от 29.04.2008 на сумму 239 413,00 руб.; N 512 от 25.07.2008 на сумму 1 330 129 руб.; N 157 от 20.03.2009 на сумму 500 000,00 руб. N 191 от 27.04.2009 на сумму 50 000 руб.; N 276 от 09.07.2009 на сумму 100 000 руб.; N 302 от 10.08.2009 на сумму 80 000 руб.; N 324 от 19.08.2009 на сумму 60 000 руб.; N 357 от 22.09.2009 на сумму 50 000 руб.; N 366 от 05.10.2009 на сумму 40 000,00 руб.; N 410 от 30.10.2009 г. на сумму 40 000,00 руб. Всего: 3 742 219,80 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций, за весь период: 1 631 389,00 руб.
Как указывает Общество, Налоговый орган действительно уплатил денежные средства в размере в размере 370 000 рублей, ввиду признания сделок (за период с 09.07.2009 г. по 30.10.2009 г.) недействительными.
Таким образом, подтверждается переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов РФ в размере 1 740 827,8 рублей, Инспекцией не представлены доказательства возврата суммы переплаты налога на эту сумму.
В соответствии с п. 7 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Соответственно, и сам налог на прибыль начисляется нарастающим итогом.
Таким образом, декларация за налоговый период за 12 месяцев, поданная в конце отчетного года, содержит сведения о фактической сумме прибыли как конечного финансового результата, и конечный расчет налога, который должен был быть уплачен за отчетный период. Соответственно, на основании конечной декларации можно сделать вывод, и как о существующей задолженности, так и о существующей переплате за указанный период. Переплата по налогу, так же как и задолженность по налогу, должна учитываться нарастающим итогом.
Данная позиция подтверждается Информационным письмом Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 98 от 22.12.2005 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", в частности, в п. 10 указывается следующее: "Пункт I статьи 287 Кодекса, устанавливая правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода, отражает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, основывающийся на методе нарастающего итога. Этот итог как результат финансово-хозяйственной деятельности должен учитываться при определении размера обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей на дату окончания соответствующего отчетного периода.
Следовательно, применительно к рассматриваемому делу превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 Кодекса. Указанная статья не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей."
По ЕСН в ФСС РФ, уплата производилась следующими платежными поручениями: N 45 от 10.05.2006 г. на сумму 3 173,14 руб.; N 112 от 14.06.2006 г. на сумму 3 831,52 руб.; N 140 от 29.06.2006 г. на сумму 3 743,35 руб.; N 248 от 11.08.2006 г. на сумму 4 088,44 руб.; N 305 от 12.09.2006 г. на сумму 4 124,66 руб.; N 334 от 27.09.2006 г на сумму 199,40 руб.; N 355 от 13.10.2006 г. на сумму 4 248,00 руб.; N 423 от 10.11.2006 г. на сумму 4 192,66 руб.; N 520 от 13.12.2006 г. на сумму 4 045,50 руб.; N 558 от 25.12.2006 г. на сумму 4362,43 руб.; N 80 от 15.02.2007 г. на сумму 7 706,48 руб.; N 115 от 06.03.2007 на сумму 9425,00 руб.; N 227 от 12.04.2007 г. на сумму 11 223,00 руб. Всего: 911 329,61 руб., N 287 от 03.05.2007 на сумму 9981-54 рублей; N 422 от 26.06.2007 на сумму в 11165,00 руб.; N 476 от 16.07.2007 на сумму 16159,50 руб.; N 512 от 13.08.2007 на сумму 12017,57 руб.; N 614 от 01.10.2007 на сумму 16 546,13 руб.; N 647 от 16.10.2007 на сумму 20 563,35 руб.; N 714 от 16.11.2007 на сумму 18494,72 руб.; N 758 от 03.12.2007 на сумму 15 583,19 руб.; N 4 от 14.01.2008 на сумму 14621,73 руб.; N 10 от 14.01.2008 на сумму 2375,43 руб.; N 62 от 31.01.2008 на сумму 12379,60 руб.; N 144 от 03.03.2008 на сумму 12910,06 руб.; N 290 от 14.04.2008 на сумму 13101,85 руб.; N 359 от 12.05.2008 на сумму 13340,00 руб.; N 408 от 04.06.2008 на сумму 14 123 руб.; N 452 от 11.07.2008 на сумму 39 400,68 руб.; N 547 от 08.08.2008 на сумму 25422,91 руб.; N 614 от 15.09.2008 на сумму 117 757,02 руб.; N 2 от 15.01.2009 на сумму 101 887,32 руб.; N 57 от 30.01.2009 на сумму 30434,79 руб.; N 114 от 11.03.2009 на сумму 34800,77 руб.; N 171 от 09.04.2009 на сумму 17 323,25 руб.; N 182 от 15.04.2009 на сумму 17323,25 руб.; N 272 от 09.07.2009 на сумму 37 068,20 руб.; N 337 от 28.08.2009 на сумму 49329,12 руб.; N 338 от 28.08.2009 на сумму 32 336,92 руб.; N 374 от 06.10.2009 на сумму 28641,22 руб.; N 375 от 06.10.2009 на сумму 21 690,46 руб.; N 499 от 30.12.2009 на сумму 20956,17 руб.; N 500 от 30.12.2009 на сумму 21 287,37 руб.; N 501 от 30.12.2009 на сумму 17853,90 руб.; N 001 от 11.01.2010 на сумму 20 730,37 руб. Всего уплачено было 911 329, 61 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций, за весь период: 345 398,61 руб.
В результате разницы между фактически уплаченными суммами налогов и суммы, на которую налогоплательщик подал декларацию образовалась переплата в размере 565 931 рублей. Налоговый орган уплатил денежные средства в размере в размере 231 439, 63 руб., ввиду признания сделок (за период с 09.07.2009 г. по 30.10.2009 г.) недействительными.
Таким образом, подтверждается переплата по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 334 491, 3 руб. (судом возвращена по этой спорной позиции сумма 330 006,14 руб., которая была заявлена в качестве предмета требований в уточненном заявлении Общества). Однако Инспекцией не представлены доказательства возврата суммы переплаты налога на эту сумму.
По ЕСН, зачисляемому в ФФОМС уплата производилась следующими платежными поручениями: N 46 от 10.05.2006 г. на сумму 1 203,6 руб.; N 113 от 14.06.2006 г. на сумму 1 453,33 руб.; N 141 от 29.06.2006 г. N 249 от 11.08.2006 г. N 335 от 27.09.2006 г N 356 от 13.10.2006 на сумму 1419, 89 руб.; на сумму 1 550,79 руб.; на сумму 75,63 руб.; на сумму 1 611, 62 руб.; N 422 от 10.11.2006 г. на сумму 1590, 32 руб.; N 521 от 13.12.2006 г на сумму 1534,50 руб.; N 559 от 25.12.2006 г. на сумму 1654, 71 руб.; N 81 от 15.02.2007 на сумму 2847,03 руб.; N 615 от 01.10.2007 на сумму 6 276,12 руб.; N 648 от 16.10.2007 на сумму 7 799,90 руб.; N 715 от 16.11.2007 на сумму 7015,24 руб.; N 759 от 03.12.2007 на сумму 5 910,86 руб.; N 5 от 14.01.2008 на сумму 5 546,17 руб.; N 63 от 31.01.2008 на сумму 4 695,73 руб.; N 145 от 03.03.2008 г. на сумму 4896,90 руб.; N 291 от 14.04.2008 на сумму 4 970,00 руб.; N 360 от 12.05.2008 г. на сумму 5 060,00 руб.; N 409 от 04.06.2008 г. на сумму 5 357,00 руб.; N 453 от 11.07.2008 на сумму 8945,04 руб.; N 548 от 08.08.2008 г. на сумму 9 643,17 руб.; N 615 от 15.09.2008 на сумму 45 962,53 руб.; N 652 от 15.10.2008 г. на сумму 10 383,82 руб.; N 4 от 15.01.2009 на сумму 48 190,88 руб.; N 58 от 30.01.2009 на сумму 11 544,23 руб.; N 115 от 11.03.2009 на сумму 13200,29 руб.; N 172 от 09.04.2009 на сумму 6 570,89 руб.; N 184 от 15.04.2009 на сумму 6570,89 руб.; N 273 от 09.07.2009 на сумму 14 060,35 руб.; N 339 от 28.08.2009 на сумму 18 821,39 руб.; N 340 от 28.08.2009 на сумму 12867,63 руб.; N 378 от 06.10.2009 на сумму 9483,12 руб.; N 388 от 12.10.2009 г. на сумму 11 838,53 руб., N 60 от 31.01.2008 г. на сумму 25612 руб. 96 коп. N 142 от 03.03.2008 г. на сумму 26 710,45 руб. N 288 от 14.04.2008 г. на сумму 27 108,00 руб. N 357 от 12.05.2008 г. на сумму 27 600,00 руб. N 406 от 04.06.2008 г. на сумму 29220,00 руб. N 450 от 11.07.2008 г. на сумму 48 792,95 руб. N 545 от 08.08.2008 г. на сумму 52 599,13 руб. N 612 от 15.09.2008 г. на сумму 245579,26 руб. N 650 от 15.10.2008 г. на сумму 30 075,45 руб. N 3 от 15.01.2008 г. на сумму 267713,17 руб. N 56 от 30.01.2009 г. на сумму 62 968,54 руб. N 113 от 11.03.2009 г. на сумму 72 001,59 руб. N 170 от 10.04.2009 г. на сумму 22 500,00 руб. N 183 от 15.04.2009 г. на сумму 48 321,30 руб. N 270 от 09.07.2009 г. на сумму 599,06 руб. N 271 от 09.07.2009 г. на сумму в 76 692,83 руб. Всего: 1 786 931,68 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций, за весь период: 227 272,00 руб.
07.07.2010 г. ООО "Электро-ЛТ" обратилось в Налоговый орган с просьбой изменить ошибочно указанный в платежных поручениях код бюджетной классификации (КБК) по налогу ЕСН на сумму 1 064 094, 69 руб. Ответ из Инспекции в адрес налогоплательщика не поступил.
В адрес Инспекции 08.08.2012 г. было направлено требование о возврате излишне уплаченных средств в размере 1 064 094,69 руб. в конкурсную массу должника и перечислении их на расчетный счет.
Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом, в период между уплатой спорных налогов и подачей заявления в инспекцию заявления о возврате, между сторонами в рамках дела о банкротстве было рассмотрены следующие заявления о признании сделок (перечислении платежей в бюджет) недействительными.
Так, на основании определений Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-9487/10-78-30: от 0310.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 25 885,30 руб.; от 30.05.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 510 443,59 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 725 933,00 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 597 018,30 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 566 960, 46 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 561 445,14 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 552 336,96 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 350 000 руб.; от 05.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 170 032,58 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 52 858, 74 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 25 595, 30 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 23 038,40 руб. Всего на сумму в 4 161 547,77 руб. Все Определения вступили в законную силу.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, признание сделок на указанные суммы недействительными не означает, что налогоплательщику возвращены указанные суммы, как излишне уплаченные.
Более того, указанными судебными актами задолженность в пропорциональном размере восстановлена. Признание сделок недействительными было направлено не на возврат обществу переплаты, а на обеспечение необходимости соблюдения баланса очередности требований кредиторов в деле о банкротстве.
Сделки признанные недействительными были совершены в период с 04.12.2009 г. по 04.02.2010 г.
По результатам акта сверки по состоянию расчетов на 31.12.2009 г. переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет числилась переплата составляла 0, 00 руб. Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по налогу на прибыль составила 350 000 руб., из них по зачисляемому в федеральный бюджет на сумму 80 000 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 497 716 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 417 186, 15 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 387 160,15 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно исключена налоговым органом.
Задолженность по переплате по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет составляет 417 186,15 руб.
По результатам акта сверки на 31.12.2009 г. переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ составила 797 748,8 руб. Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по налогу на прибыль составила 350 000 руб. из них по зачисляемому в бюджеты субъектов РФ на сумму 270 000,00 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 2 110 830,80 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 1 840 830,80 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 1 740 830,8 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно исключена налоговым органом.
Задолженность по переплате по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ составляет 1 840 830,80 руб.
По результатам сверки на 31.12.2009 г. переплата по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ составила 412 141,24 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по ЕСН составила 561 445,14 руб. в том числе по зачисляемому в ФСС РФ составила 194 971,63 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 377 696,61 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 183 324,98 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 146 256,78 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно искажена налоговым органом.
Задолженность по переплате по ЕСН зачисляемый в ФСС составляет 183 324,98 руб.
По результатам сверки на 31.12.2009 г. переплата по ЕСН зачисляемому в ФФОМС РФ составила 1 319 461,42 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по ЕСН составила 561 445, 14 руб. в том числе по зачисляемому в ФФОМС РФ составила 53 010, 67 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 1 539 659,68 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 1 486 649,01 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 976 041, 99 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно искажена налоговым органом и составляет 976 041,99 руб.
Задолженность по переплате по ЕСН зачисляемый в ФФОМС составляет 1 486 649,01 руб.
По результатам сверки на 31.12.2009 г. переплата по ЕСН в ТФОМС составила 174 577, 52 руб.
По заявлению о признании сделки недействительной были признаны сделки по перечислению ЕСН в ТФОМС на сумму 135 668, 26 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 149 949,92 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 4 684, 26 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 4 684,26 руб.
Таким образом, сумма переплаты составила 4 684,26 руб., с учетом возвращенной суммы. По заявлению о признании сделки недействительной были признаны недействительными платежи по перечислению средств в уплату ЕСН в федеральный бюджет за 2009 г. на сумму 177 794,58 руб. В акты сверок взаиморасчетов данные платежи включены не были, переплатой не являлись.
Переплату составляют платежи по ЕСН в федеральный бюджет, произведенные в период с 31.01.2008 г. по 09.07.2009 г. на сумму 1 064 094, 69 руб. в качестве недействительных сделок должник данные платежи не оспаривались и являются переплатой, о чем свидетельствует также переписка ООО "Электро-ЛТ" и ИФНС N 5 по г. Москве которая уклоняется от возврата данной суммы переплаты, перечисленной на ошибочный КБК.
Таким образом, задолженность по переплате по ЕСН уплачиваемому в федеральный бюджет составляет 1 064 094,69 руб.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. переплата по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ составила 2 660 667,51 руб. и пени 34 244,04 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по НДС на товары, реализуемые на территории РФ составила 28 595,00 руб. По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 1 648 660,51 руб. и пени 34 244, 04 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 530 810, 51 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 0,00 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно искажена налоговым органом и указана нулевая переплата.
Задолженность по переплате по НДС на товары, реализуемые на территории РФ составляет 530 810,51 руб.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент за исключением доходов, переплата составила 2 304 004,43 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. переплата составила 0,00 руб., причем сведений о возврате переплаты нет.
Согласно акту сверки на 01.07.2012 г. было возвращено налога на сумму 725 933,00 руб., сведений о возврате суммы переплаты по НДФЛ на остальную сумму (1 578 071, 43 руб.) отсутствует.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. переплата по взносам на обязательное пенсионное, страхование в РФ зачисляемых в ПФР на выплату страховой части тр. пенсии, составила 494 349,88 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. переплата 0,00 руб. по состоянию на 31.12.2011 г. переплата составила 669 459,26 руб. и пени 7 001,00 руб.
По состоянию на 01.07.2012 г. переплата составила 0,00 руб., при этом возврат взносов произведен на сумму 815 829,00 руб. и пени 7 001,00 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по взносам на обязательное пенсионное страхование составила 597 018,3 руб. в том числе по взносам на обязательное пенсионное страхование в зачисляемых в ПФР на выплату страховой части тр. пенсии, составила 369 810,62 руб.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. переплата по взносам на обязательное пенсионное, страхование в РФ зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части тр. пенсии, составила 179 498,59 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. и 21.12.2011 г. переплата составила 267 480,17 руб. и пени 2 313,00 руб.
По состоянию на 01.07.2012 г. переплата составила 0, 00 руб., при этом возврат взносов произведен на сумму 324 212,2 руб. и пени 2 313,00 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по взносам на обязательное пенсионное страхование составила 597 018,30 руб. в том числе по взносам на обязательное пенсионное, страхование в РФ зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части тр. пенсии, составила 167 307,68 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику. Пунктом 7 названной статьи определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 г. N 173-О, статья 78 НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, в любом случае действуют общие правила исчисления исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Как следует из пояснений Заявителя, о фактах переплаты спорных налогов он узнал по результатам сверки расчетов, из составленного акта N 2785 от 02.08.2012 г.
После уплаты Обществом спорных платежей в бюджет им были в последующем поданы уточненные декларации к уменьшению. После подачи уточненных деклараций, Общество было признано банкротом, и между Заявителем и Налоговой инспекцией рассмотрено 12 заявлений о признании сделок недействительными, по результатам которых были возвращены обществу платежи на сумму 4 161 547,77 руб.
Вместе с тем, Налоговый орган не сообщил Налогоплательщику о ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, допустил просрочку в возврате суммы излишне уплаченного Обществом налога.
Представленный заявителем, уточненный расчет процентов был проверен судом и признан верным, требование о взыскании с инспекции процентов за нарушение сроков возврата налогов в размере 1 232 124,45 руб. было обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Инспекция указывает на то, что взысканные средства были возвращены заявителю в порядке исполнения определений Арбитражного суда г. Москвы о признании сделок недействительными.
Данное утверждение не соответствует действительности, учитывая, что сделки, признанные недействительными, были совершены за период с 01.07.2009 г. по 20.11.2010 г., в то время как переплата по налогам и сборам начала образовываться с 2006 г.
Таким образом, Заинтересованное лицо должно подтвердить, что все платежи по переплате были признаны недействительными и возвращены Обществу, данных доказательств не существует, учитывая, что признание сделок недействительными осуществлялось за период с 01.07.2009 г., в то время как переплата, предъявленная к возврату в настоящем споре возникла за период с 01.01.2006 г. по 30.06.2009 г.
Судом апелляционной инстанции принимается во внимание также и то, что Налоговый орган неоднократно подтверждал наличие переплаты по налогам в пользу налогоплательщика и незаконно отказал в ее возврате мотивируя истечением сроков, препятствующих по мнению Инспекции такому возврату, а не ее расчетной природой или ошибками в электронных системах учета или уже произведенным возвратом переплаты, на что указано в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, наличие доказательств в виде акта сверки на 01.07.2012 г., а также платежных поручений об уплате налогов и сборов за период с 2006 по 2010 гг., признания факта уплаты данных налогов Инспекцией в его отзывах, были обоснованно приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Доводы Заинтересованного лица относительно технических ошибок в базе Инспекции не могут быть приняты во внимание, в связи с тем, что указанные акты Инспекции, которыми были установлены ошибки и устранены, не были доведены до Налогоплательщика.
Доказательств обратного не представлено.
Следует признать обоснованными доводы Заявителя о том, что признавая одними действиями наличие переплаты, а затем, отрицая собственные утверждения, Инспекция тем самым нарушает фундаментальные принципы налогового права характеризующие необходимость формирования определенности в данной сфере, публичный характер деятельности Налогового органа.
Оценив доводы сторон и представленные по делу доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года по делу N А40-135911/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.О.ОКУЛОВА
Судьи
Е.А.СОЛОПОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 N 09АП-42231/2013 ПО ДЕЛУ N А40-135911/12
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. N 09АП-42231/2013
Дело N А40-135911/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.О. Окуловой
Судей Е.А. Солоповой, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года (резолютивная часть объявлена 28 октября 2013 года)
по делу N А40-135911/12, принятое судьей В.В. Сторублевым
по заявлению ООО "Электро-ЛТ"
к ИФНС России N 5 по г. Москве (ИНН: 7705045236, ОГРН: 1047705092380)
об обязании возвратить 3 997 653 руб. 77 коп. и взыскании 1 232 124 руб. 45 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кононов В.Ю. на осн. определения Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2011, паспорт.
от заинтересованного лица - Бабкина Ю.В. по дов. N 22-13/50 от 23.12.2013
установил:
ООО "Электро-ЛТ" в лице Конкурсного управляющего Кононова В.Ю. (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) возвратить ООО "Электро-ЛТ" переплату по налогам в размере 3 997 653,77 руб., с начисленными процентами за просрочку возврата налога в размере 1 232 124,45 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 05.11.2013 г. заявленные требования судом удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, а также представило уточнение к жалобе и просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором отказать в части взыскания с Инспекции излишне уплаченных платежей, а в части процентов удовлетворить заявленные требования в размере 83 317, 20 руб., указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву, в которых просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений к ним, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 02.08.2012 г. сторонами был подписан акт сверки взаиморасчетов по налогам и сборам N 2785 на 01.07.2012 г., в котором была отражена переплата по налогам и сборам в размере 4 463 559, 71 рублей.
Конкурсный управляющий ООО "Электро-ЛТ" Кононов В.Ю. 15 августа 2012 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по налогам.
Решением N 1057 от 26.09.2012 Инспекция со ссылкой на пункт 8 статьи 78 НК РФ сообщила конкурсному управляющему об отказе в осуществлении возврата переплаты по налогам в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного налоговым законодательством для целей возврата переплаты в адрес налогоплательщика.
В октябре 2012 г. Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о возврате переплаты по налогам и взыскании процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогам за период с 12.01.2009 по 12.11.2012 г., полагая, что Инспекция подтвердила переплату по налогам в пользу налогоплательщика, однако незаконно отказала в ее возврате мотивируя истечением сроков, препятствующих такому возврату, а не ошибками в электронных системах учета или уже произведенным возвратом переплаты.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе Инспекция приводит доводы о том, что основания для возврата переплаты отсутствуют, в связи со следующим.
Так, по ЕСН, зачисляемый в фонд социального страхования РФ была переплата 377 696, 61 руб., решением инспекции была возвращена переплата частично и сумма переплаты составила 146 256,71 руб., которая не подлежит возврату поскольку уполномоченный орган (Инспекция) не производит возврат сумм, полученных из органов ФСС, в связи с чем Заинтересованным лицо был сделан запрос на который поступил ответ об отсутствии у ООО "Электро-ЛТ" задолженности и переплаты, по ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в результате перечисления Заявителю денежных средств, сумма переплаты, отраженная в акте сверки (1 539 659,68 руб.), уменьшилась и составила 976 041, 99 руб., однако указанная сумма не подлежит возврату, т.к. Заявитель в подтверждение переплаты в качестве доказательства в основном ссылается на акт сверки, в котором отражается только состояние лицевого счета.
Инспекция в апелляционной жалобе в отношении налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ указывает на то, что Инспекцией было установлено, что при конвертации базы данных АИС Налог и АИС Налог 2 произошла техническая ошибка, в результате которой не были перенесены в лицевой счет решения Инспекции N 18-10/32467 от 03.08.2010 г., N 18-10/32463 от 05.03.2010 г, N 18-10/32462 от 03.12.2009 г, указанная техническая ошибка устранена и в настоящее время переплата, отраженная в акте сверки на 01.07.2012 г. отсутствует.
По мнению Заинтересованного лица, проценты за несвоевременный возврат в соответствии с представленным им расчетом составляют сумму 83 317,20 руб.
Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8, п. 9 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Также на основании п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет за период с 2006 по 2010 г. платежи осуществлялись следующими платежными поручениями N 480 от 06.12.2006 г. на сумму 89 480,06 руб., N 481 от 06.12.2006 г. на сумму 1312,4 руб., N 219 от 12.04.2007 г. на сумму 96 466,00 руб., N 221 от 26.03.2008 г. на сумму 27 564,00 руб., N 511 от 25.07.2008 г. на сумму 494 048 руб., N 277 от 09.07.2009 г. на сумму 30 000,00 руб., N 303 от 10.08.2009 г. на сумму 20 000,00 руб., N 325 от 19.08.2009 г. на сумму 40 000,00 руб., N 367 от 05.10.2009 г. на сумму 10 000,00 руб., N 411 от 30.10.2009 г. на сумму 10 000,00 руб. Всего на сумму 1 103 103,15 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций за весь период: 605 943,00 руб.
В результате разницы между фактически уплаченными суммами налогов и суммы, на которую налогоплательщик подал декларацию образовалась переплата в размере 497 160 рублей 15 копеек. Налоговый орган действительно уплатил денежные средства в размере 110 000 рублей, ввиду признания сделок (за период с 09.07.2009 г. по 30.10.2009 г.) недействительными.
Таким образом, подтверждается переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РФ, в размере 387 160 рублей 15 копеек, Инспекцией не представлены доказательства возврата суммы переплаты налога на эту сумму.
По налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта федерации за период с 2006 по 2010 г. осуществлялись платежи следующими платежными поручениями: N 415 от 09.11.2006 г. на сумму 396 370,15 руб.; N 218 от 12.04.2007 на сумму 372 188,57 руб.; N 220 от 26.03.2008 г. на сумму 74 212 руб.; N 335 от 29.04.2008 на сумму 239 413,00 руб.; N 512 от 25.07.2008 на сумму 1 330 129 руб.; N 157 от 20.03.2009 на сумму 500 000,00 руб. N 191 от 27.04.2009 на сумму 50 000 руб.; N 276 от 09.07.2009 на сумму 100 000 руб.; N 302 от 10.08.2009 на сумму 80 000 руб.; N 324 от 19.08.2009 на сумму 60 000 руб.; N 357 от 22.09.2009 на сумму 50 000 руб.; N 366 от 05.10.2009 на сумму 40 000,00 руб.; N 410 от 30.10.2009 г. на сумму 40 000,00 руб. Всего: 3 742 219,80 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций, за весь период: 1 631 389,00 руб.
Как указывает Общество, Налоговый орган действительно уплатил денежные средства в размере в размере 370 000 рублей, ввиду признания сделок (за период с 09.07.2009 г. по 30.10.2009 г.) недействительными.
Таким образом, подтверждается переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов РФ в размере 1 740 827,8 рублей, Инспекцией не представлены доказательства возврата суммы переплаты налога на эту сумму.
В соответствии с п. 7 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Соответственно, и сам налог на прибыль начисляется нарастающим итогом.
Таким образом, декларация за налоговый период за 12 месяцев, поданная в конце отчетного года, содержит сведения о фактической сумме прибыли как конечного финансового результата, и конечный расчет налога, который должен был быть уплачен за отчетный период. Соответственно, на основании конечной декларации можно сделать вывод, и как о существующей задолженности, так и о существующей переплате за указанный период. Переплата по налогу, так же как и задолженность по налогу, должна учитываться нарастающим итогом.
Данная позиция подтверждается Информационным письмом Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 98 от 22.12.2005 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", в частности, в п. 10 указывается следующее: "Пункт I статьи 287 Кодекса, устанавливая правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода, отражает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, основывающийся на методе нарастающего итога. Этот итог как результат финансово-хозяйственной деятельности должен учитываться при определении размера обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей на дату окончания соответствующего отчетного периода.
Следовательно, применительно к рассматриваемому делу превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 Кодекса. Указанная статья не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей."
По ЕСН в ФСС РФ, уплата производилась следующими платежными поручениями: N 45 от 10.05.2006 г. на сумму 3 173,14 руб.; N 112 от 14.06.2006 г. на сумму 3 831,52 руб.; N 140 от 29.06.2006 г. на сумму 3 743,35 руб.; N 248 от 11.08.2006 г. на сумму 4 088,44 руб.; N 305 от 12.09.2006 г. на сумму 4 124,66 руб.; N 334 от 27.09.2006 г на сумму 199,40 руб.; N 355 от 13.10.2006 г. на сумму 4 248,00 руб.; N 423 от 10.11.2006 г. на сумму 4 192,66 руб.; N 520 от 13.12.2006 г. на сумму 4 045,50 руб.; N 558 от 25.12.2006 г. на сумму 4362,43 руб.; N 80 от 15.02.2007 г. на сумму 7 706,48 руб.; N 115 от 06.03.2007 на сумму 9425,00 руб.; N 227 от 12.04.2007 г. на сумму 11 223,00 руб. Всего: 911 329,61 руб., N 287 от 03.05.2007 на сумму 9981-54 рублей; N 422 от 26.06.2007 на сумму в 11165,00 руб.; N 476 от 16.07.2007 на сумму 16159,50 руб.; N 512 от 13.08.2007 на сумму 12017,57 руб.; N 614 от 01.10.2007 на сумму 16 546,13 руб.; N 647 от 16.10.2007 на сумму 20 563,35 руб.; N 714 от 16.11.2007 на сумму 18494,72 руб.; N 758 от 03.12.2007 на сумму 15 583,19 руб.; N 4 от 14.01.2008 на сумму 14621,73 руб.; N 10 от 14.01.2008 на сумму 2375,43 руб.; N 62 от 31.01.2008 на сумму 12379,60 руб.; N 144 от 03.03.2008 на сумму 12910,06 руб.; N 290 от 14.04.2008 на сумму 13101,85 руб.; N 359 от 12.05.2008 на сумму 13340,00 руб.; N 408 от 04.06.2008 на сумму 14 123 руб.; N 452 от 11.07.2008 на сумму 39 400,68 руб.; N 547 от 08.08.2008 на сумму 25422,91 руб.; N 614 от 15.09.2008 на сумму 117 757,02 руб.; N 2 от 15.01.2009 на сумму 101 887,32 руб.; N 57 от 30.01.2009 на сумму 30434,79 руб.; N 114 от 11.03.2009 на сумму 34800,77 руб.; N 171 от 09.04.2009 на сумму 17 323,25 руб.; N 182 от 15.04.2009 на сумму 17323,25 руб.; N 272 от 09.07.2009 на сумму 37 068,20 руб.; N 337 от 28.08.2009 на сумму 49329,12 руб.; N 338 от 28.08.2009 на сумму 32 336,92 руб.; N 374 от 06.10.2009 на сумму 28641,22 руб.; N 375 от 06.10.2009 на сумму 21 690,46 руб.; N 499 от 30.12.2009 на сумму 20956,17 руб.; N 500 от 30.12.2009 на сумму 21 287,37 руб.; N 501 от 30.12.2009 на сумму 17853,90 руб.; N 001 от 11.01.2010 на сумму 20 730,37 руб. Всего уплачено было 911 329, 61 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций, за весь период: 345 398,61 руб.
В результате разницы между фактически уплаченными суммами налогов и суммы, на которую налогоплательщик подал декларацию образовалась переплата в размере 565 931 рублей. Налоговый орган уплатил денежные средства в размере в размере 231 439, 63 руб., ввиду признания сделок (за период с 09.07.2009 г. по 30.10.2009 г.) недействительными.
Таким образом, подтверждается переплата по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 334 491, 3 руб. (судом возвращена по этой спорной позиции сумма 330 006,14 руб., которая была заявлена в качестве предмета требований в уточненном заявлении Общества). Однако Инспекцией не представлены доказательства возврата суммы переплаты налога на эту сумму.
По ЕСН, зачисляемому в ФФОМС уплата производилась следующими платежными поручениями: N 46 от 10.05.2006 г. на сумму 1 203,6 руб.; N 113 от 14.06.2006 г. на сумму 1 453,33 руб.; N 141 от 29.06.2006 г. N 249 от 11.08.2006 г. N 335 от 27.09.2006 г N 356 от 13.10.2006 на сумму 1419, 89 руб.; на сумму 1 550,79 руб.; на сумму 75,63 руб.; на сумму 1 611, 62 руб.; N 422 от 10.11.2006 г. на сумму 1590, 32 руб.; N 521 от 13.12.2006 г на сумму 1534,50 руб.; N 559 от 25.12.2006 г. на сумму 1654, 71 руб.; N 81 от 15.02.2007 на сумму 2847,03 руб.; N 615 от 01.10.2007 на сумму 6 276,12 руб.; N 648 от 16.10.2007 на сумму 7 799,90 руб.; N 715 от 16.11.2007 на сумму 7015,24 руб.; N 759 от 03.12.2007 на сумму 5 910,86 руб.; N 5 от 14.01.2008 на сумму 5 546,17 руб.; N 63 от 31.01.2008 на сумму 4 695,73 руб.; N 145 от 03.03.2008 г. на сумму 4896,90 руб.; N 291 от 14.04.2008 на сумму 4 970,00 руб.; N 360 от 12.05.2008 г. на сумму 5 060,00 руб.; N 409 от 04.06.2008 г. на сумму 5 357,00 руб.; N 453 от 11.07.2008 на сумму 8945,04 руб.; N 548 от 08.08.2008 г. на сумму 9 643,17 руб.; N 615 от 15.09.2008 на сумму 45 962,53 руб.; N 652 от 15.10.2008 г. на сумму 10 383,82 руб.; N 4 от 15.01.2009 на сумму 48 190,88 руб.; N 58 от 30.01.2009 на сумму 11 544,23 руб.; N 115 от 11.03.2009 на сумму 13200,29 руб.; N 172 от 09.04.2009 на сумму 6 570,89 руб.; N 184 от 15.04.2009 на сумму 6570,89 руб.; N 273 от 09.07.2009 на сумму 14 060,35 руб.; N 339 от 28.08.2009 на сумму 18 821,39 руб.; N 340 от 28.08.2009 на сумму 12867,63 руб.; N 378 от 06.10.2009 на сумму 9483,12 руб.; N 388 от 12.10.2009 г. на сумму 11 838,53 руб., N 60 от 31.01.2008 г. на сумму 25612 руб. 96 коп. N 142 от 03.03.2008 г. на сумму 26 710,45 руб. N 288 от 14.04.2008 г. на сумму 27 108,00 руб. N 357 от 12.05.2008 г. на сумму 27 600,00 руб. N 406 от 04.06.2008 г. на сумму 29220,00 руб. N 450 от 11.07.2008 г. на сумму 48 792,95 руб. N 545 от 08.08.2008 г. на сумму 52 599,13 руб. N 612 от 15.09.2008 г. на сумму 245579,26 руб. N 650 от 15.10.2008 г. на сумму 30 075,45 руб. N 3 от 15.01.2008 г. на сумму 267713,17 руб. N 56 от 30.01.2009 г. на сумму 62 968,54 руб. N 113 от 11.03.2009 г. на сумму 72 001,59 руб. N 170 от 10.04.2009 г. на сумму 22 500,00 руб. N 183 от 15.04.2009 г. на сумму 48 321,30 руб. N 270 от 09.07.2009 г. на сумму 599,06 руб. N 271 от 09.07.2009 г. на сумму в 76 692,83 руб. Всего: 1 786 931,68 руб.
При этом итоговая сумма начисленного налога, с учетом поданных уточненных налоговых деклараций, за весь период: 227 272,00 руб.
07.07.2010 г. ООО "Электро-ЛТ" обратилось в Налоговый орган с просьбой изменить ошибочно указанный в платежных поручениях код бюджетной классификации (КБК) по налогу ЕСН на сумму 1 064 094, 69 руб. Ответ из Инспекции в адрес налогоплательщика не поступил.
В адрес Инспекции 08.08.2012 г. было направлено требование о возврате излишне уплаченных средств в размере 1 064 094,69 руб. в конкурсную массу должника и перечислении их на расчетный счет.
Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом, в период между уплатой спорных налогов и подачей заявления в инспекцию заявления о возврате, между сторонами в рамках дела о банкротстве было рассмотрены следующие заявления о признании сделок (перечислении платежей в бюджет) недействительными.
Так, на основании определений Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-9487/10-78-30: от 0310.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 25 885,30 руб.; от 30.05.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 510 443,59 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 725 933,00 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 597 018,30 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 566 960, 46 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 561 445,14 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 552 336,96 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 350 000 руб.; от 05.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 170 032,58 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 52 858, 74 руб.; от 16.02.2012 г. признана недействительной сделка на сумму 25 595, 30 руб.; от 03.10.2011 г. признана недействительной сделка на сумму 23 038,40 руб. Всего на сумму в 4 161 547,77 руб. Все Определения вступили в законную силу.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, признание сделок на указанные суммы недействительными не означает, что налогоплательщику возвращены указанные суммы, как излишне уплаченные.
Более того, указанными судебными актами задолженность в пропорциональном размере восстановлена. Признание сделок недействительными было направлено не на возврат обществу переплаты, а на обеспечение необходимости соблюдения баланса очередности требований кредиторов в деле о банкротстве.
Сделки признанные недействительными были совершены в период с 04.12.2009 г. по 04.02.2010 г.
По результатам акта сверки по состоянию расчетов на 31.12.2009 г. переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет числилась переплата составляла 0, 00 руб. Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по налогу на прибыль составила 350 000 руб., из них по зачисляемому в федеральный бюджет на сумму 80 000 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 497 716 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 417 186, 15 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 387 160,15 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно исключена налоговым органом.
Задолженность по переплате по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет составляет 417 186,15 руб.
По результатам акта сверки на 31.12.2009 г. переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ составила 797 748,8 руб. Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по налогу на прибыль составила 350 000 руб. из них по зачисляемому в бюджеты субъектов РФ на сумму 270 000,00 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 2 110 830,80 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 1 840 830,80 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 1 740 830,8 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно исключена налоговым органом.
Задолженность по переплате по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ составляет 1 840 830,80 руб.
По результатам сверки на 31.12.2009 г. переплата по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ составила 412 141,24 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по ЕСН составила 561 445,14 руб. в том числе по зачисляемому в ФСС РФ составила 194 971,63 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 377 696,61 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 183 324,98 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 146 256,78 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно искажена налоговым органом.
Задолженность по переплате по ЕСН зачисляемый в ФСС составляет 183 324,98 руб.
По результатам сверки на 31.12.2009 г. переплата по ЕСН зачисляемому в ФФОМС РФ составила 1 319 461,42 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по ЕСН составила 561 445, 14 руб. в том числе по зачисляемому в ФФОМС РФ составила 53 010, 67 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 1 539 659,68 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 1 486 649,01 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 976 041, 99 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно искажена налоговым органом и составляет 976 041,99 руб.
Задолженность по переплате по ЕСН зачисляемый в ФФОМС составляет 1 486 649,01 руб.
По результатам сверки на 31.12.2009 г. переплата по ЕСН в ТФОМС составила 174 577, 52 руб.
По заявлению о признании сделки недействительной были признаны сделки по перечислению ЕСН в ТФОМС на сумму 135 668, 26 руб.
По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 149 949,92 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 4 684, 26 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 4 684,26 руб.
Таким образом, сумма переплаты составила 4 684,26 руб., с учетом возвращенной суммы. По заявлению о признании сделки недействительной были признаны недействительными платежи по перечислению средств в уплату ЕСН в федеральный бюджет за 2009 г. на сумму 177 794,58 руб. В акты сверок взаиморасчетов данные платежи включены не были, переплатой не являлись.
Переплату составляют платежи по ЕСН в федеральный бюджет, произведенные в период с 31.01.2008 г. по 09.07.2009 г. на сумму 1 064 094, 69 руб. в качестве недействительных сделок должник данные платежи не оспаривались и являются переплатой, о чем свидетельствует также переписка ООО "Электро-ЛТ" и ИФНС N 5 по г. Москве которая уклоняется от возврата данной суммы переплаты, перечисленной на ошибочный КБК.
Таким образом, задолженность по переплате по ЕСН уплачиваемому в федеральный бюджет составляет 1 064 094,69 руб.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. переплата по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ составила 2 660 667,51 руб. и пени 34 244,04 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по НДС на товары, реализуемые на территории РФ составила 28 595,00 руб. По данному налогу переплата согласно актам сверки на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. составила 1 648 660,51 руб. и пени 34 244, 04 руб.
За 2012 г. сумма переплаты согласно сведениям налогового органа по акту сверки на 01.07.2012 г. составила 530 810, 51 руб., по данным акта сверки на 31.12.2012 г. составила 0,00 руб.
В акте сверки на 01.07.2013 г. переплата по налогам неправомерно искажена налоговым органом и указана нулевая переплата.
Задолженность по переплате по НДС на товары, реализуемые на территории РФ составляет 530 810,51 руб.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент за исключением доходов, переплата составила 2 304 004,43 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. и 31.12.2011 г. переплата составила 0,00 руб., причем сведений о возврате переплаты нет.
Согласно акту сверки на 01.07.2012 г. было возвращено налога на сумму 725 933,00 руб., сведений о возврате суммы переплаты по НДФЛ на остальную сумму (1 578 071, 43 руб.) отсутствует.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. переплата по взносам на обязательное пенсионное, страхование в РФ зачисляемых в ПФР на выплату страховой части тр. пенсии, составила 494 349,88 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. переплата 0,00 руб. по состоянию на 31.12.2011 г. переплата составила 669 459,26 руб. и пени 7 001,00 руб.
По состоянию на 01.07.2012 г. переплата составила 0,00 руб., при этом возврат взносов произведен на сумму 815 829,00 руб. и пени 7 001,00 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по взносам на обязательное пенсионное страхование составила 597 018,3 руб. в том числе по взносам на обязательное пенсионное страхование в зачисляемых в ПФР на выплату страховой части тр. пенсии, составила 369 810,62 руб.
Согласно акту сверки на 31.12.2009 г. переплата по взносам на обязательное пенсионное, страхование в РФ зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части тр. пенсии, составила 179 498,59 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. и 21.12.2011 г. переплата составила 267 480,17 руб. и пени 2 313,00 руб.
По состоянию на 01.07.2012 г. переплата составила 0, 00 руб., при этом возврат взносов произведен на сумму 324 212,2 руб. и пени 2 313,00 руб.
Сумма сделок признанных недействительными за 2009 г. по взносам на обязательное пенсионное страхование составила 597 018,30 руб. в том числе по взносам на обязательное пенсионное, страхование в РФ зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части тр. пенсии, составила 167 307,68 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику. Пунктом 7 названной статьи определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 г. N 173-О, статья 78 НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, в любом случае действуют общие правила исчисления исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Как следует из пояснений Заявителя, о фактах переплаты спорных налогов он узнал по результатам сверки расчетов, из составленного акта N 2785 от 02.08.2012 г.
После уплаты Обществом спорных платежей в бюджет им были в последующем поданы уточненные декларации к уменьшению. После подачи уточненных деклараций, Общество было признано банкротом, и между Заявителем и Налоговой инспекцией рассмотрено 12 заявлений о признании сделок недействительными, по результатам которых были возвращены обществу платежи на сумму 4 161 547,77 руб.
Вместе с тем, Налоговый орган не сообщил Налогоплательщику о ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, допустил просрочку в возврате суммы излишне уплаченного Обществом налога.
Представленный заявителем, уточненный расчет процентов был проверен судом и признан верным, требование о взыскании с инспекции процентов за нарушение сроков возврата налогов в размере 1 232 124,45 руб. было обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Инспекция указывает на то, что взысканные средства были возвращены заявителю в порядке исполнения определений Арбитражного суда г. Москвы о признании сделок недействительными.
Данное утверждение не соответствует действительности, учитывая, что сделки, признанные недействительными, были совершены за период с 01.07.2009 г. по 20.11.2010 г., в то время как переплата по налогам и сборам начала образовываться с 2006 г.
Таким образом, Заинтересованное лицо должно подтвердить, что все платежи по переплате были признаны недействительными и возвращены Обществу, данных доказательств не существует, учитывая, что признание сделок недействительными осуществлялось за период с 01.07.2009 г., в то время как переплата, предъявленная к возврату в настоящем споре возникла за период с 01.01.2006 г. по 30.06.2009 г.
Судом апелляционной инстанции принимается во внимание также и то, что Налоговый орган неоднократно подтверждал наличие переплаты по налогам в пользу налогоплательщика и незаконно отказал в ее возврате мотивируя истечением сроков, препятствующих по мнению Инспекции такому возврату, а не ее расчетной природой или ошибками в электронных системах учета или уже произведенным возвратом переплаты, на что указано в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, наличие доказательств в виде акта сверки на 01.07.2012 г., а также платежных поручений об уплате налогов и сборов за период с 2006 по 2010 гг., признания факта уплаты данных налогов Инспекцией в его отзывах, были обоснованно приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Доводы Заинтересованного лица относительно технических ошибок в базе Инспекции не могут быть приняты во внимание, в связи с тем, что указанные акты Инспекции, которыми были установлены ошибки и устранены, не были доведены до Налогоплательщика.
Доказательств обратного не представлено.
Следует признать обоснованными доводы Заявителя о том, что признавая одними действиями наличие переплаты, а затем, отрицая собственные утверждения, Инспекция тем самым нарушает фундаментальные принципы налогового права характеризующие необходимость формирования определенности в данной сфере, публичный характер деятельности Налогового органа.
Оценив доводы сторон и представленные по делу доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года по делу N А40-135911/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.О.ОКУЛОВА
Судьи
Е.А.СОЛОПОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)