Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича - извещен, не явился,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан - Миннегалеев И.Х., доверенность N 2.4-0-21/000183 от 10 января 2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2013 года по делу N А65-16343/2013, судья Воробьев Р.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича, г. Набережные Челны, (ОГРН 307165021200020, ИНН 165001517747),
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002),
о признании незаконным решения N 1245 от 13.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лысаков Вячеслав Вениаминович, г. Набережные Челны, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, о признании недействительным решения от 13.06.2013 года N 1245 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 4-7).
Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2013 года заявление предпринимателя удовлетворено.
Суд признал решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны РТ N 1245 от 13.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным полностью, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, и обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны РТ устранить нарушение прав индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича г. Набережные Челны (л.д. 88-91).
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявления ИП Лыкасова В.В. отказать, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Отмечает, что если кадастровая стоимость, определенная по решению суда в размере рыночной стоимости, внесена в государственный кадастр недвижимости датой решения суда в текущем налоговой периоде, то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде.
Таким образом, по мнению налогового органа, ответчиком при расчете земельного налога за 2012 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:90202:6 правомерно была применена кадастровая стоимость равная 97 497 067 руб.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 25.03.2014 года налоговый орган представил расчет земельного налога за период с 01.01.2012 года по 16.10.2012 года (дата утверждения новой кадастровой стоимости), применив положения пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
1 462 456 руб. (сумма, исчисленная налоговым органом за 2012 г.) - 209 963 руб. (сумма, исчисленная заявителем за 2012 г.) = 1 252 493 руб. (недоимка, начисленная налоговым органом по решению налогового органа).
97 497 067 руб. (кадастровая стоимость по постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102) за 10 месяцев = 1 218 713 руб.
13 997 500 руб. (кадастровая стоимость по решению арбитражного суда от 16.10.2012 года по делу N А65-21708/2012) за 2 месяца = 34 994 руб.
(1 218 713 руб. + 34 994 руб.) - 209 963 руб. = 1 043 744 руб. недоимка по земельному налогу за 2012 г. по результатам произведенных расчетов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 31.03.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28 апреля 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 28 апреля 2014 года по делу N А65-16343/2013 произведена замена судьи Засыпкиной Т.С. на судью Рогалеву Е.М.
После замены судьи дело рассматривалось сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, требования заявителя следует удовлетворить частично.
Индивидуальному предпринимателю Лыкасову Вячеславу Вениаминовичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:090202:6, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Промышленная, д. 27/1.
Как следует из материалов дела 30.01.2013 года заявителем в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 209 963 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 г. по делу N А65-21708/2012.
В ходе проведения проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку, согласно данным, полученным налоговым органом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:90202:6 по состоянию на 1 января 2012 года составила 97 497 067 руб., налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислять исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из решения арбитражного суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 30.04.2013 г. N 996.
На основании акта проверки и представленных заявителем возражений, налоговым органом было принято решение о привлечении к налоговой ответственности N 1245 от 13.06.2013 г., которым заявителю начислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 252 493 руб., пени в размере 42 572,18 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 146 347 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ.
Решением от 03.07.2013 г. N 2.14-0-19/014525@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель, посчитав, что решение налогового органа нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
22 ноября 2013 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Признавая недействительным решение налогового органа в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010 г.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не было принято во внимание следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 года N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка ? либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, исходя из пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 г. по делу N А65-21708/2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 13 997 500 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 г. по делу N А65-21708/2012 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что подтверждается кадастровой выпиской.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, и перерасчет кадастровой стоимости обратно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
До указанного момента, в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 года N 1102.
Согласно представленному налоговым органом расчету земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости) земельный налог составил 1 043 744 руб.
Налогоплательщику оспариваемым решением налогового органа был начислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 252 493 руб., пени в размере 42 572,18 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 146 347 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции о признании решения налогового органа в полном объеме следует отменить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан от 13.06.2013 года N 1245 в части доначисления земельного налога в размере 208 749 руб. за 2012 г., а также соответствующей части пени и штрафа следует признать недействительным, как не соответствующим требованиям налогового законодательства. В остальной части заявленных требований налогоплательщика следует отказать.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2013 года по делу N А65-16343/2013 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан от 13.06.2013 г. N 1245 в части доначисления земельного налога в размере 208 749 руб. за 2012 г., а также соответствующей части пени и штрафа.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-16343/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу N А65-16343/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича - извещен, не явился,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан - Миннегалеев И.Х., доверенность N 2.4-0-21/000183 от 10 января 2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2013 года по делу N А65-16343/2013, судья Воробьев Р.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича, г. Набережные Челны, (ОГРН 307165021200020, ИНН 165001517747),
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002),
о признании незаконным решения N 1245 от 13.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лысаков Вячеслав Вениаминович, г. Набережные Челны, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, о признании недействительным решения от 13.06.2013 года N 1245 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 4-7).
Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2013 года заявление предпринимателя удовлетворено.
Суд признал решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны РТ N 1245 от 13.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным полностью, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, и обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны РТ устранить нарушение прав индивидуального предпринимателя Лыкасова Вячеслава Вениаминовича г. Набережные Челны (л.д. 88-91).
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявления ИП Лыкасова В.В. отказать, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Отмечает, что если кадастровая стоимость, определенная по решению суда в размере рыночной стоимости, внесена в государственный кадастр недвижимости датой решения суда в текущем налоговой периоде, то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде.
Таким образом, по мнению налогового органа, ответчиком при расчете земельного налога за 2012 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:90202:6 правомерно была применена кадастровая стоимость равная 97 497 067 руб.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 25.03.2014 года налоговый орган представил расчет земельного налога за период с 01.01.2012 года по 16.10.2012 года (дата утверждения новой кадастровой стоимости), применив положения пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
1 462 456 руб. (сумма, исчисленная налоговым органом за 2012 г.) - 209 963 руб. (сумма, исчисленная заявителем за 2012 г.) = 1 252 493 руб. (недоимка, начисленная налоговым органом по решению налогового органа).
97 497 067 руб. (кадастровая стоимость по постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102) за 10 месяцев = 1 218 713 руб.
13 997 500 руб. (кадастровая стоимость по решению арбитражного суда от 16.10.2012 года по делу N А65-21708/2012) за 2 месяца = 34 994 руб.
(1 218 713 руб. + 34 994 руб.) - 209 963 руб. = 1 043 744 руб. недоимка по земельному налогу за 2012 г. по результатам произведенных расчетов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 31.03.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28 апреля 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 28 апреля 2014 года по делу N А65-16343/2013 произведена замена судьи Засыпкиной Т.С. на судью Рогалеву Е.М.
После замены судьи дело рассматривалось сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, требования заявителя следует удовлетворить частично.
Индивидуальному предпринимателю Лыкасову Вячеславу Вениаминовичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:090202:6, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Промышленная, д. 27/1.
Как следует из материалов дела 30.01.2013 года заявителем в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 209 963 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 г. по делу N А65-21708/2012.
В ходе проведения проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку, согласно данным, полученным налоговым органом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:90202:6 по состоянию на 1 января 2012 года составила 97 497 067 руб., налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислять исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из решения арбитражного суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 30.04.2013 г. N 996.
На основании акта проверки и представленных заявителем возражений, налоговым органом было принято решение о привлечении к налоговой ответственности N 1245 от 13.06.2013 г., которым заявителю начислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 252 493 руб., пени в размере 42 572,18 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 146 347 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ.
Решением от 03.07.2013 г. N 2.14-0-19/014525@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель, посчитав, что решение налогового органа нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
22 ноября 2013 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Признавая недействительным решение налогового органа в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010 г.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не было принято во внимание следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 года N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка ? либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, исходя из пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 г. по делу N А65-21708/2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 13 997 500 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012 г. по делу N А65-21708/2012 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что подтверждается кадастровой выпиской.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, и перерасчет кадастровой стоимости обратно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
До указанного момента, в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 года N 1102.
Согласно представленному налоговым органом расчету земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости) земельный налог составил 1 043 744 руб.
Налогоплательщику оспариваемым решением налогового органа был начислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 252 493 руб., пени в размере 42 572,18 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 146 347 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции о признании решения налогового органа в полном объеме следует отменить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан от 13.06.2013 года N 1245 в части доначисления земельного налога в размере 208 749 руб. за 2012 г., а также соответствующей части пени и штрафа следует признать недействительным, как не соответствующим требованиям налогового законодательства. В остальной части заявленных требований налогоплательщика следует отказать.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2013 года по делу N А65-16343/2013 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан от 13.06.2013 г. N 1245 в части доначисления земельного налога в размере 208 749 руб. за 2012 г., а также соответствующей части пени и штрафа.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)