Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салтыковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Водоканалсервис" Галкиной А.В., действующей на основании доверенности от 29.05.2010,
представителя Комитета Скоробогатых О.А., действующего на основании доверенности от 13.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 по делу N А31-4792/2013, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (ОГРН 1084401010748, ИНН 4401095293)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (ИНН 4407002464, ОГРН 1024402038154)
об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 8-
- ю-2012;
- по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
- о взыскании 5 017 732 руб. 72 коп. неосновательного обогащения, 572 648 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и урегулировании разногласий по договорам аренды;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
- об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 6-ю-2012 от 06.09.2012;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
- об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 10 ю-2012 от 06.09.2012;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
- об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 9-ю-2012 от 06.09.2012;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 7-ю-2012
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - ООО "Водоканалсервис") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (далее - Комитет) об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 8-ю-2012 от 06.09.2012.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2013 настоящее дело объединено в одно производство с делами N: А31-4872/2013 по иску Комитета к ООО "Водоканалсервис" о взыскании 5 017 732 руб. 72 коп. неосновательного обогащения, 572 648 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и урегулировании разногласий по договорам аренды; А31-4791/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 6-ю-2012 от 06.09.2012; А31-4793/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 10 ю-2012 от 06.09.2012; А31-4794/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 9-ю-2012 от 06.09.2012; А31-4795/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 7-ю-2012 от 06.09.2012.
Комитет в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации уточнил исковые требования и просил принять договоры аренды земельных участков от 06.09.2012 в следующей редакции:
"3.1. Арендная плата устанавливается в соответствии с расчетом, прилагаемым к настоящему договору, и определяется по формуле:
А = Кст x Ка x Кв x Кк,
- где А - арендная плата за земельный участок в год в рублях; Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
- Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора:
- Кв - коэффициент, учитывающий виды разрешенного использования земельных участков;
- Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки:
Кк - корректирующий коэффициент.
3.2. Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1. настоящего договора, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на расчетный счет по следующим платежным реквизитам: УФК по Костромской области (Комитет по управлению муниципальным имуществом) (наименование получателя платежа), ИНН: 4407002464, КПП 440701001, код (ОКАТО: 34430000000. номер счета получателя платежа: 40101810700000010006. наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области (г. Кострома), БИК 043469001. наименование платежа: "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", код бюджетной классификации: 90411105012040000120.
Обязательство по внесению арендной платы считается исполненным плательщиком со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Управления Федерального казначейства по Костромской области денежных средств со счета плательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
3.4. Размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области, решений городской Думы) округа город Шарья и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья. При этом заключение дополнительного соглашения к Договору не требуется. Уведомление об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется Арендатору Арендодателем заказным письмом с уведомлением. Уведомление об изменении размера арендной платы считается полученным в день его получения Арендатором либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии Арендатора по всем адресам, указанным в Договоре.
При наличии задолженности по арендной плате поступившие от Арендатора платежи зачисляются в счет погашения имеющейся на день поступления платежа задолженности по арендной плате.
3.6. исключить
5.3. За нарушение срока внесения арендной платы по Договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки. Пени начисляются со дня образования задолженности по арендной плате и перечисляются в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 настоящего договора."
Кроме того, Комитет просил взыскать с ООО "Водоканалсервис" 5 017 255 руб. 78 коп. неосновательного обогащения, 359 372 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
ООО "Водоканалсервис" уточнило исковые требования, просило урегулировать разногласия между истцом и ответчиком по договорам аренды земельных участков NN 6-ю-2012, 7-ю-2012, 8-ю-2012, 9-ю-2012, 10-ю-2012 от 06.09.2012, изложив спорные условия договора в следующей редакции:
Пункт 3.1. договора - Арендная плата устанавливается равной размеру земельного налога в отношении соответствующего земельного участка и определяется по следующей формуле:
А = Нз=КстхНст
где А - арендная плата за земельный участок в год в рублях; Нз- земельный налог в год в рублях; К - кадастровая стоимость земельного участка в рублях; Нст - ставка земельного налога в %.
Пункт 3.2. договора - Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1. настоящего договора, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Обязательство по внесению арендной платы считается исполненным со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Управления Федерального казначейства по Костромской области денежных средств со счета плательщика в банке.
Пункт 3.3. договора - исключить.
Пункт 3.4. договора - исключить.
Пункт 3.5. договора - исключить
Пункт 3.6. договора - исключить.
Пункт 5.3. договора - исключить.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 приняты условия договора N 6-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:010107:21, договора N 7-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:020301:1, договора N 8-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030106:83, договора N 9-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030311:44, договора N 10-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030507:89, в следующей редакции:
- Пункт 3.1:
"Арендная плата устанавливается в соответствии с расчетом, прилагаемым к настоящему договору, и определяется по формуле: А = Кст x Ка x Кв x Ки x Кк,
где:
- А - арендная плата за земельный участок в год в рублях;
- Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
- Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
- Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка или его назначение в зависимости от категории земель;
- Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;
- Кк - корректирующий коэффициент."
Пункт 3.2:
"Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной
четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1. настоящего договора, в срок не
позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на
расчетный счет по следующим платежным реквизитам: УФК по Костромской
области (Комитет по управлению муниципальным имуществом)
(наименование получателя платежа), ИНН: 4407002464, КПП 440701001, код
(ОКАТО: 34430000000. номер счета получателя платежа:
40101810700000010006. наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по
Костромской области (г. Кострома), БИК 043469001. наименование платежа:
"доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки,
государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", код бюджетной классификации: 90411105012040000120."
Пункт 3.4
"Арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением коэффициента, соответствующего индексу потребительских цен в Костромской области за предшествующий период, ежегодно утверждаемого постановлением администрации Костромской области, при изменении кадастровой стоимости земельного участка и в иных случаях - при изменении законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области."
Пункты 3.5, 5.3 договоров - исключить.
С ООО "Водоканалсервис" в пользу Комитета взыскано 5 017 255 руб. 78 коп. задолженности, 359 372 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
ООО "Водоканалсервис", не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований в части изложения пунктов 3.1, 3.2, 3.4 договора в указанной в решении редакции, о взыскании с ООО "Водоканалсервис" 5 017 255 руб. 78 коп. задолженности, 359 372 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Заявитель в жалобе ссылается на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 217 от 23.04.2013 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", которым установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. ООО "Водоканалсервис" полагает, что критерии определения арендной платы за земельные участки, используемые для осуществления деятельности по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, на территории Костромской области существенно отличаются. Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.01.2013 N ВАС-14902/12 столь значительная разница в суммах годовой арендной платы за участки одинакового целевого использования, обусловленная исключительно рангом публичного собственника, не представляется экономически оправданной и не соответствует предписанным законом ставкам. Арбитражный суд, ссылаясь на Постановление Администрации Костромской области от 14.12.2010 N 420-а "Об утверждении Перечня социально значимых видов деятельности для предоставления льгот по арендной плате на территории Костромской области" и Постановление Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и на земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" не дал оценку с точки зрения их соответствия применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в постановлении Президиума N 15837/11 от 17.04.2012). Заявитель полагает, что указанные нормативные акты не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". В ходе судебного разбирательства заявлялось ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Костромской области заявлений о признании недействующими в части Постановлений Администрации Костромской области NN 420 и 241-а. ООО "Водоканал" указывает, что редакция пункта 3.4 противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11. Ссылается также на то, что Комитет не является органом, представляющим интересы казны муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области, следовательно, требование Комитета о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами является неправомерным.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что расчет арендной платы был произведен на основании нормативных актов Костромской области, так как в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полагает, что ООО "Водоканал" является коммерческой организацией, которая вправе осуществлять любые виды деятельности с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах Костромской области. Комитет в отношении одностороннего изменения арендной платы за земельные участки, установленного в пункте 3.4 договоров, ссылается на позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28.06.2013 по делу N ВАС-7719/13. Кроме того, поясняет, что Комитет решением Думы городского округа город Шарья от 26.12.2012 "О бюджете городского округа город Шарья" утвержден одним из главных администраторов доходов бюджета городского округа город Шарья, в том числе в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и, которые расположены в границах городских округов, а также в отношении прочих налоговых доходов бюджетов городских округов. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик заявил ходатайство о проведении судебного заседания в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 заявленное ходатайство удовлетворено, судебное заседание проведено с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 11.11.2011 Комитет (арендодатель) передал ООО "Водоканалсервис" (арендатор) в аренду муниципальное недвижимое и движимое имущество.
Договор заключен сторонами на срок с 11.11.2011 до момента заключения договора с победителем конкурса на право передачи имущества.
Для обеспечения эксплуатации переданного в аренду недвижимого имущества (зданий, сооружений) между Комитетом (арендодатель) и ООО "Водоканалсервис" (арендатор) 11.11.2011 подписаны с протоколами разногласий краткосрочные (сроком действия до 31.12.2011) договоры аренды пяти земельных участков: с кадастровым номером 44:31:010107:21, площадью 32972 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, для размещения зданий и сооружений городского водозабора - 9480 кв. м и для установления санитарной зоны охраны водозабора - 23492 кв. м; с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136897 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, проезд Базовый, д. 9а, для размещения очистных сооружений; с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Свердлова, 58а, для размещения артезианской скважины; с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. С.Громова, 92, для размещения артезианской скважины N 2; с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Пушкина, 4, для размещения артезианской скважины N 1.
Разногласия по вышеуказанным договорам сторонами не урегулированы.
В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 26.03.2012 N 6 "О результатах проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа город Шарья" между Администрацией городского округа город Шарья Костромской области в лице Комитета (концедент) и ООО "Водоканал" (концессионер) заключено концессионное соглашение N 3 от 26.03.2012, согласно которому концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущественный комплекс по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа город Шарья, и осуществлять деятельность по подъему, очистке и транспортировке воды, перекачке и очистке сточных вод в городском округе город Шарья Костромской области, право собственности на имущественный комплекс будет принадлежать концеденту, концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления вышеуказанной деятельности.
Согласно приложению N 1 к концессионному соглашению в состав передаваемого имущественного комплекса входят здания, в том числе здания насосных, здания трансформаторных подстанций, здания гаражей, мастерских, воздуходувная станция, котельная, скважины, склады, сооружения, транспортные средства, оборудование, трансформаторы, водопроводы, теплотрассы, сети канализации и другое имущество, всего 626 наименований объектов на сумму 13 405 190 руб. 39 коп.
В соответствии с пунктом 24 концессионного соглашения концессионер обязуется заключить с концедентом договоры о предоставлении на праве аренды земельных участков, которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, в течение 120 рабочих дней со дня подписания соглашения.
Описание земельных участков приведено в приложении N 4 к соглашению, в состав подлежащих передаче в аренду входят земельные участки: с кадастровым номером 44:31:010107:21, площадью 9480 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, для размещения зданий и сооружений городского водозабора; с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136897 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, проезд Базовый, д. 9а, для размещения очистных сооружений; с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Свердлова, 9а, для размещения артезианской скважины; с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. С.Громова, 92, для размещения артезианской скважины; с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Пушкина, 4, для размещения артезианской скважины.
Постановлением Администрации городского округа город Шарья от 06.09.2012 N 1382/1 на основании вышеуказанного концессионного соглашения решено предоставить ООО "Водоканалсервис" в аренду на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 44:31:010107:21, 44:31:020301:1, 44:31:030507:89, 44:31:030106:83, 44:31:030311:44, для размещения зданий и сооружений.
В соответствии с вышеуказанным постановлением и концессионным соглашением Комитет направил ООО "Водоканалсервис" проекты договоров аренды земельных участков: договор N 6-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:010107:21, общей площадью 32972 кв. м, в том числе площадью 9480 кв. м для размещения зданий и сооружений городского водозабора и 23492 кв. м для установления санитарной зоны, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, берег реки Ветлуги; договор N 7-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136897 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, проезд Базовый, д. 9а, для размещения очистных сооружений; договор N 8-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. С.Громова, 92, для размещения артезианской скважины; договор N 9-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Пушкина, 4, для размещения артезианской скважины; договор N 10-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Свердлова, 58а, для размещения артезианской скважины.
Проекты вышеназванных договоров содержат однотипные условия обязательств сторон.
ООО "Водоканалсервис" с предложенной арендодателем редакцией договоров не согласилось, письмом от 19.10.2012 направило Комитету подписанные договоры с протоколами разногласий.
Письмом от 21.11.2012 Комитет уведомил ООО "Водоканалсервис" о частичном урегулировании разногласий.
Невозможность сторон урегулировать разногласия в досудебном порядке, наличие задолженности за пользование земельными участками послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Костромской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, своевременно производить платежи за землю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В абзаце 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Постановлением Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а (в редакции от 28.12.2012) "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" утверждено "Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно пункту 9 вышеуказанного Положения расчет арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле: А = Кст x Ка x Кв x Ки x Кк, где:
- А - арендная плата за земельный участок в год в рублях;
- Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
- Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
- Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка или его назначение в зависимости от категории земель;
- Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;
- Кк - корректирующий коэффициент.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Указанное Постановление администрации Костромской области, устанавливающее методику расчета арендной платы, на момент рассмотрения разногласий в установленном законом порядке не признано недействующим.
Возражая против расчета размера арендной платы в редакции Комитета, ООО "Водоканалсервис" не представило соответствующее экономическое обоснование, не подтвердило, что расчет размера арендной платы в редакции Комитета противоречит положениям Постановления N 582.
Ссылка заявителя на пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации далее - Правила), утвержденных Постановлением N 582 о том, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, подлежит отклонению.
Данные правила предусмотрены для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Кроме того, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 217 от 23.04.2013 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", изданный в соответствии с пунктом 5 Правил, предусматривающий ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, вступил в действие с 02.07.2013, то есть после обращения сторон в суд в целях урегулирования разногласий. До обращения сторон в суд Министерством экономического развития Российской Федерации соответствующего разъяснения по размеру ставок арендной платы в отношении указанных объектов не производилось.
Исчисление размера подлежащей взысканию арендной платы за прошедшие периоды, исходя из новых ставок, методик, формул, установленных на основании принятых впоследствии нормативных актов, противоречит как принципу экономической обоснованности арендной платы, так и принципу предсказуемости определения ее размера, сформулированным в Постановлении N 582.
Доказательств отнесения деятельности по водоснабжению и водоотведению к социально значимым видам деятельности, предусматривающим предоставление льгот по арендной плате за использование земельных участков, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно принял пункт 3.1 спорных договоров в редакции Комитета.
Разногласия сторон по поводу редакции пункта 3.2 договоров сводятся к внесению реквизитов для перечисления арендной платы. Суд первой инстанции указал, что внесение в содержание части первой пункта 3.2 договоров реквизитов не противоречит нормам гражданского законодательства, не нарушает интересы арендатора, обязанного вносить платежи по указанным реквизитам, независимо от места их размещения в договоре (в разделе "Размер и условия внесения арендной платы" или в разделе "Адреса и подписи сторон"), не возлагает на арендатора какие-либо дополнительные обязанности, кроме предусмотренных статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации о внесении арендной платы.
Оснований для несогласия с данным выводом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Разногласия сторон по пункту 3.4 договоров связаны с порядком изменения размера арендной платы.
Согласно редакции Комитета, размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья, при этом заключение дополнительного соглашения к договору не требуется. Уведомление об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется арендатору арендодателем заказным письмом с уведомлением. Уведомление об изменении размера арендной платы считается полученным в день его получения арендатором либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии арендатора по всем адресам, указанным в договоре.
ООО "Водоканалсервис" с предложенной Комитетом редакцией договоров об одностороннем изменении условий договоров не согласен, указывает на невозможность одностороннего изменения методики начисления арендной платы без учета определенных случаев и обстоятельств для ее изменения.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Согласно пункту 9.1 Постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением коэффициента, соответствующего индексу потребительских цен в Костромской области за предшествующий период, ежегодно утверждаемого постановлением администрации Костромской области, при изменении кадастровой стоимости земельного участка и в иных случаях - при изменении законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области.
Учитывая, что пункт 9.1 указанного Постановления не предусматривает изменение методики расчета размера арендной платы, а устанавливает изменение арендной платы в связи с изменением базовых ставок, редакция пункта 3.4 договоров, предложенная Комитетом, не противоречит действующему законодательству.
Комитет также просил взыскать с ООО "Водоканалсервис" неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1107 вышеназванного Кодекса а сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Факт пользования ООО "Водоканалсервис" земельными участками с кадастровыми номерами с кадастровым номером 44:31:010107:21, 44:31:020301:1, 44:31:030507:89, 44:31:030106:83, 44:31:030311:44 подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Доказательств внесения платы за пользование земельными участками в соответствующем размере в суд не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ООО "Водоканалсервис" неосновательное обогащение, начислив проценты за пользование чужими денежными средствами в спорный период.
Доводы заявителя о том, что Комитет не является органом, представляющим интересы казны муниципального образования городской округ город Шарья, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Решением Думы городского округа город Шарья от 26.12.2012 "О бюджете городского округа город Шарья" Комитет утвержден одним из главных администраторов доходов бюджета городского округа город Шарья, в том числе в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и, которые расположены в границах городских округов, а также в отношении прочих налоговых доходов бюджетов городских округов.
Таким образом, обращение Комитета с данным иском является обоснованным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 по делу N А31-4792/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
О.П.КОБЕЛЕВА
Судьи
О.А.ГУРЕЕВА
Т.М.ДЬЯКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N А31-4792/2013
Разделы:Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N А31-4792/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салтыковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Водоканалсервис" Галкиной А.В., действующей на основании доверенности от 29.05.2010,
представителя Комитета Скоробогатых О.А., действующего на основании доверенности от 13.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 по делу N А31-4792/2013, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (ОГРН 1084401010748, ИНН 4401095293)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (ИНН 4407002464, ОГРН 1024402038154)
об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 8-
- ю-2012;
- по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
- о взыскании 5 017 732 руб. 72 коп. неосновательного обогащения, 572 648 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и урегулировании разногласий по договорам аренды;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
- об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 6-ю-2012 от 06.09.2012;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
- об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 10 ю-2012 от 06.09.2012;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
- об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 9-ю-2012 от 06.09.2012;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа город Шарья
об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 7-ю-2012
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - ООО "Водоканалсервис") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (далее - Комитет) об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 8-ю-2012 от 06.09.2012.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2013 настоящее дело объединено в одно производство с делами N: А31-4872/2013 по иску Комитета к ООО "Водоканалсервис" о взыскании 5 017 732 руб. 72 коп. неосновательного обогащения, 572 648 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и урегулировании разногласий по договорам аренды; А31-4791/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 6-ю-2012 от 06.09.2012; А31-4793/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 10 ю-2012 от 06.09.2012; А31-4794/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 9-ю-2012 от 06.09.2012; А31-4795/2013 по иску ООО "Водоканалсервис" к Комитету об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 7-ю-2012 от 06.09.2012.
Комитет в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации уточнил исковые требования и просил принять договоры аренды земельных участков от 06.09.2012 в следующей редакции:
"3.1. Арендная плата устанавливается в соответствии с расчетом, прилагаемым к настоящему договору, и определяется по формуле:
А = Кст x Ка x Кв x Кк,
- где А - арендная плата за земельный участок в год в рублях; Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
- Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора:
- Кв - коэффициент, учитывающий виды разрешенного использования земельных участков;
- Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки:
Кк - корректирующий коэффициент.
3.2. Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1. настоящего договора, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на расчетный счет по следующим платежным реквизитам: УФК по Костромской области (Комитет по управлению муниципальным имуществом) (наименование получателя платежа), ИНН: 4407002464, КПП 440701001, код (ОКАТО: 34430000000. номер счета получателя платежа: 40101810700000010006. наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области (г. Кострома), БИК 043469001. наименование платежа: "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", код бюджетной классификации: 90411105012040000120.
Обязательство по внесению арендной платы считается исполненным плательщиком со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Управления Федерального казначейства по Костромской области денежных средств со счета плательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
3.4. Размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области, решений городской Думы) округа город Шарья и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья. При этом заключение дополнительного соглашения к Договору не требуется. Уведомление об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется Арендатору Арендодателем заказным письмом с уведомлением. Уведомление об изменении размера арендной платы считается полученным в день его получения Арендатором либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии Арендатора по всем адресам, указанным в Договоре.
При наличии задолженности по арендной плате поступившие от Арендатора платежи зачисляются в счет погашения имеющейся на день поступления платежа задолженности по арендной плате.
3.6. исключить
5.3. За нарушение срока внесения арендной платы по Договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки. Пени начисляются со дня образования задолженности по арендной плате и перечисляются в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 настоящего договора."
Кроме того, Комитет просил взыскать с ООО "Водоканалсервис" 5 017 255 руб. 78 коп. неосновательного обогащения, 359 372 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
ООО "Водоканалсервис" уточнило исковые требования, просило урегулировать разногласия между истцом и ответчиком по договорам аренды земельных участков NN 6-ю-2012, 7-ю-2012, 8-ю-2012, 9-ю-2012, 10-ю-2012 от 06.09.2012, изложив спорные условия договора в следующей редакции:
Пункт 3.1. договора - Арендная плата устанавливается равной размеру земельного налога в отношении соответствующего земельного участка и определяется по следующей формуле:
А = Нз=КстхНст
где А - арендная плата за земельный участок в год в рублях; Нз- земельный налог в год в рублях; К - кадастровая стоимость земельного участка в рублях; Нст - ставка земельного налога в %.
Пункт 3.2. договора - Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1. настоящего договора, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Обязательство по внесению арендной платы считается исполненным со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Управления Федерального казначейства по Костромской области денежных средств со счета плательщика в банке.
Пункт 3.3. договора - исключить.
Пункт 3.4. договора - исключить.
Пункт 3.5. договора - исключить
Пункт 3.6. договора - исключить.
Пункт 5.3. договора - исключить.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 приняты условия договора N 6-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:010107:21, договора N 7-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:020301:1, договора N 8-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030106:83, договора N 9-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030311:44, договора N 10-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030507:89, в следующей редакции:
- Пункт 3.1:
"Арендная плата устанавливается в соответствии с расчетом, прилагаемым к настоящему договору, и определяется по формуле: А = Кст x Ка x Кв x Ки x Кк,
где:
- А - арендная плата за земельный участок в год в рублях;
- Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
- Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
- Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка или его назначение в зависимости от категории земель;
- Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;
- Кк - корректирующий коэффициент."
Пункт 3.2:
"Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной
четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1. настоящего договора, в срок не
позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на
расчетный счет по следующим платежным реквизитам: УФК по Костромской
области (Комитет по управлению муниципальным имуществом)
(наименование получателя платежа), ИНН: 4407002464, КПП 440701001, код
(ОКАТО: 34430000000. номер счета получателя платежа:
40101810700000010006. наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по
Костромской области (г. Кострома), БИК 043469001. наименование платежа:
"доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки,
государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", код бюджетной классификации: 90411105012040000120."
Пункт 3.4
"Арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением коэффициента, соответствующего индексу потребительских цен в Костромской области за предшествующий период, ежегодно утверждаемого постановлением администрации Костромской области, при изменении кадастровой стоимости земельного участка и в иных случаях - при изменении законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области."
Пункты 3.5, 5.3 договоров - исключить.
С ООО "Водоканалсервис" в пользу Комитета взыскано 5 017 255 руб. 78 коп. задолженности, 359 372 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
ООО "Водоканалсервис", не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований в части изложения пунктов 3.1, 3.2, 3.4 договора в указанной в решении редакции, о взыскании с ООО "Водоканалсервис" 5 017 255 руб. 78 коп. задолженности, 359 372 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Заявитель в жалобе ссылается на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 217 от 23.04.2013 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", которым установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. ООО "Водоканалсервис" полагает, что критерии определения арендной платы за земельные участки, используемые для осуществления деятельности по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, на территории Костромской области существенно отличаются. Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.01.2013 N ВАС-14902/12 столь значительная разница в суммах годовой арендной платы за участки одинакового целевого использования, обусловленная исключительно рангом публичного собственника, не представляется экономически оправданной и не соответствует предписанным законом ставкам. Арбитражный суд, ссылаясь на Постановление Администрации Костромской области от 14.12.2010 N 420-а "Об утверждении Перечня социально значимых видов деятельности для предоставления льгот по арендной плате на территории Костромской области" и Постановление Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и на земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" не дал оценку с точки зрения их соответствия применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в постановлении Президиума N 15837/11 от 17.04.2012). Заявитель полагает, что указанные нормативные акты не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". В ходе судебного разбирательства заявлялось ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Костромской области заявлений о признании недействующими в части Постановлений Администрации Костромской области NN 420 и 241-а. ООО "Водоканал" указывает, что редакция пункта 3.4 противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11. Ссылается также на то, что Комитет не является органом, представляющим интересы казны муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области, следовательно, требование Комитета о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами является неправомерным.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что расчет арендной платы был произведен на основании нормативных актов Костромской области, так как в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полагает, что ООО "Водоканал" является коммерческой организацией, которая вправе осуществлять любые виды деятельности с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах Костромской области. Комитет в отношении одностороннего изменения арендной платы за земельные участки, установленного в пункте 3.4 договоров, ссылается на позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28.06.2013 по делу N ВАС-7719/13. Кроме того, поясняет, что Комитет решением Думы городского округа город Шарья от 26.12.2012 "О бюджете городского округа город Шарья" утвержден одним из главных администраторов доходов бюджета городского округа город Шарья, в том числе в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и, которые расположены в границах городских округов, а также в отношении прочих налоговых доходов бюджетов городских округов. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик заявил ходатайство о проведении судебного заседания в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 заявленное ходатайство удовлетворено, судебное заседание проведено с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 11.11.2011 Комитет (арендодатель) передал ООО "Водоканалсервис" (арендатор) в аренду муниципальное недвижимое и движимое имущество.
Договор заключен сторонами на срок с 11.11.2011 до момента заключения договора с победителем конкурса на право передачи имущества.
Для обеспечения эксплуатации переданного в аренду недвижимого имущества (зданий, сооружений) между Комитетом (арендодатель) и ООО "Водоканалсервис" (арендатор) 11.11.2011 подписаны с протоколами разногласий краткосрочные (сроком действия до 31.12.2011) договоры аренды пяти земельных участков: с кадастровым номером 44:31:010107:21, площадью 32972 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, для размещения зданий и сооружений городского водозабора - 9480 кв. м и для установления санитарной зоны охраны водозабора - 23492 кв. м; с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136897 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, проезд Базовый, д. 9а, для размещения очистных сооружений; с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Свердлова, 58а, для размещения артезианской скважины; с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. С.Громова, 92, для размещения артезианской скважины N 2; с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Пушкина, 4, для размещения артезианской скважины N 1.
Разногласия по вышеуказанным договорам сторонами не урегулированы.
В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 26.03.2012 N 6 "О результатах проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа город Шарья" между Администрацией городского округа город Шарья Костромской области в лице Комитета (концедент) и ООО "Водоканал" (концессионер) заключено концессионное соглашение N 3 от 26.03.2012, согласно которому концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущественный комплекс по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа город Шарья, и осуществлять деятельность по подъему, очистке и транспортировке воды, перекачке и очистке сточных вод в городском округе город Шарья Костромской области, право собственности на имущественный комплекс будет принадлежать концеденту, концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления вышеуказанной деятельности.
Согласно приложению N 1 к концессионному соглашению в состав передаваемого имущественного комплекса входят здания, в том числе здания насосных, здания трансформаторных подстанций, здания гаражей, мастерских, воздуходувная станция, котельная, скважины, склады, сооружения, транспортные средства, оборудование, трансформаторы, водопроводы, теплотрассы, сети канализации и другое имущество, всего 626 наименований объектов на сумму 13 405 190 руб. 39 коп.
В соответствии с пунктом 24 концессионного соглашения концессионер обязуется заключить с концедентом договоры о предоставлении на праве аренды земельных участков, которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, в течение 120 рабочих дней со дня подписания соглашения.
Описание земельных участков приведено в приложении N 4 к соглашению, в состав подлежащих передаче в аренду входят земельные участки: с кадастровым номером 44:31:010107:21, площадью 9480 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, для размещения зданий и сооружений городского водозабора; с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136897 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, проезд Базовый, д. 9а, для размещения очистных сооружений; с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Свердлова, 9а, для размещения артезианской скважины; с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. С.Громова, 92, для размещения артезианской скважины; с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 кв. м, расположенный по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Пушкина, 4, для размещения артезианской скважины.
Постановлением Администрации городского округа город Шарья от 06.09.2012 N 1382/1 на основании вышеуказанного концессионного соглашения решено предоставить ООО "Водоканалсервис" в аренду на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 44:31:010107:21, 44:31:020301:1, 44:31:030507:89, 44:31:030106:83, 44:31:030311:44, для размещения зданий и сооружений.
В соответствии с вышеуказанным постановлением и концессионным соглашением Комитет направил ООО "Водоканалсервис" проекты договоров аренды земельных участков: договор N 6-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:010107:21, общей площадью 32972 кв. м, в том числе площадью 9480 кв. м для размещения зданий и сооружений городского водозабора и 23492 кв. м для установления санитарной зоны, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, берег реки Ветлуги; договор N 7-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136897 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, проезд Базовый, д. 9а, для размещения очистных сооружений; договор N 8-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. С.Громова, 92, для размещения артезианской скважины; договор N 9-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Пушкина, 4, для размещения артезианской скважины; договор N 10-ю-2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Свердлова, 58а, для размещения артезианской скважины.
Проекты вышеназванных договоров содержат однотипные условия обязательств сторон.
ООО "Водоканалсервис" с предложенной арендодателем редакцией договоров не согласилось, письмом от 19.10.2012 направило Комитету подписанные договоры с протоколами разногласий.
Письмом от 21.11.2012 Комитет уведомил ООО "Водоканалсервис" о частичном урегулировании разногласий.
Невозможность сторон урегулировать разногласия в досудебном порядке, наличие задолженности за пользование земельными участками послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Костромской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, своевременно производить платежи за землю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В абзаце 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Постановлением Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а (в редакции от 28.12.2012) "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" утверждено "Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно пункту 9 вышеуказанного Положения расчет арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле: А = Кст x Ка x Кв x Ки x Кк, где:
- А - арендная плата за земельный участок в год в рублях;
- Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
- Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
- Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка или его назначение в зависимости от категории земель;
- Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;
- Кк - корректирующий коэффициент.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Указанное Постановление администрации Костромской области, устанавливающее методику расчета арендной платы, на момент рассмотрения разногласий в установленном законом порядке не признано недействующим.
Возражая против расчета размера арендной платы в редакции Комитета, ООО "Водоканалсервис" не представило соответствующее экономическое обоснование, не подтвердило, что расчет размера арендной платы в редакции Комитета противоречит положениям Постановления N 582.
Ссылка заявителя на пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации далее - Правила), утвержденных Постановлением N 582 о том, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, подлежит отклонению.
Данные правила предусмотрены для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Кроме того, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 217 от 23.04.2013 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", изданный в соответствии с пунктом 5 Правил, предусматривающий ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, вступил в действие с 02.07.2013, то есть после обращения сторон в суд в целях урегулирования разногласий. До обращения сторон в суд Министерством экономического развития Российской Федерации соответствующего разъяснения по размеру ставок арендной платы в отношении указанных объектов не производилось.
Исчисление размера подлежащей взысканию арендной платы за прошедшие периоды, исходя из новых ставок, методик, формул, установленных на основании принятых впоследствии нормативных актов, противоречит как принципу экономической обоснованности арендной платы, так и принципу предсказуемости определения ее размера, сформулированным в Постановлении N 582.
Доказательств отнесения деятельности по водоснабжению и водоотведению к социально значимым видам деятельности, предусматривающим предоставление льгот по арендной плате за использование земельных участков, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно принял пункт 3.1 спорных договоров в редакции Комитета.
Разногласия сторон по поводу редакции пункта 3.2 договоров сводятся к внесению реквизитов для перечисления арендной платы. Суд первой инстанции указал, что внесение в содержание части первой пункта 3.2 договоров реквизитов не противоречит нормам гражданского законодательства, не нарушает интересы арендатора, обязанного вносить платежи по указанным реквизитам, независимо от места их размещения в договоре (в разделе "Размер и условия внесения арендной платы" или в разделе "Адреса и подписи сторон"), не возлагает на арендатора какие-либо дополнительные обязанности, кроме предусмотренных статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации о внесении арендной платы.
Оснований для несогласия с данным выводом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Разногласия сторон по пункту 3.4 договоров связаны с порядком изменения размера арендной платы.
Согласно редакции Комитета, размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья, при этом заключение дополнительного соглашения к договору не требуется. Уведомление об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется арендатору арендодателем заказным письмом с уведомлением. Уведомление об изменении размера арендной платы считается полученным в день его получения арендатором либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии арендатора по всем адресам, указанным в договоре.
ООО "Водоканалсервис" с предложенной Комитетом редакцией договоров об одностороннем изменении условий договоров не согласен, указывает на невозможность одностороннего изменения методики начисления арендной платы без учета определенных случаев и обстоятельств для ее изменения.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Согласно пункту 9.1 Постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением коэффициента, соответствующего индексу потребительских цен в Костромской области за предшествующий период, ежегодно утверждаемого постановлением администрации Костромской области, при изменении кадастровой стоимости земельного участка и в иных случаях - при изменении законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области.
Учитывая, что пункт 9.1 указанного Постановления не предусматривает изменение методики расчета размера арендной платы, а устанавливает изменение арендной платы в связи с изменением базовых ставок, редакция пункта 3.4 договоров, предложенная Комитетом, не противоречит действующему законодательству.
Комитет также просил взыскать с ООО "Водоканалсервис" неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1107 вышеназванного Кодекса а сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Факт пользования ООО "Водоканалсервис" земельными участками с кадастровыми номерами с кадастровым номером 44:31:010107:21, 44:31:020301:1, 44:31:030507:89, 44:31:030106:83, 44:31:030311:44 подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Доказательств внесения платы за пользование земельными участками в соответствующем размере в суд не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ООО "Водоканалсервис" неосновательное обогащение, начислив проценты за пользование чужими денежными средствами в спорный период.
Доводы заявителя о том, что Комитет не является органом, представляющим интересы казны муниципального образования городской округ город Шарья, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Решением Думы городского округа город Шарья от 26.12.2012 "О бюджете городского округа город Шарья" Комитет утвержден одним из главных администраторов доходов бюджета городского округа город Шарья, в том числе в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и, которые расположены в границах городских округов, а также в отношении прочих налоговых доходов бюджетов городских округов.
Таким образом, обращение Комитета с данным иском является обоснованным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 по делу N А31-4792/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
О.П.КОБЕЛЕВА
Судьи
О.А.ГУРЕЕВА
Т.М.ДЬЯКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)