Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.02.2014 ПО ДЕЛУ N А65-12928/2013

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. по делу N А65-12928/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Соколовой Ю.В., доверенность от 12.10.2012,
ответчика - Алешевой А.Р., доверенность от 31.12.2013 N АГ-02/16940,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2013 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-12928/2013
по заявлению открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк "Энергобанк", г. Казань (ОГРН 1021600000289, ИНН 1653011835) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2013 N А05-334/2013,

установил:

открытое акционерное общество АКБ "Энергобанк" (далее - заявитель, общество, ОАО АКБ "Энергобанк") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по Республике Татарстан) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2013 N А05-334/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2013 заявленные требования ОАО АКБ "Энергобанк" удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2013 оставлено без изменения.
УФАС по Республике Татарстан, не согласившись с решением первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт о признании постановления УФАС по Республике Татарстан от 07.05.2013 N А05-334/2013 законным и обоснованным.
Представитель УФАС по Республике Татарстан в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ОАО АКБ "Энергобанк" в судебном заседании кассационную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 11.02.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 14 часов 45 минут 18.02.2014. По окончании которого судебное заседание было продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей УФАС по Республике Татарстан и ОАО АКБ "Энергобанк", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления возложенных на антимонопольный орган полномочий по проверке соблюдения антимонопольного законодательства, в рамках государственного контроля за сделками, иными действиями, оказывающими влияние на состояние конкурентной среды и указанными в статьях 27 - 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольным органом в адрес ОАО АКБ "Энергобанк" направлен запрос от 22.02.2013 N РБ-05Л 801 о представлении документов и информации.
В ответ на вышеуказанный запрос ОАО АКБ "Энергобанк" направило письмо от 25.03.2013 N 2393, при этом следующие документы и информация представлены не были:
- 1. Реестр акционеров (участников) общества по состоянию на 31.12.2011, 30.06.2012, 31.12.2012;
- 2. Бухгалтерский баланс общества по состоянию на 31.12.2011, 30.06.2012, 31.12.2012;
- 3. Отчет о прибылях и убытках общества за 2011 год и 2012 год;
- 4. Сведения о группе лиц общества по состоянию 31.12.2011, 30.06.2012, 31.12.2012, в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" (с приложением документов, подтверждающих основания, по которым какие лица входят в группу лиц общества - копии учредительных документов, кроме того, для ООО и ОДО - выписки из ЕГРЮЛ (при наличии), реестра акционеров (участников), для ОАО и ЗАО - реестры акционеров, копии протоколов о назначении единоличных исполнительных органов, решений собраний участников, учредителей, совета директоров);
- 5. Сведения о балансовой стоимости активов группы лиц общества по состоянию на 31.12.2011, 30.06.2012, 31.12.2012;
- 6. Сведения о физических лицах, занимавших должность единоличного исполнительного органа общества за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, с приложением подтверждающих документов (протоколов собраний участников, совета директоров о назначении единоличного исполнительного органа и т.д.);
- 7. Сведения обо всех сделках общества за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 по приобретению, получению в собственность, пользование или во владение, в том числе в аренду, основных производственных средств (или) нематериальных активов, если балансовая стоимость указанных основных производственных средств и (или) нематериальных активов, составляющих предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и (или) нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества (с приложением копий протоколов, решений собраний совета директоров, иного коллегиального исполнительного органа, договоров об одобрении указанных сделок, а также заключении антимонопольного органа о предварительном или последующем согласовании указанных сделок и т.д.);
- 8. Сведения обо всех сделках общества за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 по передаче (отчуждению), в том числе в аренду, основных производственных средств и (или) нематериальных активов, если балансовая стоимость указанных основных производственных средств и (или) не материальных активов, составляющих предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества (с приложением копий протоколов, решений собраний совета директоров, иного коллегиального исполнительного органа, договоров об одобрении указанных сделок, а также заключении антимонопольного органа о предварительном или последующем согласовании указанных сделок и т.д.);
- 9. Сведения обо всех сделках, за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 по передаче акций, долей хозяйственных обществ, принадлежащих обществу (с приложением копий договоров, протоколов, решений собраний совета директоров, иного коллегиального исполнительного органа и т.д. об одобрении указанных сделок, а также заключении антимонопольного органа о предварительно или последующем согласовании указанных сделок и т.д.);
- 10. Сведения о владении обществом акциями, долями других хозяйственных обществ по состоянию на 31.12.2011, 30.06.2012, 31.12.2012, с указанием основания владения, размера доли владения, продавцов и покупателей указанных акций, долей с приложением подтверждающих документов (договор купли-продажи, соглашений и т.д., а также заключений антимонопольного органа о предварительном или последующем согласовании указанных сделок и т.д.);
- 11. Сведения о создании (с оплатой уставного капитала акциями, долями, и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) и реорганизации коммерческих организации, произошедших в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 с участием общества, с приложением заключений антимонопольного органа о предварительном или последующем согласовании указанных сделок и т.д.).
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, непредставление в антимонопольный орган вышеуказанных документов и информации свидетельствует о наличии в действиях ОАО АКБ "Энергобанк" нарушения статьи 25 Закона о защите конкуренции.
23.04.2013 антимонопольным органом в отношении ОАО АКБ "Энергобанк" составлен протокол N А05-334/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Рассмотрев материалы дела, антимонопольным органом 07.05.2013 вынесено постановление о наложении штрафа по делу N А05-334/2013 об административном правонарушении, которым ОАО АКБ "Энергобанк" привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ и наложен штраф в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу об отсутствии объективной стороны данного правонарушения, в силу отсутствия противоправных деяний со стороны заявителя, так и субъективной стороны, в силу не доказанности антимонопольным органом вины заявителя, как необходимого элемента состава правонарушения.
Между тем выводы судебных инстанций сделаны при неверном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктами 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Согласно подпункту 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Обеспечение антимонопольного контроля проводится как посредством проверок (выездных и камеральных) в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции, так и путем постоянного наблюдения за хозяйственными процессами на товарных рынках, в том числе оценки состояния конкурентной среды с целью недопущения (предупреждения) монополистической деятельности и ограничения конкуренции.
Определение состояния конкурентной среды проводится, в том числе, для предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и недопущения с их стороны действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства антимонопольные органы в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции вправе запрашивать любую информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций, а хозяйствующие субъекты обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую ему в соответствии с возложенными на него указанным Законом и иными нормативными правовыми актами полномочиями в области антимонопольного регулирования.
По мнению судов, запрос о представлении документов и информации не содержит достаточную мотивировку необходимости представления запрашиваемых документов, поскольку из него не видно, что испрашиваемые документы необходимы для рассмотрения какого-либо дела, либо находятся в причинной связи с проводимыми мероприятиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, то есть не содержится основание и нормативно-правовое обоснование истребования информации, кроме формального указания на положения статей 27 - 31 Закона о защите конкуренции.
Указав на отсутствие в тексте запроса нормативно-правового основания истребования документов и информации, суды сделали вывод, что запрос являлся недостаточно мотивированным и соответственно не порождал в полной мере обязанности по его исполнению.
Данные выводы судов являются ошибочными.
Положения Закона о защите конкуренции не обязывают антимонопольный орган в запросе детально раскрывать цели и обстоятельства проводимых проверок, а также вопросы, возникшие при рассмотрении дел.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 8039/12, мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация о существе дела, целях и задачах истребования документов. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.
В рассматриваемом случае, действия антимонопольного органа направлены на эффективное осуществление антимонопольным органом полномочий по контролю экономической концентрации, а отсутствие необходимой информации может привести к искажению объективной картины сложившейся ситуации.
Представление указанных документов направлено на обеспечение осуществления государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций; за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях; за принудительным разделением (выделением) коммерческих организаций некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность; за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов ограничивающими конкуренцию.
Представление запрашиваемой антимонопольным органом информации является обязательным в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела видно, что указанный запрос антимонопольного органа содержит указание на процессуальный повод истребования информации (в целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, в рамках государственного контроля за сделками и иными действиями, оказывающими влияние на состояние конкурентной среды) и нормативно-правовое основание (ссылка на статьи 23, 25 Закона), в связи с чем кассационная инстанция отклоняет выводы судов о немотивированности запроса.
Доказательства предоставления обществом запрошенных документов и информации в указанный срок, заявителем в материалы дела не представлены.
В связи с вышеизложенным антимонопольный орган сделал правильный вывод о наличии в действиях ОАО АКБ "Энергобанк" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований ОАО АКБ "Энергобанк".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 по делу N А65-12928/2013 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.05.2013 N А05-334/2013 по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)