Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2825/2015

Требование: О взыскании задолженности по земельному налогу, пеней.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налогоплательщик, являясь собственником долей земельных участков, не уплачивал налог.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N 33-2825/2015


Судья Полякова О.М.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шумкова Е.С.,
судей Чирковой Т.Н.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Филичкиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области к Н. <...> о взыскании задолженности по земельному налогу,
по апелляционной жалобе ответчика Н. <...> на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 08.10.2014.
Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., пояснения представителя истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области Б. <...>, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Свердловской области (далее - истец, налоговый орган) обратилась в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Н. <...> (далее - ответчик, Н.) о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 год в размере <...> руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере <...> руб.; задолженности за 2011 год в размере <...> руб.
В обоснование иска налоговым органом указано о том, что Н. с <...> является собственником <...> доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>; с <...> собственником <...> доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>; с <...> собственником <...> доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>.
Ответчик Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что размер земельного налога должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельных участков N, N равной рыночной, которая установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2013 по состоянию на 01.01.2010.
Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга 08.10.2014 вынесено решение об удовлетворении иска, не согласившись с которым ответчиком подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, и принятии по делу нового судебного акта, которым будет произведен перерасчет земельного налога за 2011 год исходя из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2013.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Б. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила судебный акт оставить без изменения.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель истца указала, что рыночная стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2013 N, не подлежит применению к обязательствам по уплате земельного налога за 2011 год.
В судебное заседание не явился ответчик Н. <...>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом и в срок; его отсутствие не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Как следует из обстоятельств дел, Н. являясь собственником <...> доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>; собственником <...> доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>; собственником <...> доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, не исполнил надлежащим образом обязанность по уплате земельного налога за 2009, 2011 годы.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления N и N об обязанности уплатить земельный налог в срок до <...> и до <...> соответственно.
Поскольку в установленный срок налог ответчиком уплачен не был, налоговый орган направил ответчику требования N и N об уплате налога, пени, в которых предложил погасить задолженность в срок до <...> и <...> соответственно.
Однако и в этот срок налог и пени ответчиком не были уплачены, что явилось основанием для обращения с иском в суд <...>.
Установив данные обстоятельства, проверив расчет недоимки и пени по земельному налогу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований инспекции, удовлетворив их в полном объеме.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик настаивает на ошибочном расчете налоговым органом земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой, а не из рыночной стоимости земельных участков, ссылаясь на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2013 N.
В связи с данным обстоятельством, ответчик ставит на рассмотрение суда апелляционной инстанции вопрос, касающийся возможности применения кадастровой стоимости принадлежащих ответчику земельных участков, установленной указанным выше решением Арбитражного суда Свердловской области по состоянию на 01.01.2010, в качестве налоговой базы для исчисления суммы земельного налога за 2011 год.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.I Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на налоговые правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка.
Именно с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка в порядке п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации направлено на будущее время, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Принимая во внимание положения приведенных выше норм права, и учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, коллегия судей апелляционного суда приходит к выводу о том, что перерасчет земельного налога ретроспективно не осуществляется.
Следовательно, вступление в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2013 N, не может являться основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды, исходя из той кадастровой стоимости, которая установлена судебным актом, и не влечет образование у налогоплательщика переплаты по земельному налогу за 2011 год.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, фактически выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, решение суда не подлежит отмене, а жалоба ответчика - удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 08.10.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.С.ШУМКОВ

Судьи
Т.Н.ЧИРКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)